Как подготовить ребенка к первым соревнованиям, что говорить, как поддержать и помочь побороть страх — обо всем этом читайте в нашей статье.
Поддержка ребенка перед первыми в его жизни соревнованиями — трудоемкая задача, отнимающая довольного много сил, и в первую очередь моральных. По своей сложности она не выходит за рамки тех трудностей, с которыми сталкивается любой родитель в процессе воспитания своих детей, поэтому бояться здесь точно нечего.
В этой статье мы поговорим о том, как психологически поддержать ребенка перед соревнованиями. И первое, на что стоит обратить внимание — на слово «психологически». Очевидно, что физической подготовкой занимается тренер. Именно тренер лучше всего знает, как именно готовить ребенка к соревнованиям, какую нагрузку ему давать, и какой режим он должен соблюдать. Не стоит в день соревнования заставлять ребенка, например, делать зарядку или разминку, если вас не попросил об этом тренер — такие «благие» намерения могут только навредить.
Итак, всю физическую составляющую отдаем на откуп тренеру. А мы поговорим про психологию.
Чувства ребенка
Между соревнованиями на тренировках и «настоящим» соревнованием есть множество отличий. На «настоящих» соревнованиях ребенок испытывает чувства, доселе ему знакомые лишь косвенно — в соревновательных играх с родителями, с ровесниками, с партнерами по спортивной секции.
Так, ребенок во время подобных игр тоже испытывает возбуждение, мандраж, волнение, но эти чувства весьма слабы и сопровождаются пониманием игрового характера этих действий. На «настоящих» соревнованиях эти чувства приобретают «реальный» характер. Это уже не слабые, полу-проявления чувств, а настоящие по своей силе и влиянию чувства, обладающие возможностью трансформации в страх, и проявляющиеся физиологическими свойствами: учащенное сердцебиение, бегающий взгляд, гиперактивность.
Если тренер принял решение заявить вашего ребенка на детские соревнования, значит он многократно объяснял и рассказывал детям на тренировках о том, что это будут за соревнования, что там будет происходить, что там нужно будет делать и как все будет выглядеть. Это необходимая психологическая спортивная подготовка к соревнованиям, которую должен осуществлять тренер. Если же подобной психологической подготовки на тренировках не проводилось, то это повод как минимум задуматься о смене тренера. Ведь он должен обладать не только знаниями о физической составляющей своего дела, но и быть в то же время хорошим психологом, тем более при работе с детьми.
По мере приближения дня соревнований, в ребенке будет нарастать беспокойство. Оно может проявляться в необычном (или редком) поведении, в эмоциях и т.п. Отчасти данное напряжение снимается на тренировках, предшествующих соревнованиям, а также в образовательном учреждении, во время общения со сверстниками. После учебы или тренировок ребенок может вести себя «как обычно», но ближе ко сну эмоции могут возобладать снова.
Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.
Действия родителей
Нельзя мешать ребенку
- Не нужно навязывать ребенку свой спортивный опыт. Ребенок должен сам попытаться всему научиться и во всем разобраться. Перенося свой опыт на ребенка родители очень часто «перегибают палку», превращая совет в наставление, и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные другим заслуги.
- Не нужно заочно «спорить» с тренером («Твой тренер не прав»; «Я тоже тренировалась и знаю, что лучше вот так»). Нельзя подрывать авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
- Не нужно реагировать на «спортивный» страх и волнение как на настоящие страх и волнение. Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился. Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально и хорошо. Ребенок должен понимать, что соревнования — это то место, где ему нужно показать свои самые лучшие качества, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого.
- Не нужно сравнивать вашего ребенка и других детей. «Я смотрела вашу тренировку, а ваш Миша бегает быстрее всех!», «Ты очень хорошо играл сегодня, но как зовут того мальчика, который забил пять голов? Он молодец, надеюсь, он будет играть в вашей команде на соревнованиях!». В то же самое время, не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках. Действительно хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты здорово играешь, стараешься, ты молодец!».
- Не настраивайте ребенка на то, что поражение = печаль, грусть, и т.д. Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения, внушать ему то, что в случае поражения нужно испытывать какие-то особенные, страшные для ребенка эмоции («Я все сделал не так, я все проиграл», «Я хуже всех», и так далее). В случае поражения все эмоции придут к ребенку сами.
