Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 18

Настройка переключателей скоростей на велосипеде

<index>

Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.

Задний переключатель скоростей

Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.

Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.

word-image.jpeg

Причины плохого переключения скоростей:

  • физические дефекты деталей переключателя;
  • загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
  • изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
  • повреждения петуха.

Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.

Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:

  • Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
  • Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
  • Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
  • переднее фиксирующее крепление;
  • задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.

Принцип действия переключателей

С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:

  • выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
  • в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
  • проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
  • Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.

Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:

  • демонтировать цепь, снять тросик;
  • перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
  • использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
  • установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
  • переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.

Ustroystvo-perednego-pereklyuchatelya.jpg

Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.

Передний переключатель скоростей на велосипеде

Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).

word-image-1.jpeg

Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей

Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.

Правильная установка переднего переключателя

Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.

  • перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
  • Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
  • Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
  • Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
  • Отрегулировать степень натяжения троса.
  • Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.

Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.

Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.

word-image-2.jpeg

Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.

Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:

  • Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
  • Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.

</index>

Все современные спортивные байки изготавливаются многоскоростными. Чтобы они работали полноценно, систему оснащают специальными перебрасывателями. Правда, периодически должна производиться их настройка. Отдельного внимания заслуживает регулировка переключения скоростей на велосипеде Shimano, пользующемся популярностью у спортсменов. Сложностей с этим не возникнет, если внимательно изучить инструкцию.

Содержание

Особенности и разновидности

В линейке продукции Shimano есть большое количество категорий переключателей скоростей в зависимости от их назначения:

  • для профессионалов;
  • спортивное оборудование;
  • любительские.

К профессиональным относятся следующие виды механизма:

  1. Shimano XTR, Deore XT. Устройство отличается повышенной степенью надежности, но относится к разряду дорогостоящих.
  2. Saint. Профессиональная, надежная разновидность, отличающаяся от предыдущих используемым сырьем. При ее изготовлении применяются композитные материалы. Таким образом удается снизить вес комплектующих.
  3. Hone, Deore LX. Продукция высшего класса, но более доступная, чем другие профессиональные механизмы.

Среди спортивного оборудования внимания заслуживает система переключателя скоростей на велосипеде Deore. Данную модель относят к начальной группе. При изготовлении используются детали со сниженным весом и максимальной прочностью.

Спортивной также считается модель Alivio. Она является чем-то средним между любительскими и профессиональными устройствами. Нередко предпочтение отдают именно ей, что обусловлено небольшой массой деталей.

07704d9d6f307c51074f422374677cda.jpg
XTR
Screenshot_2-8.png
Deore XT
zadnij-pereklyuchatel-shimano-saint.jpg
Saint
velozapthasti_perekliuthateli_perekl_zad_shimano_hone_rd-m600_00001758.jpg
Hone
1019901086.jpg
Deore LX

Для переключения передач могут использоваться любительские механизмы:

  1. Acera. Способен выдержать большие нагрузки. Нередко новички используют механизм неправильно, поэтому производители сделали его неприхотливым. При регулировке переключения скоростей на велосипеде Shimano в данном случае не требуется высокая точность.
  2. Altus. Доступное устройство для начинающих велосипедистов. Предназначено для спокойных прогулок по парку и городским улицам, не предполагающих высоких нагрузок и частых переключений скорости.
  3. Shimano Tourney. Механизм не предназначен для экстремальной езды. При эксплуатации Shimano Tourney нередко возникают непредвиденные ситуации.

Настройка переключателя скоростей Shimano, независимо от разновидности, осуществляется по одной схеме. Все механизмы функционируют одинаково, считаются взаимозаменяемыми.

9918443.jpg
Acera
Screenshot_22.png
Altus
Screenshot_23.png
Shimano Tourney

Правильная регулировка в зависимости от типа

Настройка необходима в тех случаях, когда переключение скоростей на велосипеде начинает вызывать проблемы. Как правило, подобные действия проводятся в таких случаях:

  • приобретен байк, который некачественно отрегулировали в спортивном отделе;
  • нарушение правил транспортировки велосипеда;
  • пробег транспорта достаточно большой.

В работе понадобятся следующие инструменты:

  • отвертка;
  • плоскогубцы;
  • тросики;
  • ключи-шестигранники.

Настройка переднего переключателя скоростей существенно отличается от регулировки заднего.

