Содержание
Статистика твердит, что передний «переклюк» реже нуждается в обслуживании, нежели задний. Простота конструкции также на стороне «передка». Почему же тогда возникает масса вопросов при установке и наладке этого узла. В чем заключается капризность передней перекидки? И в конце концов, как сделать работу так, чтобы результат не вызывал недовольства и нареканий.
Схема работы перекидки
Перед тем, как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде, мы рекомендуем изучить его конструкцию. Обладая этими знаниями, исполнителю гораздо легче ориентироваться в настройках и понимать предназначение каждой из них.
В фокусе – только продукция Shimano, как наиболее популярная. На деле же отличий между японской продукцией и американским SRAM практически нет. Так же как и между дешевым Tourney и дорогим Deore. Более того, если вы вникните в принцип действия и суть настройки, то вам будет совершенно не важно, какой байк перед вами: бюджетный Стелс с передней перекидкой Shimano Altus или дорогущий Cube с суперлегким Deore XT.
Разбираться в устройстве будем по фото переключателя серии Alivio:
- Внутренняя и внешняя часть направляющей рамки. Между ними ходит цепь. Функция рамочной конфигурации – перемещать цепку с одной звезды на другую.
- Подпружиненный параллелограмм, к которому прикреплена рамка. Двигается при натяжении/ослаблении тросика, таская за собой рамочную конструкцию.
- Болт-фиксатор троса. Посредством тросика манетка двигает параллелограмм.
- Регулировочные болты крайних положений (L и H). С помощью их производится настройка граничных позиций рамки, чтобы цепь не соскочила с первой и третьей звезд.
- Хомут. Обеспечивает закрепление перекидки на центральной трубе (в которую вставляется подседельный штырь).
Диагностика текущего состояния
Точность переброса цепи зависит не только от выставленных регулировок. Роль также играет положение перекидки относительно звёзд и отклонения геометрии рамки от номинальной формы. Бывает и такое, что трос попросту порвался и переключатель банально не работает. Именно поэтому этап диагностики мы поместили перед описанием полной процедуры регулирования.
Почему не переключаются скорости спереди при переходе с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю
Причина, по которой цепь не перебрасывается на передние большие звезды без дополнительной натяжки, состоит в растянутом тросике. При таком раскладе необходимости в настройке с «нуля» нет. Достаточно покрутить барашек шифтера и все станет на свои места.
К сведению. Дополнительная натяжка – это подтягивание троса в текущем режиме с помощью триггера на манетке. К примеру, вы переключаете цепь с первой звезды на вторую, клацая ручку до цифры «2». Цепок трется о рамку, но не переходит на соседнюю зубчатую шестерню. Тогда вы поднатягиваете тросик, немного утапливая рукоятку в сторону включения третьей передачи, но не включая ее, и цепочка свободно переходит на звезду №2.
Лишний раз убедиться в том, что дело именно в силе натяжения троса, поможет перебор скоростей в обратном порядке. В этом случае переход с 3-ей на 2-ю или со 2-й на 1-ю четок и быстр.
Выкрутите барашек на 1 оборот и пробуйте переключаться на месте, подняв заднее колесо и вращая педали. Если цепь по-прежнему свободно не переходит на большие звезды, то крутите барабан на пол-оборота и пробуйте пользоваться перекидкой на месте вновь. Повторяйте серию «поворот на ½ оборота – проверка» до тех пор, пока переключения в обе стороны не станут точными.
К сведению. Ход барашки ограничен 5-ю – 6-ю оборотами. Если этого запаса недостаточно, то подтяните трос на самом переключателе, открутив болт крепления тросика. Перед зажиманием, закрутите барабан на манетке до упора, а затем отпустите на 1 оборот. Снова повторите процедуру регулировки барашком.
Добившись четкого переброса на месте, проедьтесь, и испытайте работу переднего блока скоростей. Под нагрузкой настройка может показаться не такой идеальной, поэтому придется покрутить барабанчик в ту или иную сторону в пределах ½ оборота и тут же проверить новое положение в процессе езды.
