Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 13

Обработка голоса в Adobe Audition, личный опыт (by. Александр Киселев)

date.png Июнь 22nd, 2015 user.png Елизавета

Распространённые редакторы звука для платформы Windows можно условно разделить на три большие группы. В первую входят простейшие «однокнопочные» утилиты, рассчитанные на выполнение двух-трёх задач. Настроек в них – необходимый минимум, а итоговый результат удовлетворит только самого непритязательного пользователя. Вторая представлена профессиональными пакетами с исключительно широкими возможностями, но очень недружественным интерфейсом. А вот третья намного интереснее. При достаточной мощности и богатстве функциональных возможностей входящие в неё программы можно с некоторой натяжкой назвать удобными. Adobe Audition – одна из них.

Один из распространённых редакторов звука для платформы Windows — Adobe Audition CC 2014

О чём вы должны знать до начала работы?

  • Программа достаточно дорогая (больше 10000 рублей). И если вы не хотите связываться с пиратским ПО, стоит поискать более дешёвые альтернативы.
  • Adobe Audition требует наличия 64-битной Windows и серьёзных ресурсов для нормальной работы.
  • Если вам нужно по-быстрому просто вырезать шум из фонограммы, воспользуйтесь любой доступной бесплатной утилитой. Adobe Audition – это программа для тех, кто нацелен на лучший результат и готов потратить на это немного времени.

Паспортные данные

  • Официальный сайт: https://creative.adobe.com/products/audition
  • Последняя версия: CC 2014
  • Русский интерфейс: да

Точная обрезка участка аудио

При прямолинейном удалении части трека почти всегда возникает явно слышимый щелчок. Его можно убрать, применив функцию шумоподавления, но гораздо изящнее заранее подогнать границы так, чтобы щелчок стал неслышимым. Для этого:

  1. Открываем нужный аудиофайл.
  2. Выделяем участок композиции, который хотим вырезать.
  3. Нажимаем комбинацию клавиш Shift+I (пункт меню «Правка» – «Перемещение к нулю» – «Перемещение границ выделения к ближайшим точкам 0 внутри»). После этого происходит изменение границ выделения таким образом, чтобы нулевые точки обоих краёв диапазона совпали.

Возможные варианты операции:

  • Shift+O: изменение границ с их перемещением наружу.
  • Shift+H, Shift+K: изменение только левой границы (соответственно справа и слева).
  • Shift+J, Shift+L: изменение только правой границы (соответственно справа и слева).

Пошаговая инструкция точной обрезки участка аудио. Применение функции шумоподавления

Очистка композиции от шумов

Эта процедура не сделает из некачественной записи шедевр, но от большей части шумов избавить сможет. За это придётся заплатить сужением динамического диапазона, что в бытовых непрофессиональных целях не критично.

  1. Загружаем требуемый файл.
  2. Отмечаем наиболее зашумлённую зону.
  3. Запускаем анализатор шума: «Эффекты» – «Шумопонижение / восстановление» – «Захват шума печати».
  4. Открываем основной диалог фильтра: «Эффекты» – «Шумопонижение / восстановление» – «Шумопонижение (процесс)…».
  5. Далее придётся повозиться с настройками. Ползунок «Снижение уровня шума» регулирует агрессивность алгоритма (чем меньше, тем сильнее), причём всё, что находится ниже синей контрольной линии, вы уже не услышите. Кнопка «Пуск/пауза» в левой нижней части окна позволит предварительно оценить полученный результат. Когда он вам понравится, нажмите «Применить».

Процедура очистки композиции от шумов

Борьба с шумами микрофона

Запись, сделанная на бытовой микрофон, редко бывает идеальной и нуждается в дополнительной чистке. Сказанное справедливо и в отношении старых магнитофонных кассет или грампластинок. В обоих случаях требуется убрать из аудиофайла шипение и постоянный фоновый шум.