Что нужно помнить
- Помните о том, что соревнования для ребенка — намного больший праздник, чем соревнования для взрослых. Ребенок не готов, образно говоря, отдать за победу жизнь, что присуще профессиональным спортсменам. Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной, только вместо условного кинотеатра вы едете на детские соревнования — вот и все.
- После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок. Как правило, впечатления от соревнований, будь то победа или поражение, очень сильны, и ребенок будет хотеть много и долго разговаривать о том, что было, о том, как он смотрелся со стороны, что вы видели, и как все было. Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну все, мы уже в пятый раз об этом говорим, хватит» — говорите столько, сколько нужно ребенку. Это очень важная часть постсоревновательной психологической установки.
- Чрезвычайно важный момент — находитесь в контакте с ребенком. Привести родителей на стадион, начать играть матч, посмотреть на трибуну и увидеть, что родители сидят в телефоне/на что-то отвлечены/куда-то отошли (в туалет, например) — в общем, не следят за своим ребенком — одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка. Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном — где что уместно). Сходите заранее в туалет, купите заранее бутылку воды, сделайте все дела и все нужные звонки. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.
После соревнований
Помимо того, что написано выше (общение с ребенком, обсуждение его выступления), продолжите праздник, вне зависимости от результата соревнований. Поход в кафе, прогулка в парке, покупка воздушных шариков, и так далее — праздник соревнований должен быть продолжен праздником семейным.
В случае победы вы таким образом «отметите» ее, а в случае поражения, дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение этого с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.
В последнем абзаце можно было бы написать о том, что нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка, но, очевидно, это понимает каждый родитель, даже не участвующий в соревнованиях и не знающий, что такое спорт. Мы лишь советуем запомнить, что к детским соревнованиям негативные эмоции не имеют никакого отношения, а вот позитивные — да!
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!
Поделиться статьей с друзьями: 1852 «Несколько лет назад мой ребенок начал заниматься таэквондо. В последнее время он показывает достойные результаты, начал принимать участие в различных соревнованиях. Я понимаю, что нужно его как-то морально подготовить и поддержать, и делать это должен не только его тренер, но и родители. Но я не знаю, как это лучше делать».
Рекомендации дает главный внештатный психолог Бобруйска и Бобруйского района Лилия Рубцова.
– Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающимся спортом, но универсального, единого способа не бывает. Вы не найдете универсальной инструкции, ее просто невозможно составить, поскольку каждый ребенок – уникальная личность, со своим характером, психотипом, словарным запасом, жизненным опытом, отношением к жизни и т. д. К каждому ребенку необходим уникальный, индивидуальный подход, и каждая ситуация заслуживает не менее уникального анализа. Однако в психологии существует ряд принципов, на которых все строится.
- Не переносите свой спортивный опыт на ребенка, ваш ребенок должен попытаться научиться и во всем разобраться сам.
- Не перегибайте палку, желая дать совет, превращая совет в наставление и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные для других заслуги.
- Не подрывайте авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
- Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми и в то же самое время не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках.
Хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты молодец! Ты здорово играешь, стараешься!». Нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка.
- Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился.
Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого. Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной – просто вместо условного парка или кинотеатра вы едете на детские соревнования.
- Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения («Я все сделал не так, я все проиграл, я хуже всех!» и т.д.).
Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше и выступают лучше. Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт. Самое главное во всем этом – научить ребенка перестать бояться поражения. Внушить ему, что поражение – не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и двигаться дальше.
- Если ребенок проиграл на соревнованиях, родителям стоит вести себя естественно, не обманывать его, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.
Поговорите с ребенком о том, что он сделал хорошо – пусть даже в итоге он проиграл. Поиск положительных моментов даст ему огромный заряд мотивации на будущее. Один хороший поступок запоминается намного лучше, чем множество плохих поступков. Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили – причем в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!
- После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок.
Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну сколько можно… уже в пятый раз об этом говорим, хватит!». Рефлексии очень важная часть постсоревновательной психологической установки. И еще очень важный момент – устройте семейный праздник, вне зависимости от результата соревнований (например, поход в кафе, прогулка в парк, кино). В случае победы вы таким образом отметите ее, а в случае поражения дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение ситуации с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.
- Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном).
Одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка – посмотрев на трибуну, увидеть, что родители сидят в телефоне, на что-то отвлечены, куда-то отошли (в туалет, кафе, например) – в общем, не следят за ним. Сделайте все дела и все нужные звонки заранее. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.
- Постарайтесь создать в семье атмосферу безопасности и любви, дайте ребенку понять, что он всегда может поговорить с вами или обратиться за советом.
Если вы не можете что-то сделать так, как хочет рбенок, обязательно объясните ему причины этого спокойно и понятно. Уважение к родителям и страх по отношению к ним – разные вещи.
Начало›Вопрос-ответ›Чрезмерное волнение ребёнка мешает ему показывать хорошие результаты, как настроить ребёнка на соревнования?
Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте. Лучшие тренеры обычно сами являются хорошими психологами, но и им также в некоторых случаях требуется помощь родителей.
Правила для родителей
- Ведите себя так, чтобы ребенок знал, что проиграв или выиграв соревнования он проявил себя как боец, или наоборот. Вы его все равно любите, цените его усилия и не разочаровываетесь в нем. Это дает возможность избежать появления у ребенка страха перед неудачей, основанного на одобрении. Учитесь скрывать свои чувства, даже если ваш маленький пловец пока не оправдывает надежд и разочаровывает вас.
- Старайтесь быть объективным в оценке спортивных возможностей вашего ребенка, не каждый становится чемпионом страны или Олимпийским чемпионом.
- Помогайте своим детям советом, дружеской поддержкой и вниманием, но не читайте нотаций во время еды, по дороге в бассейн, на соревнованиях, на обратном пути.
- Воспитывайте и учите ребенка получать удовольствие от волнения, испытываемого им на соревнованиях и не бояться «провала». Пусть он рассматривает соревнования, как возможность проверить свои силы, как средство для повышения своего спортивного мастерства. Формируйте в нем правильное отношение к соревнованиям, где всегда надо стараться показать свое лучшее время.
- Не пытайтесь навязывать свой спортивный опыт. Старайтесь помочь ребенку, когда это необходимо, но и давайте ему возможность самому справляться со своими проблемами. Не заблуждайтесь, предполагая, что он относится к жизни как и вы, чувствует то же самое что и вы. Вы дали ему жизнь, а теперь дайте ему возможность самому попытаться разобраться и научиться понимать ее. Создайте такую обстановку, чтобы ребенок по собственной инициативе прибегал к вашей помощи. Не превращайте свою помощь в обузу для ребенка. Это относится и к нам, тренерам. Мы тоже стараемся не слишком опекать наших учеников, ставить их в положение прямой зависимости от нас, хотя некоторые тренеры и делают это для удовлетворения своего тщеславия. Спортсмен должен учиться самостоятельно и твердо стоять на ногах.
- Ни в коем случае не соперничайте с тренером, не ревнуйте к нему вашего ребенка, если после занятий он приходит домой и все время повторяет: «Тренер сказал…, тренер не разрешил…». Понятно, что подчас это трудно родителям, однако для их же пользы надо поддерживать тренера. Это намного облегчает задачу создания правильных взаимоотношений тренера с учеником. Старайтесь понять, что хочет тренер и быть ему авторитетным помощником.
- Не сравнивайте спортивные успехи вашего ребенка с другими пловцами группы, по крайней мере, в его присутствии. Старайтесь быть объективными и справедливыми в оценке способностей вашего ребенка не приукрашивая, но и не умаляя его достоинств.
- Попытайтесь составить свое мнение о тренере вашего ребенка. Если он не обладает необходимыми знаниями в области спорта, моральными качествами и принципами, которые он должен передать вашему ребенку, не оставляйте его у этого тренера.
- Всегда помните о том, что детям свойственно преувеличивать и когда их хвалят, и когда их критикуют, или наказывают. Сдерживайте свое отношение к тому, что дети рассказывают вам дома. Не торопитесь идти к тренеру и возмущаться, даже если вы чувствуете, что тренер был в чем-то не справедлив.