Screenshot_26.png

Задний

Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда осуществляется по следующей схеме:

  1. Механизм настраивается на самую меньшую из звезд.
  2. Трос послабляется. С этой целью винт зажима откручивается.
  3. Цепь расположенного спереди переключателя устанавливается на среднюю звезду.
  4. Проверяется функциональность цепи. Чтобы выполнить данную задачу, просто прокручиваются педали. Если цепь падает, нужно отрегулировать винт ограничителя высоких передач. Вследствие таких действий самая маленькая из звезд спереди и задний переключатель становятся на одну сторону.
  5. Трос сильно натягивается, а болт, фиксирующий затяжку, зажимается.
  6. Производится проверка переключателя. Каждая скорость, от меньшей до самой большой, прощелкивается. Если на каком-либо участке происходит сбой, натяжка троса вновь регулируется.

Настройка заднего переключателя скоростей должна производиться максимально осторожно. Все действия с тросом выполняются плавно. Нужно набраться терпения и избегать резких движений.

soddnswt.png

Передний

Регулировка переднего переключателя скоростей выполняется следующим образом:

  1. Установить переключатель таким образом, чтобы сзади была наибольшая звезда, а спереди — самая маленькая.
  2. Открутить трос.
  3. Винтом, ограничивающим нижние передачи, отрегулировать положение рамки. Она должна быть расположена максимум на 3 мм дальше от цепи.
  4. Немного натянуть трос.
  5. Переключить скорость на среднюю из звезд.
  6. Проверить, задевает цепь внешнюю раму или нет. Если механизм после выполнения всех действий функционирует неправильно, затянуть трос еще сильнее.
  7. Установить передний переключатель на самую меньшую из звезд.

В конце важно проверить, легко ли производится переключение скоростей. Если механизм не срабатывает, нужно произвести регулировку винта, ограничивающего высокие передачи.

u_files_store_41_8577.jpgУстановка нового переключателя

Если детали механизма вышли из строя, отрегулировать переключатель попросту не удастся. Нужно производить замену устройства на новое. Для выполнения такой задачи понадобятся:

  • тросики;
  • рубашки, колпачки для тросов;
  • отвертка (крестовая);
  • шестигранные ключи (6, 5, 4, 3 мм);
  • выжимка цепи;
  • густая и жидкая смазка;
  • перчатки.

Установка выполняется по следующей схеме:

  1. К раме прикручивается петух, а уже к нему — непосредственно сам переключатель. Крайне важно, чтобы между винтом регулировки натяжения и упором петуха не оказалось свободного пространства.
  2. На манетках выставляется самая высокая из передач.
  3. Манетки разбирается, в них помещается трос.
  4. Тросик проводится по всем рубашкам и линиям.
  5. С пера рамы трос проводится через рубашку и помещается в регулятор натяжения. Он заблаговременно до половины раскручивается.
  6. Тросик затягивается и сразу зажимается специальной пластинкой с канавкой.
  7. Устанавливается передний переключатель.
  8. На манетках устанавливается минимальная скорость.
  9. Тросик от манетки протягивается до переключателя и затягивается.
  10. Цепь заправляется в рамки скоростного механизма.
  11. Производится настройка скоростей.

Опытному велосипедисту не составит труда отрегулировать переключатели скоростей на байке Shimano. Процесс достаточно простой, но требует определенных знаний и навыков. Новичкам также можно выполнить подобные действия самостоятельно. Но если возникают сомнения, все же лучше обратиться за помощью к специалисту.

Открутить и снять старый переключатель, а на его место повесить новый и прикрутить его к «петуху»
Цепь велосипеда поставить на самую маленькую звезду, так чтобы визуально ролик и малая звезда оказались на одной линии
Аккуратно и без лишних усилий отвести переключатель до самой большой звезды
Регулировочным винтом зафиксировать положение переключателя так, чтобы он был напротив большой звезды
Провести тросик по всем рубашкам и линиям
Поставить цепь на самую маленькую звездочку, подтянуть и зафиксировать трос, после чего проверить работу всего механизма

В этой статье рассмотрим как производится настройка переключателей скоростей на велосипеде. Переключатели скоростей на первый взгляд могут показаться сложным механизмом хоть и имеют довольно примитивную конструкцию.

Переключение скоростей происходит из-за ослабления и натяжения тросика, двигающего переключатель. Т.е., по сути, переключатели являются простейшей механической конструкцией, и в их регулировке нет ничего сложного. Начинается настройка всегда с заднего переключателя, за исключением случаев когда требуется регулировка только одного из переключателей велосипеда.

Настройка заднего переключателя

Убедитесь, что переключатель не погнут. Если натяжитель цепи (лапка с двумя роликами внизу заднего переключателя) параллелен звездам кассеты, то все нормально. Если нет, то скорее всего погнут не сам переключатель, а петух — крепление переключателя к раме. Его легко выпрямить, потянув за переключатель, но не тяните за один натяжитель цепи! – он согнется раньше, чем выпрямится петух, а его уже не так просто выпрямить.

zadnii-perekluchatel.jpg

Приступаем к регулировке. Выбираем бОльшую скорость, при которой цепь стоит на самой маленькой звезде кассеты (блок звезд на заднем колесе). На переключателе есть 2 винта с маркировками H и L (см. картинку). Крутим винт H (High) так, чтобы ролик переключателя стоял на одной линии с меньшей звездой. Теперь выбираем меньшую скорость – самая большая кассеты. И теперь крутим винт с маркировкой L (Low) до выравнивания ролика с большой звездой.