  1. Открываем файл для обработки.
  2. Если необходимо – выделяем участок трека (либо же нажимаем Ctrl+A, если хотим убрать шум во всём файле).
  3. Запускаем фильтр: «Эффекты» – «Шумопонижение / восстановление» – «Понижение шипения (процесс)…».
  4. После этого нужно определиться с двумя основными параметрами: уровень шума (верхний ползунок) и степень понижения (нижний), контролируя результат с помощью кнопки пуск/стоп (зелёный треугольник в левом нижнем углу окна).
  5. Когда всё будет хорошо, нажмите кнопку «Применить».

Очистка аудиофайла от шипения и фоновых шумов

Делаем «минусовку»

Так называется композиция, из которой программными средствами вырезали голос исполнителя. Добиться профессионального результата без необходимых знаний будет затруднительно, но для караоке такой файл будет приемлем.

  1. Находим нужный файл.
  2. Запускаем фильтр: «Эффекты» – «Stereo Imagery» – «Экстрактор центрального канала».
  3. Настраиваем вкладку «Извлечь». Указываем, откуда будет вырезаться голос (ниспадающий список «Извлечь»), примерный диапазон частот (мужской или женский голос), а если выбран пункт «пользовательский», то и угол фазы, панораму и задержку.
  4. Настраиваем вкладку «Распознавание». Здесь присутствуют 5 ползунков, их положение выясняется опытным путём.
  5. Настраиваем, что будем вырезать: музыку или вокал (правые ползунки «Центральный уровень канала» и «Боковой канал. Уровни»). Если первый параметр низкий – отбрасывается голос, второй – музыкальное сопровождение.

Для того чтобы получить удовлетворительный результат, придётся долго поиграться с настройками. Запаситесь терпением!

Вырезаем голос исполнителя из композиции для создания минусовки

Запись звука с внешнего источника

Встроенные средства Windows для этой цели подходят достаточно слабо, потому лучше воспользоваться возможностями Adobe Audition. Для этого вам понадобится специализированный микрофон, гарнитура для общения по скайпу или продвинутая веб-камера.

  1. Создаём новый проект: «Файл» – «Создать» – «Аудио-файл…» (или нажимаем Ctrl+Shift+N). Бытовой формат, понимаемый любым музыкальным центром, предполагает частоту дискретизации 44100 Гц, наличие 2 каналов (стерео) и разрядность 16 бит. Эти значения и следует выставить.
  2. Открываем системный микшер Windows («Панель управления» – «Звук») и убеждаемся, что требуемое устройство активно и настроено (выставлен необходимый уровень усиления).
  3. Когда всё будет готово, нажимаем в центральной нижней части экрана красный круг или комбинацию клавиш Shift+Space.
  4. Начнётся запись, которую можно будет прервать в любой момент, нажав ту же самую кнопку.
  5. После этого вам останется сохранить файл (Ctrl+S).

Пример работы Adobe Audition CC 2014 при записи звуков с внешних источников

Создание мультитрековой записи

Если необходимо свести в один файл несколько разных композиций с поочерёдным переключением между ними, получить эффекты затухания, смешивания и плавного перетекания, в Adobe Audition добиться этого очень легко.

  1. Создаём проект: «Файл» – «Создать» – «Сессию мультитрека…» (или нажимаем Ctrl+ N).
  2. Задаём необходимые параметры (требования такие же, как и при записи звука) и нажимаем «Ок».
  3. На серой ленте в правой верхней половине экрана (цвет этикетки по умолчанию синий) нажимаем правую кнопку мышки и выбираем «Вставить» – «Файлы…».
  4. Выделяем нужный аудио-файл и нажимаем «Открыть».
  5. Повторяем пункты 3 и 4 нужное количество раз.
  6. После этого на жёлтой линии каждого файла отмечаем участки изменения громкости (1 клик левой кнопкой мыши).
  7. Далее при зажатой левой кнопке мыши можно либо поднять их наверх (и тогда фрагмент заглушит все остальные треки ниже него), либо опустить вниз (с обратным эффектом).
  8. Когда все будет готово, сохраняем проект (Ctrl+S) и экспортируем его в любой доступный аудио-формат: «Файл» – «Экспорт» – «Микширование мультитрека» – «Всю сессию» – формат «mp3 аудио (*.mp3).

Описание сведения различных композиций в один файл с использованием эффектов

Описанные операции – только малая часть возможностей Adobe Audition. На самом деле её потенциал значительно выше. Однако для того, чтобы использовать программу по максимуму, потребуется потратить много времени на изучение инструкции.

how-to-make-voice-lower-or-higher-in-adobe-audition-min-1.jpg

Здравствуйте, уважаемые читатели. Недавно на своем блоге, я опубликовала статью под названием «Качественная обработка голоса в Adobe Audition», в которой я привела алгоритм действий, которым я пользуюсь, чтобы привести в порядок запись голоса. В комментариях к этой статье меня попросили привести конкретные примеры. Ну чтож, сейчас я вам покажу какими фильтрами и эффектами в программе Adobe Audition пользуюсь я, чтобы голосовой трек звучал качественно.

Начнем, с того, что запись осуществляется не в студийных условиях, а в кабинете, где стоит несколько системных блоков и кондиционер — конечно же все они очень шумят и создают помехи в записи. Если кондиционер еще можно выключить, то самый шумный системник, по стечению обстоятельств мой, выключить нельзя — иначе как записывать :-). Сразу хочу предупредить, что из-за этих условий избавиться от всех шумов не удастся, но при условии, что на трек будут наложены эффекты, типа эхо и реверберация, а фоном будет служить музыка, недостатки будут незаметны.

Микрофон: Perception 120.

Задача: Записать голосовое сопровождение для некоего ролика и наложить его на музыку. В качестве примера буду приводить отрывок.

Записанный трек звучит следующим образом:

1 шаг. Откроем трек в программе Adobe Audition.

adobe-audition-practice-voice-processing-1.jpg

 2 шаг. Выполним нормализацию. Процесс нормализации похож на перемещение ручки громкости, весь сигнал изменяется «неподвижным» количеством, вверх или вниз. При нормализации, система находит самый громкий пик и по нему уже выстраивает общий уровень, чтобы громкость звучания была оптимальной. Для этого в программе Adobe Audition выделите весь трек, нажатием клавиш Ctrl+A, при этом поле со звуковой дорожкой окрасится в белый цвет и выберите пункт меню Effects — Amplitude and Compression — Normaliza (Process). Появится диалоговое окно, в котором выставите вот такие настройки, (обычно я выбираю 90%):

adobe-audition-practice-voice-processing-2.jpg

Трек будет выглядеть вот так:

adobe-audition-practice-voice-processing-3.jpg

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
adobe-audition-voice-processing-min-300x196.jpgКак сделать голос ниже или выше в Adobe Audition

3 шаг. Избавимся от шумов. Для этого, пользуясь указателем мыши, выделим на треке небольшой кусочек шума, как здесь:

adobe-audition-practice-voice-processing-4.jpg

 Вызовем пункт меню Effects — Noise Reduction / Restoration — Noise Reduction (process). Появится следующее диалоговое окно:

adobe-audition-practice-voice-processing-5.jpg

Здесь, нужно будет нажать на кнопку Capture Noise Print и в окне ниже появится график выделенного звукового сэмпла шума. Если данная кнопка не активна, то это означает, что вы выбрали слишком маленький кусочек шума, нужно закрыть диалоговое окно, выделить заново шум и вызвать эффект Noise Reduction. Смысл данного действия заключается в том, что программа запомнит частотную дорожку шума и попытается автоматически убрать все похожие частоты из трека. параметр Noise Reduction в 94% (можно и 100%, зависит от силы шума), остальное оставим по умолчанию и нажмем клавишу Applay.