Отчего цепь не перебрасывается на переднюю большую звезду
Если с 1-й звездочки на 2-ю цепка переходит беспрепятственно, а со 2-й на 3-ю не переключается, то дело в неправильном граничном положении передней перекидки. Сбить его можно в процессе ремонта:
- Неправильно подобран кареточный картридж: длина вала не соответствует паспортной документации на велосипед.
- Неверно выставлен ограничитель перемещения рамки по большой звезде (болт Н).
Почему передний переключатель трется о цепь
Чтобы понять, в чем дело, одного такого симптома недостаточно. Уточните, на какой именно передаче трет:
- Задевает на средней звезде. Используется перекошенная передача или недотянут/перетянут трос.
- Цепляет только на первой звездочке. Неверно настроено ограничение рамки (болт L), цепь сильно перекошена или перетянут тросик.
- Трется на самой большой звезде. Плохо отрегулирована граница по большим передачам (болт Н), перекошена цепь или недотянут трос.
К сведению. Цепка может задевать за рамку на любой передаче, если грани рамочной конструкции не параллельны звездам.
Технология замены передней перекидки
Если передний переключатель неверно установлен на раме велосипеда, то отрегулировать его не получится. Раз уж назревает разговор о методологии монтажа, уместно обсудить и суть демонтажных мероприятий.
Как снять
Без рассоединения цепки здесь не обойтись. Эту процедуру мы уже подробно изучали в материале, как поменять цепь на велосипеде с переключаемыми передачами. Если нет замка, то потребуется выжимка. Но в дальнейшем мы советуем не отказываться от такой удобной вещицы как замочек для цепи.
Снятый цепок желательно вымыть. Важно подобрать средства, о чем мы не раз упоминали в соответствующей публикации. Хотя итог исследования технологии, чем и как почистить велосипедную цепь в домашних условиях, впечатлил. Мы пришли к тому, что удобней всего это сделать струей высокого давления, причем прямо на велосипеде.
Что необходимо сделать с перекидкой для ее свободного извлечения, так это:
- Отсоединить от нее трос.
- Рассоединить хомут крепления к раме.
Как установить
Закрепляя дерейлер на раме, не спешите наглухо затягивать хомут его крепления. Во-первых, в случае с тонкостенной баттированной рамой чрезмерная затяжка приведет к тому, что подседельная труба погнется. Во-вторых, перекидка еще не выставлена относительно звезд.
Правильно поставить – это значит выполнить два требования:
- Рамка должна быть параллельна звездам.
- Между зубьями самой большой передней звезды и рамочной конструкцией должен быть зазор в районе 2 мм, но не более 3 мм.
Теперь затягивайте хомут, соблюдая разумный момент, и ставьте цепь.
Внимание! Помните о том, что фронтальные перекидки различаются между собой. Поэтому при выборе новой учитывайте такие моменты:
- Количество зубьев на каждой звезде системы.
- Тип тяги: верхняя или нижняя (определяет подвод тросика – снизу рамы или сверху).
Регулировка переднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде
Сперва воспользуйтесь инструкцией по настройке задних скоростей Shimano на велосипеде. Ведь исправный тыльный дерейлер – одно из требований подготовительных мероприятий. В числе их также имеются:
- Проверка тросика и рубашек. Расплетение волокон и заедание в рубашке не допускается.
- Правильная установка узла перебора передач на раме, изложенная в предыдущем пункте.
- Отсоединенный от переключателя тросик.
Наладка механизма ведется строго в изложенной последовательности:
- Настроить ограничитель по низшим передачам. Переключитесь на самую маленькую звезду спереди и самую большую – сзади (по манеткам это будет 1-1). Вращайте винт L, чтобы добиться максимально близкого расположения цепи к внутренней грани рамки. При этом цепка не должна тереться о рамочную конструкцию. Отнеситесь к этому этапу серьезно, если не хотите, чтобы цепь слетела и ее закусило между кареткой и маленькой звездой.
- Подсоединить трос к переключателю. Перед присоединением закрутите барашек на шифтере до упора, а затем выверните его на 1-1,5 оборота. На заключительном этапе это облегчит подналадку.
- Настроить ограничитель по верхним передачам. Перебросьте цепок на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади (к примеру, на манетках 27-скоростного велосипеда это будет 3-9). Крутите винт H, чтобы максимально близко переместить внешнюю грань рамки к цепи. Опять же, цепка не должна тереться о перекидку.
- Отрегулировать точность переброса передней перекидки с помощью барашка на манетке. Каждый делает это по-разному. Один из способов – сесть на велосипед и в движении с помощью барабанчика подобрать такую силу натяжения троса, при которой цепь свободно переходит с 1-й на 2-ю звезду и со 2-й на 3-ю. Второй способ – поставить велосипед на месте, переключится на среднюю звезду и поочередно поставить сзади 2-ю и предпоследнюю звезды. Цепь не должна тереть в этих положениях. Крайний метод не отличается точностью, требует проверки в движении и несправедлив для перекидок дешевого класса.
К сведению. Смазывая тросик, используйте только специальную силиконовую смазку, которая не притягивает пыль.
Перспективные вопросы
Многоскоростные велосипеды с одной звездой спереди – стоит ли их покупать
Мода на три звездочки закончилась с приходом 10, 11, 12-скоростных кассет. Дело в том, что на трансмиссиях 3х7-3х9 три зубчатых шестерни спереди выполняют важную функцию – перекрывают передаточные отношения, позволяя взбираться на подъемы и вкручивать на спусках.
Количество зубьев на новых многозвездочных кассетах подобрано таким образом, что позволяет делать то же самое с одной звездой спереди. Поэтому использовать еще две звездочки смысла нет. Для дисциплины кросс-кантри это существенный прорыв, поскольку фронтальная перекидка здесь – самая ненадежная часть велосипеда.
Можно ли убрать передний переключатель на велосипеде 3 на 9 скоростей
Снять можно, если велосипед используется в гражданской эксплуатации. Холмистая местность свободно преодолевается на передачах 2-1, 2-2. Оптимальную скорость на равнине можно поддерживать в режиме 2-6, при этом перекоса цепи не будет. Но если вы любитель «вкручивать» под 27-30 км/ч, большой звезды вам будет не хватать.
На прошлой неделе я опубликовал инструкцию, как настроить задний переключатель, и стало быть — сегодня речь пойдет про настройку переднего. Передний переклюк вообще вредная вещь, потому что иногда его весьма сложно настроить так, чтобы он не терся о цепь на крайних передачах.
Для начала — о недостатках переднего переключения скоростей — есть очень неприятная особенность: затрудненная работа под нагрузкой. Если вовремя не понял, что для заезда в горку не хватает передач на кассете, то понизить передачу спереди может не получиться.
Многие велосипедисты на собственном опыте знают, что такое закус цепи. Это отвратительное явление, когда при переключении под нагрузкой на самую низкую передачу, цепь перелетает крайнюю звезду и закусывает между ней и трубой кареточного узла. К сожалению, иногда это может случиться даже на хорошо настроенном переключателе.
Если для обычного катальца это просто лишняя морока, то для велогонщика последствия такого инцидента могут быть самыми печальными — голыми руками не всегда удается выдернуть цепь из ловушки. Такое мертвое заклинивание случается редко, но всё равно, пока вытащишь цепь, немало помучаешься и измажешься в грязи и смазке.
На более дорогих моделях горных байков отказались от переднего переключателя, читайте подробнее про трансмиссию с одной звездой впереди.
В системах без переднего переключателя широкой диапазон передач достигается большим количеством звезд в кассете (11-12) и разбросом от 11 до 50 зубьев. В сочетании с передней звездой на 32Т, такая трансмиссия позволяет вскарабкиваться в любые подъемы.
Вот такая немаленькая кассета на примере SRAM X01
Оставим в покое новые системы и перейдем к нашим переклюкам. ?
