Процесс привыкания ребенка к условиям детского сада является сложным и довольно длительным. Прежде всего, нужно подготовиться родителям.
Необходимо осознавать, что слова, действия и прерогативы в воспитании ребенка обусловливают то, насколько легко или сложно он сможет войти в новые условия жизни — условия детского сада.
Изменения окружающей среды и обычного образа жизни прежде всего приводят к эмоциональному напряжению ребенка. Настрой отражает состояние здоровья и является важным фоном для его развития. Поэтому длительное пребывание маленького ребенка в подавленном настроении вызывает ухудшение его психического развития. Для того, чтобы плохое настроение ребенка не помешало его вхождению в новую ситуацию жизнедеятельности, очень важно положительно настроить ребенка к предстоящим изменениям в его жизни.
Очень часто родители ведут ребенка в детский сад при необходимости, через домашние обстоятельства и относятся к нему сочувственно, с сожалением, рассказывают в присутствии ребенка о своих переживаниях родственникам, соседям, знакомым. В такой ситуации ребенок также начинает себя жалеть, капризничает, отказывается ходить в детский сад. У него просто нет оснований верить в то, что в детском саду все будет хорошо, весело, интересно, ведь родители говорят совсем о другом.
Детский сад-не пытка
Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка детским садом, угрожать: «Не будешь слушаться — отдам в детский сад», а затем, когда ребенок уже начал посещать детскую группу, угрожать оставить его в детском саду, если он не перестанет плакать или капризничать. Это может вызвать у ребенка страха перед детским садом и, безусловно, ухудшит его состояние в период привыкания к незнакомому окружению, замедлит процесс его вхождения в новые условия жизни. В ситуации, когда взрослые реагируют на слезы маленького привереды обещанием оставить его в детском саду (в качестве наказания), попытки успокоить ребенка обычно имеют обратный эффект: он плачет еще более горько, поскольку переживает, что его покинули, свою ненужность.
Положительный настрой ребенка
Но мы можем достигнуть нужного-положительного эффекта у ребенка, если объясним ему, что новый для него дом – необходимость, новый, «взрослый этап» в его жизни, он растет, становится взрослым. Это поможет ему определить для себя жизнерадостное отношение к детскому саду, как правильное, Например, можно акцентировать внимание на том, что пришло время идти в детский сад, что он уже взрослый (обычно двух-трехлетние дети этим очень гордятся), и только маленькие дети с мамой находятся дома, а большие ходят в детский сад, так же, как папа и мама на работу. Желательно рассказывать (в присутствии ребенка) знакомым, друзьям с гордостью о том, что «наш Илья уже взрослый, скоро в детский сад пойдет!»
Здесь настрой ребенка на посещение детского сада играет очень важную роль. Поэтому о начале этого периода в жизни ребенка надо говорить как о событии радостном, ожидаемом. Ни в коем случае не стоит позиционировать детский сад в качестве наказания.
Стоит вести себя так, будто ничего не случилось. Так можно уберечь ребенка от лишних переживаний, а уверенность взрослых передается ребенку, он станет сильнее и смелее.
Спокойное и уверенное вхождение в новую ситуацию обеспечит ребенку осведомленность о жизни в детском саду. Процесс адаптации ребенка к детскому саду связан с определенной нагрузкой на его нервно-психическое состояние.
Оказавшись в незнакомом окружении, ребенок переживает недостаток информации, и должен интенсивно адаптироваться к новым обстоятельствам. Это обусловливает эмоциональное напряжение, тревожность различной степени выраженности.
Дефицит адекватной информации, отсутствие социального опыта обусловливает возникновение временной не адаптивности ребенка. Наличие у ребенка предварительной положительной информации о новой среде определяет степень его эмоционального напряжения непосредственно в период адаптации к детскому саду.
Родителям стоит рассказывать ребенку, например, как они сами ходили в детский сад, что было там интересного.
Итак, сформировано положительное отношение ребенка к детскому саду, которое обусловит легкость вхождения в новые условия. А системное педагогическое воздействие, направленное на обогащение ребенка положительной информацией, позволит снизить эмоциональное напряжение в адаптационный период.
<font>Как подготовить ребёнка к детскому саду</font> В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому саду, предлагаю ряд рекомендаций. Настроен ли ребенок на детский сад? </li> Как ребенок реагирует на рассказы о других детях, о садике? Нравится ли ему слушать о жизни в детском саду, задает ли он вопросы? В рассказах о «садиковской» жизни обратите внимание на то, что все дети вместе кушают, спят, играют, что много нового, интересного дети узнают от воспитателя. Перед посещением детского сада малыш должен научиться ходить на горшок (или проситься в туалет), умываться, частично одеваться, кушать. Будьте адекватны в оценке способностей ребенка.</li> Любой ребенок нуждается в похвале. Но важно при похвале, поощрении оговаривать, что у него получилось, а что – нет. Родители должны быть тактичны. Если способности ребенка, его успехи как будто не замечаются родителями, у малыша пропадает уверенность в себе. Перехваливать ребенка также не стоит – он будет переоценивать свои возможности, трагически переживать неудачи. Если ребенок давно умеет самостоятельно есть суп ложкой, не стоит хвалить его каждый раз за это, зато можно заметить, как аккуратно он поел в этот раз. Похвала может быть разной – для одного достаточно кивка взрослого, другого нужно дружески обнять, а третий ждет подробного описания – что именно у него хорошо получилось. Насколько самостоятелен ребенок?</li> При развитии самостоятельности следует помнить, что родители являются примером для подражания – если взрослые не кладут свои вещи на место, не убирают за собой со стола посуду, бессмысленно требовать этого от ребенка. Когда ребенок говорит «я сам», дайте ему возможность действовать самостоятельно, не критикуя и не предрекая заранее неудачу.Признаки достаточно развитой самостоятельности в дошкольном возрасте:Проверьте здоровье ребенка</li> Перед началом посещения детского сада необходимо пройти полное медицинское обследование. Информация, полученная от разных специалистов, позволит определить, насколько начало посещения садика может повлиять на самочувствие ребенка. Многие болезни обостряются именно в период адаптации, к тому же снижается иммунитет (отсюда частые простудные заболевания). Окулист, лор, невропатолог, психолог помогут вовремя выявить проблемы со здоровьем, которые помешают при обучении, затруднят адаптацию, и начать лечение. <font>Это нужно знать!</font>Учите ребенка правилам поведения. Ребенок любопытен от природы, но чувство безопасности еще не развито. Нужно объяснять и показывать на своем примере, что другим людям, детям нужно помогать. Донесите до своего ребенка, что драки, кусание недопустимы в детском коллективе (учите договариваться, объяснять свои эмоции словами). В семье нужно соблюдать правила вежливости, только глядя на взрослых малыш научится использовать слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «здравствуйте». Если ребенок кого-то обидел, помогите ему попросить прощения. Объясняйте, что чужие вещи брать без спроса нельзя. Малыш должен знать, что из садика, из дома одному или с чужим человеком уходить нельзя, что не нужно разговаривать с незнакомым человеком, когда рядом нет родителей или воспитателя. </li>Не кричите на ребенка! Даже если он совершил проступок, лучше (и действеннее) понятно, доходчиво объяснить, в чем конкретно его ошибка и предложить варианты правильного поведения или исправления допущенной ошибки. Ребенок не должен бояться наказания, Вас, иначе он начнет скрывать, обманывать. Если ребенок честно признался в провинности, это показатель его доверия к Вам. </li>Не пугайте малыша чужими людьми. Если родители внушают, что всех чужих людей надо бояться, ребенок растет недоверчивым, долго и тяжело привыкает к новым людям (воспитатель, учитель). Ни в коем случае не пугайте малыша воспитателем! («Вот пойдешь в садик, там тебя за это накажут»). У ребенка должен быть круг общения, в котором он свободно будет контактировать как со взрослыми, так и с детьми (детская площадка, детский клуб, родственники). Учите ребенка