Теперь обратите внимание, как будет выглядеть кусочек выделенного шума после применения эффекта. Звуковая волна стала практически прямой.

adobe-audition-practice-voice-processing-6.jpg

Теперь нужно избавиться от шумов во всем треке, для этого, выделим трек, нажав ctrl+A, вызовем тот же эффект и просто нажмем на кнопку Applay, образец шума будет использоваться старый, поэтому никаких настроек делать не надо. Трек будет выглядеть так:

adobe-audition-practice-voice-processing-7.jpg

Обратите внимание, на выделенные красным цветом участки — это ненужные нам участки, на которые не подействовало шумоподавление, так как это запись дыхания. Избавимся от них вручную. Для этого выделим каждый из этих кусочков, щелкнем правой клавишей мыши и выберем пункт Silence.

adobe-audition-practice-voice-processing-8.jpg

4 шаг. Компрессия. Процесс изменения динамики звука, выравнивание его громкости, делающее громкий звук тише. По сути компрессор — это автоматический регулятор громкости. Компрессия — это один из важнейших этапов обработки звука, она позволяет «выделить», «уплотнить», «раскачать», «выровнять», акцентировать звук. Выберем пункт  Effects — Amplitude and Compression — Dynamincs Processing. Появится диалоговое окно, в котором вы можете выбрать различные варианты настроек по умолчанию или задать свои настройки.

adobe-audition-practice-voice-processing-10.jpg

Я выбрала настройку Soft Limit -24dB и поэксперементировала с кривой — красным цветом выделена точка, которую я сдвинула. Вообще нужно всегда слушать к каким изменениям приводят ваши действия и выбирать то, что подходит по вашему слуху — универсальных настроек тут нет. А прослушать результат, вы всегда можете, не выходя из диалогового окна, нажав на клавишу Play в левом нижнем углу.

Если после компрессии наружу «вылезли» еще шумы, как показано ниже, то от них можно избавиться повторением алгоритма шумоподавления, по примеру шага 3.

adobe-audition-practice-voice-processing-11.jpg

5 шаг. Эквалайзер. Ну тут я бы не назвала его обязательным. Но все же. Попробуем поэксперементировать конкретными частотами. Выбираем  Effects — Filter and EQ — Graphic Equalizer (30 Bands). Появится диалоговое окно, в котором вы можете настраивать конкретные частоты, пользуясь рекомендациями из прошлого урока «Качественная обработка голоса в Adobe Audition» или чисто интуитивно, каждый раз прослушивая результат изменений, как я и сделала:

adobe-audition-practice-voice-processing-12.jpg

Теперь в принципе можно уже прослушать результат:

На этом я решила не останавливаться, поэтому:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как сделать эхо в Adobe Audition

6 шаг. Реверберация. Это эффект, который создаётся, когда какой либо звук звучит в замкнутом пространстве, в результате чего отражения от поверхностей стен вызывают большое количество эхо, затем звук медленно затухает по причине поглощения звуковых волн стенами и воздухом. Выберем пункт Effects — Reverb — Surround Reverd. Выставим значения так, чтобы было достигнуто желаемое звучание, не забываем прослушивать наши изменения. А у меня они такие:

В результате получилось следующее:

Надеюсь, моя статья оказалась для вас полезной. И не судите строго, так как все, что  я сейчас показала я раскопала сама на просторах интернета без помощи профессионалов. Если вы считаете, что обладаете куда большими знаниями по качественной обработке голоса, то напишите о своем опыте в комментариях к данному посту. Будет очень интересно. Всего доброго!

(Visited 60 370 times, 27 visits today)

Кровью и потом получился данный эпизод, но все же, слово сдержал и подготовил качественный материал для блога Алексея и для вас. Как и обещал делюсь личным опытом по обработке голоса, опять же, здесь только мой путь проб и ошибок. В звуке, как и на кухне у каждого повара свои секреты и доли ингредиентов.

