Содержание
Учебный год только начался, а ребенок не чувствует интереса к школе. Выполнению домашних заданий он предпочитает общение с друзьями или компьютером, чтение книг не по программе или другие занятия. Наверное, с такой проблемой сталкивалась не одна семья. И если в некоторых других ситуациях можно выбрать позицию «не хочет – пусть не делает», то в данном случае она по понятным причинам не работает. Как помочь ребенку в учебе, заинтересовать его школьными предметами и создать мотивацию?
Прежде всего, не стоит записывать свое чадо в лентяи или, тем более, в неудачники. Изначально стремление к познанию нового заложено в любом ребенке. И ваша задача – разобраться, почему оно пропало или проявляется не активно. Особенно если ваш ребенок находится на том этапе жизни, который принято называть «пубертатным периодом». Ведь именно в это время происходит переоценка ценностей, смена мотивации. Это маме и папе может казаться, что подросток просто так лежит на кровати. На самом деле он либо находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, либо погружен в свои мысли. В любом случае родители не должны его ругать и критиковать за невнимательность к учебе. Им нужно как можно чаще говорить с ребенком, показывать, что они его поддерживают. Главное не контролировать каждый шаг подростка и не стараться навязать ему свою точку зрения, а слушать его мнение.
Но потеря интереса к познанию нового встречается не только у подростков, но и у учеников младших классов. Как настроить ребенка на учебу в таком случае? Однозначный ответ дать невозможно – ведь детки все разные. Что сработает с одним, может не помочь другому. Поэтому мы рассмотрим несколько разных способов.
Как заинтересовать ребенка учебой?
Как заинтересовать ребенка учебой? Об этом задумывается ни одно поколение родителей. Прежде всего, ребенок должен понимать, для чего он учится. Это взрослые привыкли выполнять некоторые неприятные дела только потому, что надо. С детьми этот фокус не пройдет. Они должны понимать цели обучения и быть настроенными не на конечный результат (хорошую оценку), а на процесс.
Попробуйте поговорить с чадом о том, кем он хочет стать в будущем. Объясните, что для этого ему необходимо будет хорошо разбираться в тех или иных школьных предметах. Без таких знаний он не только не добьется успеха в выбранной профессии, но и вряд ли вообще сможет ее освоить. Здесь еще важно понимать следующий момент: вы сделаете упор на ряде предметов (понятно, что для каждой профессии существует свой перечень необходимых наук). Но нужно обязательно объяснить ребенку, что при этом он не должен запускать другие школьные дисциплины, которые косвенно могут повлиять на его успех в карьере. Например, если чадо хочет выбрать гуманитарную профессию, ему потребуются и точные науки – они помогут ему научиться мыслить логично, что непременно пойдет на пользу. А если ребенок решил стать, например, ученым-физиком, то должен понимать, что ему предстоят публичные выступления. Таким образом, если он будет плохо знать русский язык, то может попасть в неприятные и глупые ситуации.
Также ребенку нужно объяснить, что чем ты умнее, тем больше и добиваешься в жизни. И что любые знания могут пригодиться. Эти тезисы лучше подкрепить примерами знакомых и героев фильмов/книг. При этом никогда не высказывайтесь внутри своей семьи об преуспевших в учебе людях пренебрежительно. Напротив, примеры всегда должны быть позитивными. То есть нужно рассказать ребенку, как мамина подруга с нуля основала бизнес и за несколько лет существенно развила его, а не о том, как папина одноклассница, защитившая диссертацию, работает уборщицей. Чадо должно понимать, что важно обладать не только теоретическими знаниями, но и умением применять их на практике. И если папина одноклассница не сумела правильно распорядиться тем, что ей дали усидчивость и природа, то это не значит, что любой умный человек неудачник.
Чтобы ребенок получал удовольствие от учебного процесса, важно, чтобы он делал успехи. Понятно, что это удается не всегда – у всех бывают промахи. Нужно научить школьника не зацикливаться на проблемах, а стараться продолжить ряд достижений. Необходимо, чтобы родители оказывали помощь ребенку в учебе, поощряли его успехи и тягу к любым знаниям. Например, если ваше чадо хочет заниматься каким-то предметом дополнительно, то нужно постараться всячески этому способствовать: записать на дополнительные занятия, купить обучающие материалы.