Настройка переднего переключателя
Вам понадобятся те же инструменты, что и для настройки заднего переклюка — крестовая отвертка и шестигранник. Главная хитрость данной операции — точное выставление переключателя по высоте и в поперечном направлении.
Нет разницы, как настраивать переключатели от Shimano или SRAM, принцип одинаковый.
На новых девайсах на рамке переклюка наклеен стикер, при помощи которого очень легко найти высоту над большой звездой системы. Согласно инструкциям производителей, расстояние от зубьев до рамки должно быть около 2 мм, постарайтесь выставить его точно.
Открутите шестигранником болт, удерживающий трос. Желательно снять и цепь, потому что она будет вам мешать. Руками выдвигайте рамку переключателя к себе на максимум, чтобы она оказалась над зубьями большой звезды.
Если расстояние от рамки до зубьев больше, чем надо, то немного ослабьте болт хомута, крепящего переклюк к подседельной трубе и, постукивая резиновым молотком, добейтесь, чтобы зазор стал правильным.
Далее, крайне важно направить переключатель абсолютно параллельно звездам системы, если смотреть сверху. Нельзя, чтобы рамка ушла вправо или влево хотя бы на миллиметр, потому что в этом случае цепь обязательно будет подтирать.
Тут придется положиться на свой глазомер, и глядя сверху, слабыми ударами резинового молотка добейтесь параллельного звездам положения рамки. Теперь можно затягивать болт хомута. Кстати, не перестарайтесь, я читал в интернетах, как сминали тонкую баттированную трубу богатырским усилием.
После этого ставим на место цепь и переходим к самой настройке. Процесс очень простой и не требует особых пояснений, поэтому я просто дам ссылку на толковое видео (раньше здесь было другое видео, но в комментариях жаловались, что там не всё понятно):
Гении велосипедной механики способны сделать так, чтобы во всем диапазоне средней звезды системы цепь не трет даже в крайних положениях. Это то, к чему надо стремиться, но подчеркну, что речь идет только о средней звезде. Вы никак не сможете сделать, чтобы цепь, находясь спереди на большой звезде, не терла, будучи на самой большой звезде сзади.
Бывает так, что переключатель уже изношен, люфтит — тогда проще купить новый, стоит он очень недорого, хотя бы такой, зато прослужит не один год.
Скажу честно, я так и не достиг высот в настройке — на крайних передачах средней звезды у меня все-таки немного подтирает цепь. Впрочем, я все равно не использую их, чтобы не перекашивать цепь. Более подробно об алгоритмах вы можете прочитать в заметке Как правильно переключать передачи.
Прошу читателей прокомментировать — удается ли вам достичь идеала в настройке переднего переключателя и согласны ли с моим энтузиазмом по поводу отказа от переднего переключения.
Читать также:
- Велоодежда для осени, непродуваемая и непромокаемая
- Как ухаживать за кожаным седлом Brooks
- Есть ли смысл покупать дорогой велосипед
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Настоятельно рекомендую перед тем как начать настройку/регулировку переднего переключателя настроить задний переключатель, чтобы у вас все корректно работало. Данная инструкция подойдет для настройки всех марок и моделей передних переключателей: Shimano, Sram, Microshift, Campagnolo и других.
Оглавление:
Прежде чем начать регулировку переднего переключателя
Перед тем как начать настройку переднего переключателя убедитесь, что у вас выполняются следующие условия:
- Используются звезды под переключение. Данные звезды имеют специальную форму, зацепы и пины, чтобы цепи было проще перескакивать между звездами.
- Рамка переключателя не повреждена. Если рамка будет помята, стерта или люфтить — отрегулировтаь такой переключатель практически не возможно.
- У вас велосипед не из продуктового магазина (Ашан, Лента, велосипед на литых дисках и тд.). Велосипеды низкой ценовой категории обычно имеют самы дешевые передние переключатели, которые сделаны из тонкой стали. Эта сталь гнется и не дает нормально переключать скорости.