  • Урок:
  • Категория: Bennet show, Bennet’s Shows, Звук, Программы

Прежде чем переходить в Adobe Audition хотелось бы разобрать ещё два аспекта:1.Зачем обрабатывать голос, и можно ли обойтись без пост-обработки. Да конечно, первый год, я писался прямо на камеру через петличку, что давало вполне достойный результат. Скажу даже больше, в рекордер встроены эффекты, которые позволяют обрабатывать звук прямо при записи, в Zoom H4n есть, к примеру, компрессор-лимитер и фильтр низких частот, которые позволяют отсечь шумы ветра и получить более чистый звук сразу же на входе, но лично я предпочитаю использовать пост-обработку, поскольку это даёт большую гибкость.При обработке, я как раз стараюсь убрать шумы, поработать с эквалайзером и немножечко поджать компрессором.2.И второй аспект, это место, где вы записываете звук. Лучше, конечно, чтобы это было место без шума и желательно без эха, так сказать, реверберации. Опять же, если углубляться в эту тему, то рекомендую почитать блог: «Теория и практика звука»; (http://tipz.umputun.com/), проект старый, но крайне полезный.Сегодня мы разберем две звуковых дорожки для обработки, одна будет записана на микрофон от Zoom H4n, через поп-фильтр, а другая в очень шумном месте на одной из улиц Омска на петличный микрофон Sennheiser Me-2. Первая аудиозапись сделана в лучших условиях, которые я могу создать, а вторая в худших.Поэтому давайте переключимся в Adobe Audition и разберем, что тут да как.В обоих случаях нас интересуют три этапа обработки:Шумопонижение — используя данный инструмент, избавляемся от всего лишнего, что записал микрофон.1.Capture Noise Print (Захват шума печати), Adobe Audition получает некий отрезок звука, как пример шумоподавления. Сами инструмент не так прост, как кажется на первый взгляд, но мы разберем только основы. Low и High определяют самый тихий и самый громкий порог шума в в данном частотном диапазоне соответственно, а Threshold — порог, который определяет границу срабатывания алгоритма шумопонижения.Noise Reduction — определяет в процентах какое количество шумопонижения будет подмешиваться в вашу звуковую дорожку.Reduce by — указывает, во сколько раз шум будет понижен, назовём этот параметр, агрессивностью алгоритма.2.Эквализация — отдельная тема для разговора, использую параметрический эквалайзер с пресетом Vocal Enhancer, рекомендую слушать и довериться своим ушам. Это самый простой и быстрый способ.3.Компрессия, использую либо Tube-modeled Compressor или Single Band Compressor, чтобы поджать и выровнять звук по громкости.Threshold — порог срабатывания компрессора, указываем значение, когда компрессору стоит включаться в работу.Gain — отвечает за то, насколько мы хотим сделать звук громче после компрессии, насколько тихие звуки станут громче, настраивается индивидуально каждый раз, как и ThresholdRatio — указывает насколько же тише станет звук, который находится выше уровня, установленного в Threshold, я оставляю 30:1, то есть всё, что выше порога, станет тише в 30 раз, режим жёсткого ограничения. Attack — время срабатывания компрессора, как быстро он начнёт сжимать сигнал, я ставлю на 0, чтобы компрессор был беспощадным, это не всегда должно быть так, попробуйте различные пресеты из имеющихся и сделайте нужные выводы.Release — время работы компрессора после встречи с громким звуком, ставлю максимальное значение для жесткого ограничения.На самом деле Ratio, Attack, Release можете оставить, как у меня, а Threshold и Gain выкручивайте по вкусу, и главное следите за перегрузкой, чтобы не было красных квадратиков на уровне звука, это плохо, когда звук пересекает границу в 0db.Вот и все, в каждом случае, я стараюсь подбирать значения, основываясь на условиях звукозаписи, тембре голоса и многих других аспектах. Идеальный ли это подход к обработке звука? Конечно же нет ,это только сугубо мой личный опыт, но очень хотелось быть полезным.Спасибо за внимание, уважаемые читатели Bennet ArtWorks, с вами был Александр Киселев, оставляйте комментарии и следите за развитием событий, подписывайтесь. Желаю вам чистого, глубокого звучания в ваших аудио-видео записях, спасибо!

Александр Киселев  

http://tropicstudio.ru/

Поделиться

Используемые источники:

  • https://kompkimi.ru/programms-2/znakomimsya-s-adobe-audition-osnovnyie-vozmozhnosti
  • https://des-life.ru/adobe-audition-practice-voice-processing/
  • http://bennet.ru/video/voice-editing/item/voiceadobeauditionkiselev

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации