Содержание
Мотивация к спорту у ребёнка, одна из важных тем, как для родителей, так и для тренера. И это касается абсолютно любого вида спортивной деятельности. Эффективная и приносящая положительные результаты деятельность спортсмена, да и любого человека, лежит через понимание мотива этой самой деятельности.
Мотивация служит основой к постановке и реализации цели
Особенно важно сформировать устойчивую мотивацию к занятиям спортом на самых ранних этапах тренировочного процесса. Поскольку ребенок не понимает и не осознаёт смысла и мотивов тренировок.
Это касается не только темы детей в каратэ, в любом виде спорта, в любом кружке, чем бы не занялся ребёнок, ситуация будет ровно такой же. Поэтому именно на начальной стадии спортивной карьеры нужно сформировать мотивацию к занятиям.
Детская психология такова, что дети не могут пробросить перспективу в будущее и прикинуть важность и нужность тренировок и спорта в целом.
Мотивация в зале и дома
Достижение успеха требует большого проявления воли спортсмена. Волевые качества формируются на протяжение длительного времени. Интенсивная воспитательная работа способствует укреплению воли устойчивой мотивации к занятиям.
Тренер, понимая психологию юных спортсменов учитывает психологические и физические особенности ребят. Их некое сопротивление новому режиму, силовым нагрузкам, опаска и стеснение других детей в группе. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми положительных личностных качеств — сильнейшая мотивация для ребёнка.
Намного проще не водить в спортивную школу ребёнка, чем водить. Ведь для того, чтобы посещать секцию карате родителям придётся подстраиваться под тренировочный процесс. Менять своё расписание, тратить время и силы, приобретать спортивную одежду и следить за её опрятным состоянием, переживаться за неудачи и сталкиваться с ленью ребёнка и ещё многие многие факторы. Решая эти «проблемы» взрослый человек знает для чего это нужно ему и его ребёнку, родитель мотивирован и ведёт своё чадо к определенной цели. Именно эту цель и нужно донести до ребёнка понятным, детским языком.
Любой родитель начинает придумывать различные методы привлечения сына или дочки заниматься чем-то ещё помимо школы. Сталкиваясь с нежеланием ребенка заниматься в каком либо кружке или секции. Все мы прекрасно знаем и понимаем, что ребенок очень непостоянен в своих желаниях и выборе.
Желание ребенка заниматься должно рождаться не от страха наказания, не от сюрпризов и денежного поощрения, а от искреннего стремления.
Действия родителей для формирования мотивации к спорту у ребёнка.
Ниже перечислим несколько моментов которые будут способствовать формированию устойчивой мотивации у ребёнка:
- проговаривать о необходимости занятий спортом. Самый значимый и действенный пункт в формирование мотивации и отношения к спорту в целом. Постоянные беседы и разговоры о необходимости занятий. Аргументировать и приводить примеры для ребёнка, чтобы он понимал для чего ему это нужно. Дети воспринимают всё очень прямолинейно, как правило не «примеряя на себя» те навыки и умения которые они получают в спортивных секциях, клубах, школах развития. Поэтому, родителям нужно объяснять зачем необходимо посещать занятия и столько времени и сил тратиь на тренировки.
Например, не говорить очень абстрактно спорт это здоровье, а привести конкретный пример о том что спортсмены выглядят подтянутыми и стройными, с крепкими мышцами, а не с отвисшими животами, как у большинства сегодняшних школьников. Либо пример того, что в спортсмена закладывается настрой на победу, что тебе (ребёнок) будет легче идти к своим достижениям, так как цель будет победа, а не участие в процессе. Участие это тоже очень хорошо, но наш мозг так устроен ему нужно задавать планку выше, и поверьте, результат будет. Постоянно проговоривать о том какова цель занятий. Даже если родители настроенны не на большой спорт для ребёнка, а на гормоничное физическое развитие. Говорите об это ребёнку.
Все остальные пункты это настрой ребёнка в нужное русло, а вот самый действенный способ это беседа и разговоры о необходимости спорта.