Хвалите своего школьника за любые успехи, не ругайте за неудачи, а лучше постарайтесь вместе разобраться, почему так получилось, и как это исправить.
Мотивация ребенка к учебе
Мы уже поговорили об основных способах развития мотивации ребенка к учебе (формирование целей, поддержка интереса, поощрение). Есть и дополнительные методы:
- больше игры в процессе обучения
Старайтесь соединить познавательный процесс ребенка с его хобби. Так, например, если вашему чаду нравится какой-то мультфильм, то можно приобрести фигурки его героев и разыгрывать между ними диалоги на иностранном языке. Или купить обучающие диски, которые созданы в тематике этого мультфильма.
- поощрения и наказания
Мотивация ребенка к учебе может быть различной. Можно награждать ребенка за хорошие отметки и «брать с него штраф» за плохие. Например, за плохие оценки он должен делать какую-то работу по дому, а за хорошие получит какую-то сумму денег. Однако этот метод не должен быть основным в вашей семье, в противном случае ребенок будет «учиться за деньги», что вряд ли принесет ему большую пользу. Можно практиковать этот способ для предмета, с которым у школьника особенные трудности.
Подойти к этому необходимо со всей серьезностью, обсудив все тонкости «на берегу», чтобы уже в процессе не выяснилось, что вы друг друга не поняли, и ребенок обидится. Лучше всего требования обеих сторон отразить в «договоре», составленном совместными усилиями, который подпишут и родители, и их чадо.
Также можно обойтись без «денежных отношений». Узнайте, о чем мечтает ваш ребенок (путешествие в какую-то страну, новый компьютер и т.д). Пообещайте выполнить его желание (и выполните, конечно, если чадо справится со своими обязательствами), если школьник, например, закончит год на одни пятерки (или без троек – возможны варианты).
Старайтесь пробовать разные методы, и тогда вы обязательно отыщете те, которые помогут вам настроить вашего ребенка на учебу.
Только вчера ваш ребёнок был малышом, излучающим радость. Или, как утверждают психологи, жил в периоде беззаботного сангвинистического темперамента. И вся жизнь для него — игра. Бесконечность. Бессмертие. А под рукой всегда те, кто поймёт, поможет, уладит: мамочка, папочка, бабушка, дедушка, няня. Завтра он уже — школьник. И это не просто сменил здание детского сада на здание школы. Это вошёл в другую — сориентированную на социальные ценности — жизнь. И всё в этой жизни — ответственность, дисциплина, усердие, способность делиться с соседом — или соседкой — по парте, превратить неудачу в победу… Словом, всё в этой новой жизни потребует от нашего малыша непростого — подчас драматичного — напряжения. В таком мире человеку не на что опереться. Только на самого себя. Задача — неразрешимая для детских душевных сил. И, конечно, любящему родителю самое время всерьёз подумать, чем можно помочь своему малышу. На простые решения в таком архисложном деле даже не стоит надеяться. Попробуем выделить наиболее уязвимую точку детской психики — страх. О детских страхах психологическая наука написала тьмы фолиантов, провела миллион исследований, создала тысячи самых разных теорий. Страх — наиболее мощный фактор в становлении личности. Самый коварный враг творчества. И, даже если ребёнок растёт в нормальной семье, но родители имели привычку время от времени укорять его: «ты глупый», «ты неумёха», «ты просто неисправимый лгун», «у тебя не руки, а крюки», то даже такие, вроде, невинные фразы, породили в душе ребёнка чувство ущербности, страх перед любым самостоятельным поступком, неуверенность в собственных силах. Такая личность, утверждают психологи, способна реализовать себя не более, чем на 10%. Вы желаете подобной участи своему малышу? Нет?! Тогда за работу! Начинаем — с себя. Один на один с собой, лучше ночью — реалистично и вдумчиво — пролистайте жизнь своего ребёнка. От первого крика при родах (каким он был этот крик: победительно-торжествующий или похожий на слабый стон?) до вот этого вечера, когда, пожелав вам спокойной ночи, ваш малыш — радостно побежал? уныло поплёлся? — к своей постели. Постарайтесь и вспомните всё! Как развивался ребёнок, чем болел, как учился читать, робкий он или забияка, смышленый или не