общаться с людьми избирательно, проговаривая и проигрывая разные жизненные ситуации. </li>Будьте другом! Ребенка нужно воспитывать как равного, рассказывая, объясняя то, что ему интересно (учитывая возраст), делиться своими переживаниями (опять же, учитывая возраст, без перекладывания своих проблем на детские плечи). Про типы семейного воспитания и ошибки написано в других статьях Важно привлекать ребенка к выполнению домашних дел, к обсуждению покупок, к планированию отпуска. Если что-то пообещали, выполните либо объясните, почему в этот раз не получилось. Последствия невыполненных обещаний: малыш все меньше доверяет родителям, перестает их уважать. Ребенку важно, чтобы близкие взрослые играли вместе с ним в настольные и подвижные игры. </li>Пусть малыш приобретает трудовые навыки. Для начала это – навыки самообслуживания (умываться, одеваться, убирать за собой со стола, складывать на место игрушки). Далее – элементарная помощь по дому, знакомство с профессиями (врач, шофер, дворник, повар и т.д.). А есть еще и ручной труд – умение самостоятельно или с помощью взрослого сделать поделку из бумаги, пластилина. Таким образом развивается внимание, мышление, память, умение доводить начатое дело до конца. </li>Учите ребенка выражать негативны эмоции адекватно. Маленький ребенок в состоянии гнева себя не контролирует, он может все раскидывать, драться, царапать и кусать себя и окружающих. Бывает и так, что таким образом ребенок добивается желаемого – новой игрушки, конфеты и т.д. Родителям важно быть последовательными и спокойно воспринимать всплески недовольства ребенка, ведь в такие моменты бесполезно наказывать, что-то объяснять, нужно постараться успокоить, отвлечь. («Сначала ты успокоишься, перестанешь плакать, а потом мы все обсудим без слез и криков»). Избегайте угроз (например: «Если не будешь слушаться, выгоню из дома») и физических наказаний. </li>Рассказывайте и показывайте на примерах, что нельзя делать, а что – можно. Родители не только на словах объясняют, что сквернословие, воровство, вранье, ябедничество считаются плохими поступками, но и на своем примере показывают и доказывают это. Часто ребенок ведет себя так же, как родитель, рассуждая: «Почему маме можно говорить папе плохие слова, а мне нет???» Сквернословие. Ребенок общается, разговаривает так, как принято в его семье и выносит «семейный» запас слов на публику. К сожалению, часто эти слова недопустимы для общения в детском коллективе и оскорбляют слух окружающих людей. Бывает и так, что ребенок «несет» нецензурные слова из садика, с детской площадки. В таком случае не стоит акцентировать внимание ребенка на этих словах, достаточно объяснить, что они недопустимы в Вашей семье и используют их некультурные люди. Ребенок должен знать Ваше отношение к таким словам, поэтому не бойтесь сказать, что Вам они не нравятся, Вы расстраиваетесь, когда слышите от ребенка такое. Для того, чтобы помочь ребенку забыть нецензурные слова, предложите использовать необидные выражения (например, «елки-палки», «укуси меня пчела»). Воровство. Маленькие дети (многие до 5-6 лет) не разделяют свое и чужое. Он может взять чужую вещь, еду, питье, игрушку. Важно различать нормальное поведение ребенка, обусловленное слабо развитой произвольностью и проблемное поведение. Стоит задуматься, если после многократных объяснений ребенок продолжает брать чужие вещи, при этом прячет их, говорит неправду («мне подарили»), скрывает реальную ситуацию. Возможно, таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание родителей или воспитателя (не хватает ласки, любви). В таких случаях ругать ребенка, наказывать бесполезно и даже вредно – вы загоняете проблему внутрь. Надо постараться дать ребенку то, в чем он нуждается – увеличьте время, проводимое вместе, найдите общее занятие, игру, которая будет интересна и Вам, и ему, подчеркивайте положительные проявления (вежливо ответил, помог донести сумку, убрал игрушки, сам признался в проступке и т.