- вызвать и проявлять интерес к спорту. Просмотр спортивных передач, спортивных журналов, фильмов о спорте и спортсменах;
- личный пример родителей, способен очень сильно мотивировать ребёнка;
- хвалите за успехи ребёнка, но при этом всё должно быть в меру. Поддержка и одобрение должны быть дозированы, без гипертрофии небольших побед;
- вызвать стремление к победе. Как пример помечтать вместе с ребёнком о том как он будет себя чувствовать когда одержит победу. Такими разговорами можно побудить ребёнка и вызвать чувство некой гордости за достижения, уверенности в силах;
- ходите на соревнования как зрители и как участники. Тренер всегда оценивает силы каждого спортсмена. Допустим, ребёнок не готов к участию, ни физически ни эмоционально, такого спортсмена просто не допустят к соревнованиям. И ещё один момент важно объяснить детям, в соревнованиях всегда участвуют спортсмены примерно одинаковой подготовки, в одном спарринге не будут участвовать новичок и бывалый спортсмен;
- поддерживать интерес ребёнка. Спрашивать о тренировках, интересоваться результатами, какими-то, казалось бы примитивными вещами, сколько раз присел или отжался;
- постановка небольших целей и достижение их. Согласитесь, преодолевать и побеждать маленькие трудности каждый день всегда приятнее, чем ставить одну глобальную и идти к ней годами. И как приятно будет ребёнку от видения своих собственных результатов здесь и сейчас;
- поощрять ребёнка даже тогда когда нет результатов. Важным моментом при этом является то, что ребёнок действительно должен был постараться над достижением цели. Он долго и упорно работал, но результат был плохим, а родители вошли в положение и утешили чем-то приятным (поездка, поход в кино или кафе, игра, слова поддержки);
- определить время для отдыха. Дайте ребёнку понять, что пять дней в неделю он ходит на тренировки, а суббота и воскресенье его законные выходные и в эти дни он делает что захочет. Без сомнений, ребёнку проще жить в чётком режиме, нежели быть предоставленному случаю;
- рассказать о достижениях его тренера и ребят, занимающихся в клубе. Каждые пол года проходят аттестационные семинары, на которых ребята демонстрируют свои знания и повышают свои ученические степени. Получение очередного пояса целое событие для всех юных спортсменов и гордость для их родителей;
- планировать будущее вместе с ребёнком. Это сработает только со старшими подростками. Тем не менее, подумайте вместе с ребёнком, какие положительные качества он приобретёт от занятий спортом. Каким образом может поменяться его характер, воля, самооценка и уверенность в собственных силах.
Подводя итог нужно ещё раз отметить о важности формирования мотивации детей в первый год начальной тренировочной деятельности. Не важно каким видом спорта или кружком или секцией будет заниматься ребёнок, структура является универсальной. Тот факт что ребёнок несколько часов занимается полезным делом, а не зависает в телефонах и гаджетах, уже должен смотивировать родителей. Принять решительные меры по воздействию и поддержанию интереса к общему развитию. Для становления устойчивой мотивации требуется огромная работа как от тренера, так и от родителей.
Мотивирующий фильм про живую легенду каратэ
Смотрите фильм про Рафаэля Агаева.
Азербайджанский каратист, пятикратный чемпион мира, одиннадцатикратный чемпион Европы, победитель IX Всемирных игр и Всемирных игр боевых искусств 2013, чемпион Европейских игр 2015 года и Исламских игр солидарности 2013 и 2017 годов, Заслуженный мастер спорта Азербайджанской Республики.
Невероятно трудолюбивый, спортсмен ворвавшийся в историю каратэ и завоевавший сердца многих любителей и гуру каратэ. Все наивысшие эпитеты и восторженные слова подходят Рафаэлю Агаеву.
Его рвение к победе и любовь к картаэ мотивируют и заряжают энергией.
Фильм Бриллиант мирового карате • Фильм о Рафаэле Агаеве
————читайте далее:
— Мотивация детей к занятиям спортом со стороны тренера
— Каратэ — это
— Карате для девочек
Начало›Вопрос-ответ›Чрезмерное волнение ребёнка мешает ему показывать хорошие результаты, как настроить ребёнка на соревнования?
Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте. Лучшие тренеры обычно сами являются хорошими психологами, но и им также в некоторых случаях требуется помощь родителей.
Правила для родителей
- Ведите себя так, чтобы ребенок знал, что проиграв или выиграв соревнования он проявил себя как боец, или наоборот. Вы его все равно любите, цените его усилия и не разочаровываетесь в нем. Это дает возможность избежать появления у ребенка страха перед неудачей, основанного на одобрении. Учитесь скрывать свои чувства, даже если ваш маленький пловец пока не оправдывает надежд и разочаровывает вас.
- Старайтесь быть объективным в оценке спортивных возможностей вашего ребенка, не каждый становится чемпионом страны или Олимпийским чемпионом.
- Помогайте своим детям советом, дружеской поддержкой и вниманием, но не читайте нотаций во время еды, по дороге в бассейн, на соревнованиях, на обратном пути.
- Воспитывайте и учите ребенка получать удовольствие от волнения, испытываемого им на соревнованиях и не бояться «провала». Пусть он рассматривает соревнования, как возможность проверить свои силы, как средство для повышения своего спортивного мастерства. Формируйте в нем правильное отношение к соревнованиям, где всегда надо стараться показать свое лучшее время.
- Не пытайтесь навязывать свой спортивный опыт. Старайтесь помочь ребенку, когда это необходимо, но и давайте ему возможность самому справляться со своими проблемами. Не заблуждайтесь, предполагая, что он относится к жизни как и вы, чувствует то же самое что и вы. Вы дали ему жизнь, а теперь дайте ему возможность самому попытаться разобраться и научиться понимать ее. Создайте такую обстановку, чтобы ребенок по собственной инициативе прибегал к вашей помощи. Не превращайте свою помощь в обузу для ребенка. Это относится и к нам, тренерам. Мы тоже стараемся не слишком опекать наших учеников, ставить их в положение прямой зависимости от нас, хотя некоторые тренеры и делают это для удовлетворения своего тщеславия. Спортсмен должен учиться самостоятельно и твердо стоять на ногах.
- Ни в коем случае не соперничайте с тренером, не ревнуйте к нему вашего ребенка, если после занятий он приходит домой и все время повторяет: «Тренер сказал…, тренер не разрешил…». Понятно, что подчас это трудно родителям, однако для их же пользы надо поддерживать тренера. Это намного облегчает задачу создания правильных взаимоотношений тренера с учеником. Старайтесь понять, что хочет тренер и быть ему авторитетным помощником.
- Не сравнивайте спортивные успехи вашего ребенка с другими пловцами группы, по крайней мере, в его присутствии. Старайтесь быть объективными и справедливыми в оценке способностей вашего ребенка не приукрашивая, но и не умаляя его достоинств.
- Попытайтесь составить свое мнение о тренере вашего ребенка. Если он не обладает необходимыми знаниями в области спорта, моральными качествами и принципами, которые он должен передать вашему ребенку, не оставляйте его у этого тренера.
- Всегда помните о том, что детям свойственно преувеличивать и когда их хвалят, и когда их критикуют, или наказывают. Сдерживайте свое отношение к тому, что дети рассказывают вам дома. Не торопитесь идти к тренеру и возмущаться, даже если вы чувствуете, что тренер был в чем-то не справедлив.
- Старайтесь разъяснить ребенку, что означает смелость, и что она бывает относительна. Существуют разные проявления смелости. Некоторые могут взбираться на горы, но бояться вступиться в защиту слабых. Объясните ребенку, что смелость не означает отсутствия страха. Тренироваться постоянно, монотонно и очень много тоже требует смелости!
Нижеследующие рекомендации подсказал нам Геннадий Дмитриевич Горбунов – лучший специалист в области психопедагогики, полжизни проработавший практическим психологом в спорте высших достижений. Будьте внимательны – это то, что и как не надо делать во время проведения соревнований.
- За несколько дней до соревнований, а еще лучше накануне, упорно указывать ребёнку на ошибки в технике или какие-то слабые показатели тренировочного процесса, сетуя на то, что совсем недавно у него было все в порядке.