очень, увлечённо играет с ровесниками или любит тихие одинокие игры. Вспоминайте. Оценивайте. Анализируйте. Не жалейте усилий. Расширьте эту работу. Грамотно изучите гороскоп своего малыша. Особенно редкостный — египетский — гороскоп, освещающий тёмную сторону личности. Взвесьте слабые и сильные стороны своего любимого чада. Обдумайте их без сюсюканья, трезво, реально, строго. Не бойтесь признать собственные ошибки и их последствия. Проследите логику в развитии характера своего ребёнка. Выделите его уязвимые точки. Увидьте в своём малыше не игрушку, не спасение от одиночества, а — личность. Уникальное произведение природы. Отдельный от вас человеческий феномен. Из которого ни вы, ни будущий педагог не имеете права лепить дубликат своей личности. Тем более делать это — насильно. Подавляя внутренний мир ребёнка. Проделав эту работу, прикинем тактику своих воспитательных мер. Сведётся она к одному: укрепить чувство собственного достоинства ребёнка и бесстрашия перед жизнью. Возможностей в этой работе — тьма. Можно начать с простого. За вечерним чаем или прогулкой с любимым псом расскажите ребёнку о собственной школе. О первой учительнице. О первой своей неудаче или победе. Внедряйте в сознание малыша модель человеческих качеств, побеждающих большие и маленькие неудачи. Но! Не будьте навязчивы и многословны. Помните: ваш ребёнок умён и чуток. Не превращайте воспоминания в нравоучения. Наоборот! Вспоминайте себя ребёнком, погружайтесь с сыном или дочуркой в этот общий для вас — детский мир. А можно ещё в ближайшее воскресенье пригласить малыша посетить его школу. Сделайте это! Покажите ребёнку будущий класс. Туалет. Объясните правила школьной жизни. Вспомните своих школьных друзей. Как они выручали вас. И как вы выручали их. Скажите доброе слово о школьной — пожизненной — дружбе. Заодно посоветуйтесь с будущим первоклассником, какой ранец, тетради, ручки он хотел бы купить. Пойдите с ним в магазин и вместе купите это богатство. Помните! В этих прогулках, покупках, общении с вами ребёнок должен усвоить две вещи. Труднейшие для психики малыша: о свободе личного мнения и границах личной свободы. Ещё один важный момент: помогите ребёнку выбрать героя. Причём не героя американских фильмов, ублюдка, вооружённого до зубов. Возьмите, к примеру, Данилу из сказок Бажова. С его совестливостью, любовью к родному краю и любимому ремеслу… Почитайте ребёнку другие хорошие книги. Взволнуйте его впечатлительность. Разбередите мечты. Бросьте в сердце искру отваги. Хороший герой — великая помощь в созревании лучших душевных сил человека. И — самое важное. Грянет первое сентября, ребёнок вскинет на плечи купленный с вами ранец, похлопайте его по плечу, улыбнитесь, скажите простые слова: «Я верю в тебя! Вперёд, мой герой!» И пусть вот эта минута искренней веры в ребёнка останется между вами пожизненным ориентиром! Статья опубликована в выпуске 17.08.2010
- 5 способов настроить ребенка на учебу После продолжительного отдыха, сна до полудня и веселых игр с приятелями по двору трудно сразу влиться в школьную работу.
1 сентября для одних школьников — радость, для других — испытание. Ваш ребенок не хочет возвращаться за парту после летних каникул? Помогите ему адаптироваться к новому учебному году
После продолжительного отдыха, сна до полудня и веселых игр с приятелями по двору трудно сразу влиться в школьную работу. Придется менять режим дня, больше времени уделять урокам, контактировать с новыми людьми.
«Возвращение в школу — стрессовая ситуация. Причина кроется не только в самом походе в школу. Меняется место проживания, если каникулы ребенок проводит, например, у бабушки в деревне или в детском лагере, а к осени возвращается в город. Возникают проблемы физиологического характера, связанные с сокращением светового дня», — поясняет детский психолог Антон Сорин.
Праздник
1 сентября устройте ребенку праздник в честь начала учебного года, сводите его в кино или парк аттракционов. Отметьте возвращение в школу всей семьей. Можно продолжить веселье и в выходные, выехать на природу, покататься всем вместе на велосипедах. Это поможет создать позитивный настрой и отвлечет школьника от тяжких мыслей о неизбежной участи учиться.
Общение
Всегда держите руку на пульсе по отношению к тревогам и проблемам ребенка. Если видите, что после школы он подавлен или раздражен, попытайтесь узнать, в чем причина беспокойства.
Впечатлений после возвращения в школу у детей много, и родители должны обо всем расспросить: что понравилось, а что — нет. Так вы будете знать, в чем причина проблемы, и сможете предпринять шаги по ее разрешению.
Повторение пройденного
В первые учебные дни, пока уроков еще мало, «пройдитесь» с ребенком по школьным предметам, помогите ему вспомнить забытый за лето материал. Уделите минут 15–20 таблице умножения и словарным словам, правилам и формулам. Хорошо, если такие домашние уроки вы сможете провести в игровой форме, а в конце занятий наградите ребенка его любимыми сладостями.
Интерес
У ребенка должен быть познавательный интерес и мотивация к учебе. Уроки и домашние задания не должны ему казаться помехой ежедневным играм и развлечениям, к которым школьник привык за лето.
«Разговаривайте с ребенком в позитивном ключе, убеждайте его, что начало учебы — это новые интересные предметы, новые друзья, — советует медицинский семейный психолог, руководитель международного проекта „Психотерапия и консультирование“ Ольга Мартынова. — Постарайтесь ему объяснить, что учеба — это необходимый труд, который поможет в будущем приобрести хорошую профессию».
Тренировка
Есть сложные предметы, которые тяжело даются, поэтому продумайте в начале учебного года, как помочь ребенку справиться с этой проблемой.
Мотивация к учебе пропадает, когда школьник не понимает, что ему рассказывают на уроках. У него постоянно что-то не получается, в дневнике появляются низкие оценки. Складывается мнение, что этот предмет ненужный, неинтересный и в жизни не пригодится. Потом ребенок перестает делать домашние задания и прогуливает нелюбимые математику или иностранный язык.
«В такой ситуации нужно вовремя проявить бдительность и поговорить с ребенком о том, что по каким-то предметам было бы неплохо заниматься дополнительно. Учитель, репетитор или вы сами можете доступно объяснить сложную тему и помочь ученику преодолеть трудности перед непонятной наукой», — уверена Мартынова.
Похвала
В начале учебы не требуйте от ребенка идеальной дисциплины и успеваемости, старайтесь не ругать его за просчеты. Напротив, не скупитесь на добрые слова в адрес вашего старательного ученика. Замечайте даже малейшие его успехи и подчеркивайте их важность. «Когда ребенка хвалят, и он чувствует, что все получается, мотивация к учебе восстанавливается», — говорит Мартынова.
Людмила Бескоровайная четверг, 8 сентября 2011 г., 21:53. 4759 просмотров. Постоянная ссылка
- Как понять и развить способности ребенка
</span>
- Полезное лакомство — мармелад
</span>
- Правильная организация детских праздников на дому
</span>
- Детские домашние батуты
</span>
- В чем преимущества колясок-трансформеров
</span>
- Путевка в жизнь
</span>
- Морально готовимся к появлению малыша
</span>
- Удобные коляски для детей и мам
</span>
- Как правильно выбирать детскую одежду
</span>
- Где купить детскую сумку или как подготовиться к беременности
</span>
- 3Как выбрать зимнюю коляску для новорожденного?3 ответа
- 2 ответа
- 1 ответ
- 2 ответа
</span>
- Как правильно делать детский массаж
</span>
- Как прервать замкнутый круг
</span>
- Сколько стоит Дед Мороз?
</span>
- Подарите сыну лазерную рулетку
</span>
- Электронные микроскопы для детей – микромир, способный бесконечно удивлять
</span>
- Прочь, детские страхи — «Сжигаем бабайку»
</span>
- Детский массаж — необходимость или грамотный пиар-ход?
</span>
- Одеваем ребенка для прогулок в холодное время года
</span>
- Правила безопасной прогулки для младенца
</span>
- Детская тревожность – опасность невроза. Обращаемся к услугам видеоняни.
</span>
- Ваш ребенок и дачный участок
</span>
- О чем говорит отношение ребенка к игрушкам
</span>Используемые источники:
- https://bambinostory.com/kak-nastroit-rebenka-na-uchebu/
- https://shkolazhizni.ru/school/articles/38657/
- https://psyonline.ru/article/children/76138/