д.). Если случаи воровства повторяются, нужно обратиться за помощью к психологу. Детская ложь. Ребенок воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослый человек, часто мир фантазий тесно переплетен с реальностью и малыш, говоря неправду, искренне верит в то, что не врет. Но важно отличать фантазии ребенка от реальной лжи, когда ребенок что-то скрывает, не признается в проступке. Ребенок должен понять, что родители расстроятся из-за обмана больше, чем из-за сломанной игрушки. Как упоминалось выше, при физических наказаниях и унижении достоинства ребенка, отсутствии доверия он вынужден скрывать правду, чтобы хоть как-то защититься. Одна из причин возникновения детской лжи – пример близких взрослых! Часто родители не обращают внимание на » мелкую» бытовую ложь, для них нормально скрывать что-то друг от друга. Например, мама говорит: «Сегодня погода отвратительная, холодно, не хочется на улицу выходить», а чуть позже, встретившись с соседкой: «Да, я тоже люблю такую погоду, свежо…» Ребенок постоянно наблюдает за взрослыми и делает свои умозаключения: «Если мама или папа говорят неправду, то и мне можно». Если случилось так, что Вам необходимо что-то скрыть, недоговорить, объясните ребенку причину («Бабушка больна, ее нельзя тревожить, поэтому сегодня мы ей не будем рассказывать о наших неприятностях»). </ul></li>Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Можно сравнивать ребенка лишь с ним самим (теперь и раньше), но не с братом, другом, соседом и т.д. Каждый человек индивидуален. Если в семье несколько детей, похвалив одного, нужно не забыть и про другого. Подчеркивая достоинства других детей, вы зарождаете в своем ребенке неуверенность, агрессию, замкнутость и как следствие – отказ от выполнения задания, поручения («все равно я плохой, у меня не получится»). </li>Ругайте только по делу. Родители являются организаторами жизнедеятельности ребенка. С раннего детства они обсуждают с малышом вопросы, доступные детскому пониманию. Если требовать от малыша послушания во всем, часто ругать, критиковать, вырастет несамостоятельный и безынициативный человек. Подростковый возраст у таких детей – критический, возникает множество проблем и разногласий с родителями, подросший ребенок бунтует. Поэтому с самого юного возраста нужно учиться уважать ребенка, искать компромисс. Если Вы недовольны его поведением, нужно выяснить, почему он ТАК поступил, потом объяснить, как можно поступить иначе, чтобы не обидеть окружающих. Часто необходимо объяснять малышу эмоции, чувства других людей. </li>Расскажите о разнице между мальчиками и девочками. К трем годам малыш должен знать, мальчик он или девочка, он улавливает разницу в одежде, в прическе. В детском саду ребенок увидит и физиологические отличия полов. Важно, чтобы эта информация не стала для него шоком, поэтому стоит заранее рассказать (учитывая возраст ребенка) о различии строения тела мальчика и девочки. </li>Рубрика: Поведение ребенка до 3 летВсе записи 64Ответить← Тревожные детиО каких подарках мечтают наши дети →Пожаловаться—>Читайте также Библиотека Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям Прямой эфир За ужином сын выдал: У меня есть план, как победить вирус, — его надо отправить в космос, там он ст… Библиотека Ребенок рисует черным цветом: комментарии психологов Вопросы и ответы Derinat 2020 Прямой эфир Прочитайте всю переписку с моей соседкой СВЕРХУ и дайте советы!?начните с посл страницы Вот первый… Вопросы и ответы Ребенок 5.5 лет не может запомнить буквы Библиотека Простые способы, которые помогут отучить ребенка грызть ногти на руках Прямой эфир Прочитала один пост. Стало интересно, считаете ли Вы, что ребенок до 2ух лет может баловаться? Дела… Вопросы и ответы Девчонки <index>
Если Вы решили, что вашему отпрыску уже совсем скоро надо начать «визитировать» в детский садик, то к этому делу нужно подготовиться наперед.. Ведь для ребёнка это новый «климат», ещё неизведанный и в чем-то сложный. Да и Вам будет проще, если кроха быстрее «притрется» в детсаду.
Требования:
1. Малышу нужно знать горшок и самому его просить.
2. Ребенку требуется многообразное меню (овощи, супы, каши, фрукты и т.д.), чтобы в детском саду у воспитателей не возникало сложностей с его кормлением.
3. Также малютке уже нужно самому пить и кушать.
4. Приспособиться ребёнку будет легче, если он будет уметь элементарно обслужить себя: вымыть руки с мылом, одеть одежу и обувь.
5. Малыш должен отличать собственные вещи от «не своих». Для этого можно уже дома обозначать его одежду разными знаками — это могут быть сходные нашивки на всех вещах – фрукты, игрушки, имя и прочее.
6. Ребёнок должен не только отличать «мое» от чужого, но и знать, что не «свое» можно брать только с позволения.
7. Вы должны «взрастить» в малыше деликатность к вещам и игрушкам.
8. Малютке необходимо уметь самому укладываться спать, то есть его не надо укачивать и убаюкивать.
9. Ко времени принятия в детский сад ребёнок уже не должен ощущать необходимость в «пустышке».
10. Почаще выходите гулять на детскую площадку и наблюдайте, как контактирует Ваш ребёнок с другими ребятами, при этом объясняйте ему, как следует это делать правильно. Его отношение к другим должно быть хорошим и уважительным.
11. Малыш не должен проявлять недоброжелательность в виде гнева, истерик или драки.
12. Но ребёнок должен знать как контактировать не только с однолетками, но и со взрослыми.
Все эти умения и знания должны быть восприняты к двухлетнему возрасту.
С вашей стороны важно позаботится о прививках ребёнку, а в начальные дни посещения детского сада по рекомендации вашего лечащего доктора можно применять медикаментозные препараты для укрепления организма.
Также стоит морально расположить ребёнка к походу в дошкольное заведение. Следует объяснить ему это как что-то непосредственное, а не говорить об альтернативе тому, что оставаться дома он уже не может. Расскажите крохе, что детский сад — это как ступенька к его взрослению. Каждый ребёнок очень хочет быть взрослым, поэтому подобный подход зачастую срабатывает. Также увлеките малыша тем, что в детском саду он приобретет новых товарищей.
В дополнение: если Вы уже определились с детским садом, можете чаще осуществлять прогулки возле него, чтобы ребёнок видел, как весело играют детки, чтобы ему самому очень хотелось там оказаться.
Ещё одна немаловажная вещь: за несколько недель до похода в детский сад чаще «отдавайте» ребёнка бабушке, дедушке, тёте или дяде. Малышу всегда трудно оставаться без мамы, отсюда и слёзы перед сборами по утрам. Будет полезным заранее приучить его к небольшим расставаниям: он должен понимать, что Вы всё равно каждый раз снова будете с ним.
Постарайтесь, чтобы – особенно в первое время – и дорога до детского сада была для ребенка комфортной: конечно, вовсе не обязательно покупать mercedes новый, но и тащить малыша с тремя пересадками в толпе – тоже не выход. Иначе одно может наложиться на другое, и вуаля: утром ребенок упирается до последнего.
Возможно, лучшим решением будет, если в детский сад попервоначалу ребёнка будут провожать папа, бабушка или другая родня. Обычно «прощание» с ними ребёнок не так серьезно переносит.
В первое время «визита» в детсад малыша стоит покидать буквально на час-полтора, поэтапно умножая этот промежуток.
Непременно стоит обговорить с воспитателем ситуационные шаблоны и манеры вашего отпрыска и специфику его характера. Когда приходите уводить малютку из детсада, переговорите с воспитателемо поведении ребёнка, возможно воспитатель даст Вам совет или указание. По пути домой спрашивайте малыша о его дне и, конечно, одобряйте любые его успехи.
Срок на привыкание зачастую насчитывает месяц. В это время Вам лучше всего быть дома и в конкретный момент по вызову воспитателя пребыть в детский сад.
</index>Используемые источники:
- https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-roditelyami/44-polozhitelno-nastraivaem-rebenka-v-detskij-sad
- https://www.baby.ru/blogs/post/20209447-15708935/
- https://www.znaikak.ru/kaknastroitrebenkanaperviypohoddetskiysad