- Где надо и где вовсе не надо, особенно в присутствии детей, сетовать на то, что костюмы, купальники, плавки и прочие атрибуты плохого качества, хуже чем у соперников, к тому же не соответствуют размерам.
- Приехав на соревнование, как можно больше говорить о том, что дорога была тяжёлой, автобус плохой, питание слабое, чаша бассейна забита, время для тренировок неудачное, вода холодная и т.д. и т.п.
- Чрезмерной заботливостью, бесконечным вниманием и опекой, особенно в режиме суетливости, демонстрировать ребёнку свою озабоченность, показывая, как много вы для него делаете в этой ситуации. При этом не скрывать своего напряжения и волнения. Пловец увидит, как у вас дрожат руки в момент нудного наставления, какой вы красный и потный, как неадекватно вы реагируете на простые ситуации и пр. А чтобы это было наиболее выразительно, надо просто забыть о том, что соревнование – это праздник, в котором самое главное – вдохновение, воодушевление и ожидание восторга.
- Без конца раздражаться по любому поводу, скулить и быть занудой. Давая установки, быть многословным, старательно, в тысячный раз, объяснять ребёнку нечто ну очень-очень важное…
- Как можно чаще говорить о важности и значимости предстоящего выступления, особенно конкретно напоминая, что можно получить в случае успеха и что упустить в случае неудачи, добавляя: «Я жду от тебя…Ты меня не подведи…» Или даже ласковое: «Ты уж постарайся, пожалуйста».
- Нарушить привычный распорядок дня, в стремлении сделать все «как можно лучше».
- Заметно изменить обычный характер общения, особенно старательно чередуя ласковое, нежное, заботливое обращение с раздражительностью, резкостью, грубостью.
- Настраивать спортсмена не на процесс деятельности (что, как и когда нужно делать), а на результат. Особенно на результат «фантастический», абсолютно не соответствующий подготовленности пловца и его самооценке этой подготовленности. Как вариант, после разминки сказать спортсмену: «А теперь возьми себя в руки и иди настраивайся на результат».
- Всячески успокаивать спортсмена, в том числе чаще повторять: «Да ты не волнуйся», «Ни пуха, ни пера» и пр.
- Не интересуясь мнением ребёнка, придти на соревнования всей семьёй, друзьями и, не зная, как они это будут делать, попросить их «поддерживать» свое чадо.
- Постараться, чтобы накануне соревнования друзья и близкие «навесили» на вашего ребёнка как можно больше медалей.
- В случае неудачного выступления спортсмена всем своим видом демонстрировать недовольство и удрученным тоном сказать: «Столько времени на тебя угрохали, денег потратили, а никакого толку нет, да и вряд ли будет».
Поделиться в соц. сетях
Опубликовано в Вопрос-ответ
Сегодня мы расскажем о том, как тренер может мотивировать ребенка на победу. В основу этой статьи легли мнения экспертов из области спорта — детского психолога, опытного тренера и действующей спортсменки.
В детском спорте тренер — самая ключевая фигура. Все начинается с тренера. Он может подбодрить ребенка перед соревнованием, стать примером для подражания или наставником по жизни. Тренер как второй родитель. Он способен задать нужное направление для развития и мотивировать на работу. Если тренер выбран правильно, ребенок будет ходить на занятия с удовольствием. Именно этот человек прививает ребенку любовь к спорту, формирует характер, учит справляться с поражениями, ставить новые цели и конечно, мотивирует на победу.
Мнение детского психолога
Перед соревнованиями любой человек испытывает нервозность, тем более маленький ребенок. Как может помочь тренер, рассказала Юлия Куколева, детский психолог:
Чтобы мотивировать кого угодно на что угодно — нужно выявить его потребности, а затем убедить, что благодаря определенным действиям, эти потребности будут удовлетворены. Детская психика, однако, очень ранима и тренер должен понимать, что можно легко нанести ребенку душевную травму. Особенно, если амбиции самого тренера гораздо выше, чем физические возможности ребенка. Взрослые стимулы для юного спортсмена не так важны.
Если тренер думает о деньгах, славе или интересах сборной в целом, то ребенок внутри себя хочет внимания, чтобы его считали хорошим и уважали. Нужно это понимать. Опять же с возрастом меняются приоритеты, но мысли «у меня ничего не получится», или «я плохой» не дают покоя некоторым детям. И таких мыслей много. Задача тренера убедить, что он хороший, его уважают и у него все получится.
Как мотивировать ребенка
Для того, чтобы мотивировать ребенка на победу, следует ему объяснить, что именно нужно делать: «ты выиграешь, если…», «чтобы тебя уважали, нужно…». Только будьте осторожны, ведь обманув ребенка и не оправдав ожидания, легко потерять авторитет, а вот обида и самокопание ребенка в результате могут довести его в лучшем случае до невроза. Но не будем о плохом. Общий совет — не приписывайте заслугу только ребенку, а говорите «мы». «Мы достигнем, мы молодцы, мы сможем». Это объединяет. В случае неудачи вы сможете смягчить горечь поражения фразами «нам немного не хватило», чтобы ребенок не считал, что только он виноват.
Мнение детского тренера по айкидо и джиу-джитсу
А сейчас мы узнаем мнение Тедеева Дмитрия Юрьевича — детского тренера по айкидо и джиу-джитсу («Школа воинских искусств Виктора Краевского»), автора книг «Айкидо и оружие» (Минск, «Харвест», 2004), «Сила меча» и «Небесный посланник» и соавтора нескольких художественных книг, в которых также затрагивается тема занятий айкидо («Бусый Волк», «Бусый Волк. Берестяная книга»):
Я вообще не считаю, что мотивировать ребенка на победу так необходимо. А если все-таки делать это, то только в том случае, если эта победа нужна именно ребенку, а не тренеру или родителям. Если ребенок достаточно хорошо подготовлен для этой победы. Если, максимально выкладываясь ради достижения победы, он не получит травму или какой-нибудь другой вред для себя.
Мне на всю жизнь запомнились мудрые слова знаменитого советского боксера, многократного чемпиона Ленинграда, неоднократного чемпиона СССР Ивана Князева: «Главное в боксе — не дать себя избить». Успешный спортсмен, делясь своим опытом с молодежью, утверждал, что в спорте главное — не стремление к победе. А умение в любой ситуации сохранять контроль над своими действиями, хладнокровие. Умение беречь себя, свое здоровье. Это даже для взрослых спортсменов крайне важно, для детей — тем более.
О честном тренере
Честный, порядочный тренер думает прежде всего о том, чтобы его воспитанники получали пользу от тренировок и соревнований. Чтобы гармонично развивались, укрепляли, а не подрывали здоровье, чтобы приобретали навыки, которые им понадобятся в дальнейшей жизни. Чтобы учились ставить цель и идти к ее достижению, последовательно и упорно. Чтобы учились побеждать свою слабость, страх, неуверенность, лень, расхлябанность. Это главное, на что действительно нужно мотивировать детей. А победы на соревнованиях — дело третьестепенное.
И даже если ну очень уж хочется, чтобы ребенок обязательно победил, мотивировать его лучше не на победу, а на борьбу. Азартную, интересную борьбу. На то, чтобы он максимально проявил на соревнованиях то, чего добился на тренировках. На то, чтобы он действовал уверенно и вдохновенно, не боялся проиграть. Внушать, что проиграть в честной напряженной борьбе — не стыдно, стыдно не проявить нужного упорства. «Делай, что должно, и будь, что будет». Если ты сделал все, что смог, можешь заслуженно гордиться собой, ты — победитель, независимо от формального результата.
Желание родителей и тренера
На деле очень часто бывает совершенно иначе. Родители жаждут соревновательных успехов своего ребенка не ради его пользы, а для удовлетворения собственного родительского тщеславия. Тренер тоже часто занимается удовлетворением профессиональных амбиций, самоутверждается за счет детей. За счет их здоровья, и физического, и психического. И, разумеется, очень жестко мотивирует детей на победу на соревнованиях — любой ценой. Даже плохо подготовленных, неважно. Умри, но сделай. Порви всех! Иначе — грош тебе цена, ты будешь слабаком и лузером.