- Старайтесь разъяснить ребенку, что означает смелость, и что она бывает относительна. Существуют разные проявления смелости. Некоторые могут взбираться на горы, но бояться вступиться в защиту слабых. Объясните ребенку, что смелость не означает отсутствия страха. Тренироваться постоянно, монотонно и очень много тоже требует смелости!
Нижеследующие рекомендации подсказал нам Геннадий Дмитриевич Горбунов – лучший специалист в области психопедагогики, полжизни проработавший практическим психологом в спорте высших достижений. Будьте внимательны – это то, что и как не надо делать во время проведения соревнований.
- За несколько дней до соревнований, а еще лучше накануне, упорно указывать ребёнку на ошибки в технике или какие-то слабые показатели тренировочного процесса, сетуя на то, что совсем недавно у него было все в порядке.
- Где надо и где вовсе не надо, особенно в присутствии детей, сетовать на то, что костюмы, купальники, плавки и прочие атрибуты плохого качества, хуже чем у соперников, к тому же не соответствуют размерам.
- Приехав на соревнование, как можно больше говорить о том, что дорога была тяжёлой, автобус плохой, питание слабое, чаша бассейна забита, время для тренировок неудачное, вода холодная и т.д. и т.п.
- Чрезмерной заботливостью, бесконечным вниманием и опекой, особенно в режиме суетливости, демонстрировать ребёнку свою озабоченность, показывая, как много вы для него делаете в этой ситуации. При этом не скрывать своего напряжения и волнения. Пловец увидит, как у вас дрожат руки в момент нудного наставления, какой вы красный и потный, как неадекватно вы реагируете на простые ситуации и пр. А чтобы это было наиболее выразительно, надо просто забыть о том, что соревнование – это праздник, в котором самое главное – вдохновение, воодушевление и ожидание восторга.
- Без конца раздражаться по любому поводу, скулить и быть занудой. Давая установки, быть многословным, старательно, в тысячный раз, объяснять ребёнку нечто ну очень-очень важное…
- Как можно чаще говорить о важности и значимости предстоящего выступления, особенно конкретно напоминая, что можно получить в случае успеха и что упустить в случае неудачи, добавляя: «Я жду от тебя…Ты меня не подведи…» Или даже ласковое: «Ты уж постарайся, пожалуйста».
- Нарушить привычный распорядок дня, в стремлении сделать все «как можно лучше».
- Заметно изменить обычный характер общения, особенно старательно чередуя ласковое, нежное, заботливое обращение с раздражительностью, резкостью, грубостью.
- Настраивать спортсмена не на процесс деятельности (что, как и когда нужно делать), а на результат. Особенно на результат «фантастический», абсолютно не соответствующий подготовленности пловца и его самооценке этой подготовленности. Как вариант, после разминки сказать спортсмену: «А теперь возьми себя в руки и иди настраивайся на результат».
- Всячески успокаивать спортсмена, в том числе чаще повторять: «Да ты не волнуйся», «Ни пуха, ни пера» и пр.
- Не интересуясь мнением ребёнка, придти на соревнования всей семьёй, друзьями и, не зная, как они это будут делать, попросить их «поддерживать» свое чадо.
- Постараться, чтобы накануне соревнования друзья и близкие «навесили» на вашего ребёнка как можно больше медалей.
- В случае неудачного выступления спортсмена всем своим видом демонстрировать недовольство и удрученным тоном сказать: «Столько времени на тебя угрохали, денег потратили, а никакого толку нет, да и вряд ли будет».
Поделиться в соц. сетях
Опубликовано в Вопрос-ответИспользуемые источники:
- https://rebenokvsporte.ru/rebenok-i-ego-pervye-sorevnovaniya-kak-podderzhat/
- https://bobruisk.ru/news/2019/02/04/psihologiya-kak-moralno-podgotovit-rebenka-k-sorevnovaniyam
- http://swimapr.ru/chrezmernoe-volnenie-rebyonka-meshaet-emu-pokazyvat-xoroshie-rezultaty-kak-nastroit-rebyonka-na-sorevnovaniya/