1. Начинаем с откручивания (ослабления) болта, который держит трос переднего переключателя.
2. Далее рекомендую проверить положения рамки переключателя относительно системы звёзд.
Если ваш переключатель крепиться болтами к раме, а не хомутом как в моем случае, то выставлять высоту и угол переключателя не нужно, так как там уже все выставлено с завода.
А. Проверить угол поворота. Рамка переключателя должна быть параллельна звёздам системы.
Б. Проверить высоту. Рамка переднего переключателя должна располагаться чуть выше на 1-3 мм. чем самая большая звезда системы. Для регулировки сдвиньте рамку рукой, чтобы она оказалась над 3-й звездой и настройте высоту.
Чаще всего на новых передних переключателях shimano установлена наклейка, на которой показано какая должна быть высота переключателя.
3. Теперь начнём работать с тросиком и манеткой на руле.
А. Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в манетку и на пол оборота выверните.
Б. Натяните трос рукой или воспользуйтесь пассатижами и затяните его фиксирующим болтом, о котором я писал в пункте 1. Обратите внимание, что на прижимающих трос шайбах есть специальные канавки. Необходимо закрепить трос именно в них.
4. Начинаем выставлять крайние положения рамки переключателя болтами «H» и «L».
«High» — устанавливает крайнее положение на самой большой звезде системы.
«Low» — регулирует крайнее положение переключателя на самой малой звезде.
Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «L»
Чтобы настроить крайне положение болта «L» необходимо переключиться на самую большую звезду на заднем переключателе (соответствует первой скорости на манетке). Далее начинаем крутить болт «L» пока между цепью (которая находится на самой малой звезде системы) и рамкой переключателя не останется зазор около 1 мм (чем меньше тем лучше главное, чтобы цепь не терлась об рамку переключателя).
Выставляем центральное положение рамки переднего переключателя
Необходимо перебросить цепь на центральные звезды кассеты с помощью заднего переключателя. Переключаем с первой на вторую скорость (цепь изначально должна находиться на 1-й звезде), если не переключается, то необходимо натянуть тросик регулятором натяжения (Смотри пункт 3.А), который находится на манетке. Крутим до тех пор пока цепь не будет четко и быстро переходить на среднюю звезду.
Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «H»
При настройке крайнего положения «H» нам нужно переключиться на самую маленькую звезду на кассете, что соответствует самому большому числу на правой манетке от 6 до 11 в зависимости от того сколько у вас там скоростей. Цепь закидываем на третью звезду (самую большую звезду на системе) и крутим винт «H». Настраиваем рамку так, чтобы цепь не слетала на шатун с педалью зазора в 1 мм будет вполне достаточно.
5. Проверяем чёткость переключения передач.
Попробуйте по переключать скорости и посмотреть переходит ли цепь на все звезды.
Чаше всего цепь не переходит со второй звезды на первую и цепляет рамку переключателя. Это решается путём откручивания болта «L» (чтобы рамка переключателя сместилась в сторону рамы) на один два витка и все должно заработать идеально.
Отличия настройки шоссейного переключателя от МТБ
Отличий в настройки переднего переключателя на горном велосипеде и на шоссейном нет. Единственное, что в шоссейном велосипеде в системе звзед используется не 3 звезды, а две, что делает настройку более быстрой.
Если у вас двойная система. Вам потребуется также выполнить все пункты, а в 4-ом пункте не будет настройки центрального положения, а натяжение тросика будет регулироваться при переключении на 2-ю звезду, там где будет настройка крайнего положения с помощью винта «H».
Поздравляю вы настроили передний переключатель, также рекомендую проверить правильная ли у вас длина цепи.
(Visited 9 205 times, 9 visits today)Используемые источники:
- https://autobann.su/kak-nastroit-perekluchatel-skorostei-shimano.html
- http://kotovski.net/kak-nastroit-peredniy-pereklyuchatel/
- http://veloboy.ru/regulirovka-i-nastroyka-perednego-pe/