Это нетрудно, дети легко внушаемы, ими легко манипулировать, а перед тренером, который для них обычно огромный авторитет, они вообще беззащитны. И дети самозабвенно, не щадя себя и своих соперников, рвутся к победе, часто повреждают при этом себе связки, ломаются. И физически, и психологически — если победы добиться все-таки не удалось. Проигрыш в таких случаях переживается как настоящее, большое горе. А такое происходит в большинстве случаев, ведь на одного победителя приходится как минимум несколько проигравших! Да и сам победитель счастлив не только потому, что сумел ярко проявить свои способности, но и из-за того, что его соперники проиграли.
Неправильная мотивация
Если ребенок радуется горю других детей, хорошо ли это? По-моему, это нездоровое чувство, поощрять его проявление — безответственно. А именно это и происходит при грубой, необдуманной мотивации на победу — ребенка заставляют всеми силами стремиться к тому, чтобы его сверстников постигла неудача, чтобы испытать торжество над побежденными. Заставляют испытывать жуткий страх перед возможным поражением, а само поражение переживать как непоправимую катастрофу, крах надежд, унижение, позор, подрыв самоуважения и уверенности в себе.
Родителям, чьи дети занимаются спортом, нужно твердо помнить, что спорт — для ребенка, но никак не наоборот. Самопожертвование в спорте — это для взрослых, если они сами сделают для себя такой выбор. А детям спорт должен приносить только пользу, без вариантов. Если происходит иначе, стоит очень серьезно подумать о том, чтобы уйти в другой вид спорта или к другому, более ответственному тренеру. Независимо от любых, даже самых блестящих спортивных успехов и перспектив.
Мнение детского тренера по растяжке, ОФП и художественной гимнастике
Завершат нашу статью советы детского тренера по растяжке, ОФП (общая физическая подготовка) и художественной гимнастике — Киры Прониной, которая на данный момент также является действующей воздушной гимнасткой:
Для того, чтобы мотивировать спортсмена на победу, тренер должен являться авторитетной личностью для ученика (не путать с суровым или злым педагогом). Мнение тренера и его советы не должны вызывать сомнения у ребенка. Для этого, во-первых, тренер должен быть профессионалом своего дела, а, во-вторых, на установление хорошего контакта уходит время. Только имея такой тип взаимоотношений можно говорить о правильном настрое и мотивации на победу.
Желание победить есть у всех, кто идет выступать и соревноваться, другое дело, что к нему примешиваются неуверенность в себе и сомнения в своих силах. Чтобы их преодолеть, тренеру необходимо строить тренировочно-подготовительный процесс таким образом, чтобы ученик раз за разом видел, как у него что-то начинает получаться, что он учится и совершенствуется, пусть это даже будет проявляться в незначительных вещах, но это необходимо для правильного настроя и мотивации.
Непосредственная подготовка к соревнованиям — процесс сложный, здесь необходимо преодолевать себя и стараться все делать правильно. Это не время для «и так сойдет». Как бы ни было жалко ученика, тренеру следует проявлять строгость во время тренировок, но при этом ни в коем случае не унижать и не подавлять спортсмена, а вне тренировок важна поддержка ребенка. В день Х необходимо дать знать спортсмену, что он умеет все необходимое и знает, как делать. Не надо стремиться сделать лучше обычного, необходимо выйти и сделать все правильно. Не критикуйте ребенка перед выходом на старт, ему и так страшно, дайте понять, что верите в него.
Подведем итоги
Действительно ли так важна победа? И если да, то кому? В первую очередь нужно учитывать интересы ребенка, а не желания тренера или родителей. Соревнования могут приносить такую же пользу, как и занятия в обычном режиме, главное научить маленького спортсмена правильно расставлять приоритеты и не воспринимать победу как единственную цель.
Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!
Поделиться статьей с друзьями: Используемые источники:
- https://k-66.ru/sposobi-motivacii-rebenka/
- http://swimapr.ru/chrezmernoe-volnenie-rebyonka-meshaet-emu-pokazyvat-xoroshie-rezultaty-kak-nastroit-rebyonka-na-sorevnovaniya/
- https://rebenokvsporte.ru/kak-trener-mozhet-motivirovat-rebenka-na-pobedu/