После этого надо натянуть трос, при этом на манетке заднего переключателя должна стоять максимальная скорость. Убедитесь, что тросик четко лег в канавку у фиксирующего болта (на картинке обозначен цифрой 1) и затяните его. Закрепить трос надо с хорошей натяжкой. Если плохо включаются высокие передачи (при наборе скорости на велосипеде), ослабьте натяжение троса регулятором (на картинке обозначен цифрой 2). Если плохо сбрасываются (при снижении скорости езды), то нужно натянуть трос, выкручивая регулятор натяжения. Если обвеска байка по-дороже, то регулятор есть и на манетке, что позволяет регулировать натяжение тросика на ходу.

Теперь последняя регулировка. Поставьте цепь спереди на маленькую, а сзади на самую большую звезду и прокрутите педали назад. Крутя винт натяжения (на картинке обозначен цифрой 3) добейтесь того, чтобы верхний ролик заднего переключателя находился как можно ближе к звезде, но не касался ее. Это нужно для наиболее плавного переключения скоростей. Теперь поставьте максимальную скорость – спереди большая звезда, сзади самая маленькая и убедитесь, что и в таком положении ролик не касается звезды кассеты. На дешевых переключателях этой регулировки может и не быть.

Настройка переднего переключателя

Передний переключатель отрегулировать будет еще проще чем задний. Но важно чтобы он был правильно закреплен на раме велосипеда. Когда цепь стоит на самой большой звезде, от звезды до рамки переключателя должно быть от 1 до 3 мм. И рамка должна быть параллельна звездам. Если все так, то можно начинать настраивать.

perednii-perekluchatel.jpg

Выставьте минимальную скорость – сзади самая большая, а спереди маленькая звезда. Ослабьте натяжение тросика и крутите винт с маркировкой L (Low (где он находится видно на картинке) пока между цепью и рамкой переключателя не останется миллиметровый зазор. После этого закрепляем тросик винтом (на картинке обозначен цифрой 4) с хорошим натяжением. Нужно следить, чтобы он лег в специальную канавку возле винта.

Теперь выставляем максимальную скорость, когда спереди цепь на самой большой звезде, и на меньшей кассеты, и крутим винт с маркировкой H (High), чтобы зазор между цепью и внутренней плоскостью рамки составил миллиметр. Если после этого цепь все равно неохотно залезает на большую звезду отверните немного винт H.

Теперь садимся на байк и пробуем насколько успешно прошла настройка переключателей скоростей. Если цепь плохо переключается на пониженную скорость (меньшие звезды) покрутите регулятор натяжения тросика, расположенный на монетке переднего переключателя на руле, чтобы ослабить натяжение тросика. Когда цепь вяло залезает на большие звезды, натяните тросик этим же регулятором.

Проблемы

Если при кручении педалей с усилием цепь проскакивает, это означает, что она растянулась и ее пора менять. Если вы ее давно не меняли, возможно придется поменять еще и звезды с кассетой, т.к. изношенная цепь быстро приводит в негодность звезды.

Если плохо включаются какие-то определенные скорости, проверьте свободно ли ходит тросик в рубашках и нет ли надломов, а также мест с расплетенной обмоткой тросика. Рубашки с надломами и те, в которых трос проходит с трудом подлежат замене, как и поврежденный тросик. Эта же проблема может быть вызвана погнутым петухом.

Если переключатель внезапно вообще перестал работать, то проблема однозначно в тросике: либо он плохо закручен фиксирующим болтом, либо порвался.

И еще важный момент. При переключении скоростей следите за тем чтобы не было перекоса цепи, из-за расположения ее одновременно на противоположных звездах шатуна и кассеты, а так же на средней звезде и крайних звездах кассеты. Неправильное расположение цепи показано схематически на картинке. Из-за этого происходит быстрый износ как цепи так и звезд.

В целом настройка переключателей скоростей велосипеда выполняется быстро (30-40 минут) и без особых усилий.

Используемые источники:

  • https://cyclearea.ru/remont-velosipeda/regulirovka-velosipednyh-pereklyuchatelej-peredach
  • https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/36-regulirovka-pereklyucheniya-skorostey-shimano
  • https://andy-blog.ru/nastrojka-pereklyuchatelej-skorostej-na-velosipede

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации