Содержание
Источники света
Источники света – такие же объекты библиотеки ArchiCAD, как и рассмотренные выше, однако к ним невозможно получить доступ, используя инструмент Object (Объект). Дело в том что основное отличие источников света от других объектов – это возможность излучения света раз личной интенсивности. Поэтому при помещении источников света в проектируемый объект его интерьер изменяется не только за счет наличия или отсутствия источника света как такового, но и за счет изменения внешнего вида других объектов, находящихся в зоне действия света. В связи с этим для работы с источниками света имеется отдельный инструмент, который можно вызвать командой меню Design ? Design Tools ? Lamp (Проектирование ? Инструменты проектирования ? Источник света). При необходимости можно добавить кнопку активации этого инструмента
на палитру инструментов. В результате на информационной палитре появятся элементы управления настройкой параметров источников света (рис. 6.14).
Нажатие кнопки
открывает окно Lamp Default Settings (Настройки источников света по умолчанию) (рис. 6.15).
Рис. 6.14. Элементы управления настройкой параметров источников света
Основное отличие этого окна от окон других объектов – наличие в разделе Parameters (Параметры) ползункового регулятора Light Intensity (Интенсивность излучения). С помощью ползунка или путем ввода значения в расположенное справа от регулятора поле можно изменять яркость источника света. Двойной щелчок кнопкой мыши на поле Color (Цвет) вызовет палитру выбора цвета излучения, а нажатие кнопки
и кнопки
позволит включать или отключать источник света.
СОВЕТ
Используйте эти возможности для определения условий внутреннего и наружного освещения. Включением, отключением, регулированием яркости и изменением место расположения источников света можно добиться наиболее эффектного и эффективного освещения проектируемого объекта в различных режимах его эксплуатации.
В разделе Parameters (Параметры) добавлен специфичный для источников освещения подраздел Light Settings (Настройки источников света). Здесь можно установить внутренние и внешние углы и радиусы рассеивания светового конуса, определить видимость светового конуса при создании фотореалистичного изображения проектируемого объекта и определить многие другие параметры источника света в зависимости от его типа. При выборе светильников в окне появляется раз дел Lamp Settings (Настройки светильника) (рис. 6.15), в котором для изменения вышеуказанных параметров, в том числе конструкционных, используется простой и понятный интерфейс.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не путайте понятия источника света и светильника! Под светильником обычно понимается какое-то физическое тело, излучающее свет, а в ArchiCAD имеются объекты, излучающие свет, но не имеющие тел. В библиотеке источников света можно найти такие объекты, как General Light 11 (Общее освещение), Light Cone Up 11 (Свет, восходящий снизу), Light Cone Down 11 (Свет, падающий сверху) или Spot Light 11 (Световое пятно). Эти объекты помогают создать дополнительные эффекты освещения, которые встречаются в реальном мире, когда мы видим свет, создаваемый источником, находящимся вне поля нашего зрения.
Рис. 6.15. Параметры настройки источников света
Кроме того, несколько десятков типов собственно светильников, от настольных ламп до уличных фонарей, – помогут на первых порах осветить интерьер и место расположения проектируемого здания.
В этой главе была рассмотрена библиотека объектов ArchiCAD, ее структура и принципы работы с ней, изучены способы настройки параметров объектов и их вставки в проект. Теперь можно самостоятельно проектировать двери и окна, настраивать их параметры, определять их вид и положение в пространстве.
В главе представлены также процессы настройки параметров и создания лестниц и источников освещения, указано расположение в стандартной библиотеке ArchiCAD большей части объектов, которые необходимо использовать для создания полной инфраструктуры проектируемого здания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Поделитесь на страничке
Следующая глава
CADmaster » CADmaster №3(85) 2016 » Архитектура и строительство Визуализация в ARCHICAD. Новые возможности для архитектора
ARCHICAD от компании GRAPHISOFT существует уже более 30 лет, за это время его узнали и полюбили архитекторы по всему миру. Конечно, появилось множество других специализированных программ для проектирования, но и ARCHICAD, в свою очередь, тоже постоянно развивается. Я знакома с продуктом с его восьмой версии (то есть с 2003 года), и с тех пор борюсь за то, чтобы проектирование всех разделов происходило в BIM-среде.
Начиная с версии 18 в ARCHICAD появился встроенный механизм визуализации Cinerender: нововведение, которое позволяет выполнять полный цикл проекта в одной программе. Конечно, ARCHICAD не стремится к стопроцентно фотореалистичной визуализации, но многие пользователи даже не догадываются, на что способен этот механизм. В Сети можно найти множество примеров от архитекторов из разных стран, на рис. 1 — несколько изображений, выполненных мной. Согласитесь, для большинства задач такого качества будет более чем достаточно.
</tr>Рис. 1</td></tr></table>
Начнем рассматривать возможности более подробно. Если не ограничиваться использованием преднастроенных сцен и включить режим отображения детальных настроек, то в механизме Cinerender можно добраться до различных эффектов и опций.
Самая популярная опция — это Белая Модель. При ее включении можно быстро получить картинку, которая передает общий объем и пропорции проекта (рис. 2).
Рис. 2 |
Галочка Корректировка Цвета позволяет изменить контрастность и насыщенность картинки. Функция Оттенение — создать виньетку, а Протяженность Тумана — создать атмосферную дымку. Во вкладке Линзы и Фильтры заслуживает внимания Фильтр Четкости (рис. 3).
Рис. 3 |
Блики на Линзах активируют блики, включенные в параметрах источников света. Блики от стандартного солнца включаются в разделе Окружающая Среда — Солнце (рис. 4).
Рис. 4
Конечно всё это можно сделать в любом графическом редакторе, но если вам нужно быстрое создание картинок приемлемого качества, то, единожды настроив сцену, можно обходиться без постобработки.
Во вкладке Эффекты можно включить отображение каустиков. Если в источнике света и в покрытиях, задействованных при визуализации, также включены генерация или восприятие каустиков, можно получить результаты, представленные на рис. 5.
Рис. 5 |
Можно использовать Глубину резкости. Эта настройка позволяет оставлять в фокусе объекты, находящиеся в цели камеры, размывая при этом те, что расположены впереди и позади цели (рис. 6).
Рис. 6
Для обычной визуализации глубина резкости включается в разделе Эффекты. Там расстояние, которое должно остаться в фокусе, можно регулировать в обе стороны от цели камеры. Работа этой функции достаточно подробно описана в справке.
Для физической визуализации глубина резкости включается во вкладке Физическая камера и зависит от числа диафрагмы. Чем больше число (f/2.0 > f/8.0), тем сильнее будет размытие. Вместе с тем повысится общая яркость, поэтому ее нужно компенсировать более низким значением ISO и/или выдержки. В общем физическая визуализация имитирует поведение реальной фотокамеры. В этом же разделе можно задать хроматическую аберрацию и откорректировать баланс белого. А форма диафрагмы влияет на форму размытия: можно получить блики Боке и треугольной, и восьмиугольной формы.
Интересные результаты дает использование различных настроек погоды при включенном Физическом небе, которое включает в себя облака, звезды, луну, радугу, солнечные лучи, атмосферу, туман. Туман, например, может воспринимать тени и свет по своей глубине (рис. 7).
Рис. 7
По умолчанию почти во всех сценах вкладки Основные Параметры включен Видимый Свет (рис. 8), но он не считается, пока не активирован в настройках источников света. Нужно учесть, что эта функция доступна не во всех источниках.
Рис. 8 |
Перейдем к настройкам параметров покрытий. Для большинства ситуаций достаточно стандартных покрытий, еще часть можно извлечь из папки библиотеки. Хочу отметить, что в Cinerender ARCHICAD большое внимание уделено процедурным текстурам: именно их зачастую быстрее и красивее использовать для кирпича, паркета, плитки и штукатурки. В отличие от растровых текстур, они никогда не повторяются, что очень важно на больших поверхностях, особенно при экстерьерной визуализации (обратите внимание на серую штукатурку в расположенной слева верхней картинке рис. 1 и на кирпичную кладку в нижней). При помощи различных шумов, выветриваний и градиентов создаются потеки и грязь на поверхности.
Используя лишь несколько каналов параметров покрытий, можно получить материалы, совершенно различные по визуальным ощущениям. Пример показан на рис. 9: в канале Цвета стоит либо шум, либо растровая текстура; почти во всех образцах в режиме Экран сверху на цвет наложен Френель — зависимость от угла взгляда к нормали поверхности. Под острым углом почти все ткани выглядят несколько светлее, что обусловлено наличием ворсинок, которые рассеивают свет. Конечно, во всех вариантах материалов задействован канал Рельефа (для кожи применена текстура кожи, для грубой ткани — ткань, для замши — мелкий шум), и для кожи включено различной силы Отражение с Френелем.
Реальный размер: 1563×982. Рис. 9′})» title=»Рис. 9″>Рис. 9
В 20-й версии переработан канал Отражения. В нем теперь можно создавать два разных слоя отражения, регулировать силу размытия картой (процедурной, растровой или сложной комбинацией), добавлять к слоям отражения рельеф, не влияющий на остальные свойства.
То есть у нас теперь есть возможность создавать сложные по отражениям покрытия. Например:
- пластик, заляпанный пальцами, где один слой отражения выполнен с минимальным размытием, но с маской карты с отпечатками пальцев, а второй — сильно размытый с маской с пальцами, но инвертированной, капелька рельефа той же карты;
- автомобильная краска, где первый слой отражения зеленого цвета, с небольшим рельефом и сильным размытием, а второй, с четким отражением, имитирует покрытие лаком (рис. 10).
Рис. 10 |
Отдельного внимания заслуживает канал Смещение. Он производит действительную деформацию геометрии при визуализации с помощью черно-белых или красно-зеленых карт высоты. Например, в режиме Яркость черные участки карты остаются на месте, а белые поднимаются на максимальную высоту. Вблизи заметны изломы, но для дальних планов такой способ позволяет избавиться от моделирования миллионов полигонов (рис. 11).
Рис. 11 |
На специальных ресурсах в Сети выложено множество специально разработанных бесшовных текстур с картами смещения, которые можно использовать и в ARCHICAD. Пример — на рис. 12: галька из бесплатных образцов таких текстур.
Рис. 12
В следующем примере (рис. 13) черно-белая карта мира немного подкрашена по краям в графическом редакторе для более плавного набора толщины. Кроме того, использован канал рельефа для мелких неровностей.
Рис. 13
Интересные эффекты дают различные шумы в канале смещения. При помощи шума Luka были созданы горы, показанные на рис. 14. Перепады рельефа поверхности подчеркивает еще и Атмосфера, включенная в параметрах Окружающей Среды.
</tr>Рис. 14</td></tr></table>
В визуализации на рис. 15 складки ткани на заднем планы тоже созданы смещением: самым обычным мягким шумом, вытянутым по вертикали. На самом деле ткань — это совершенно плоский прямоугольный морф (как и горы на предыдущей картинке).
Рис. 15
Канал смещения можно использовать для сглаживания слишком угловатых объектов. Тюльпаны (рис. 16−17) я специально писала в GDL низкополигональными, чтобы иметь возможность засадить ими целую поляну. При включении смещения с минимальной высотой — почти незаметной, но позволяющей включить галочку Скругление Геометрии, — я получила результат, который даже превзошел мои ожидания!
Реальный размер: 1305×572. Рис. 16′})» title=»Рис. 16″>Рис. 16Рис. 17
Использование смещения совместно с травой (с шумом в плотности распределения) позволяет получить достаточно реалистичную поверхность земли. Даже если трава представляет собой плотный ковер, смещение все же стоит добавить, так как Cinerender пока не умеет использовать карты для изменения высоты травинок (рис. 18).
Рис. 18
Вот еще один интересный пример экспериментов с покрытиями (рис. 19) — помимо сложного смещения и рельефа, здесь в канале Цвета использовался ретушировщик Окклюзия Окружения (на рис. 20 принцип работы этого ретушировщика показан более наглядно).
Реальный размер: 1478×874. Рис. 19′})» title=»Рис. 19″>Рис. 19
Участки, которые оказываются в углах («видят меньше неба»), окрашиваются в цвет, отличный от остальной поверхности. Приглядевшись к центральной ракушке, можно заметить, что в углублениях цвет бледный, а на возвышениях более насыщенный и темный. Окклюзия окружения считается как для реальной геометрии, так и для геометрии, создаваемой смещением.Рис. 20
Так, окклюзию можно применять для создания патины в углублениях резной поверхности мебели, использовать в канале Цвета для затемнения и в канале Отражения для создания эффекта позолоты (рис. 21).
Рис. 21
А вот вариант использования окклюзии в канале Свечения. На всех реальных фотографиях светильника (рис. 22) видно, что наиболее ярко светятся участки, расположенные в глубине, близко к лампе, а наружные углы светятся меньше. При помощи ретушировщика я смогла добиться такого эффекта. Светильник отлично смотрится и в ночной, и в дневной визуализации (рис. 23).
Рис. 22Реальный размер: 1442×851. Рис. 23′})» title=»Рис. 23″>Рис. 23
Для многих видов материалов (парафин, фарфор, бумага, разные ткани для навесов) в канале Свечение нужно использовать ретушировщики Подповерхностное Рассеивание, ChanLum или Подсветка — в зависимости от ситуации. При этом не забудьте включить в параметрах визуализации светящиеся покрытия.
Рис. 24 наглядно иллюстрирует работу Подповерхностного Рассеивания: слева его действие равно нулю, правее постепенно повышается.Реальный размер: 1600×800. Рис. 24′})» title=»Рис. 24″>Рис. 24
Примеры того, как при визуализации выглядят некоторые поверхности с отключенным (слева) и включенным (справа) эффектом, — на рис. 25.
Рис. 25 |
Канал Трава в списке покрытий стоит последним, но с его помощью можно делать не только траву, но и разные ворсинки (как у муравья на рис. 25), и ковры (рис. 26). Учтите, что при нефизической визуализации травинки не отбрасывают тени.
Рис. 26
Теперь расскажу еще немного о постобработке. В Vray, например, при визуализации помимо основного изображения можно сохранить и несколько дополнительных, которые называются Render Elements.
В ARCHICAD мы также можем создать некоторые из них, а затем использовать для последующей обработки в графическом редакторе.
Например, визуализировать карту глубины (рис. 27). На своем канале я рассказывала, как это можно сделать и как применять: https://www.youtube.com/watch?v=d9Y17qbkA5k.Рис. 27
В 20-й версии стало возможным создать отдельную карту с окклюзией окружения. Для этого нужно заменить все покрытия в проекте одним специально созданным, в котором отключить восприятие и генерацию GI, отключить все каналы, кроме свечения, и положить окклюзию таким образом, чтобы углы оказались подсвеченными. В параметрах визуализации отключить всё (глобальное освещение, источники освещения), оставив только светящиеся покрытия, а в Корректировке Цвета установить галочку Инвертировать.
При наложении такой карты поверх исходного изображения в режиме умножения можно регулировать затенение углов, применяя в отдельных местах маску (рис. 28).ис. 28
При использовании белой модели и включении определенных источников света можно визуализировать карты освещения для разных источников, а затем осветлять с их помощью нужные участки на финальном рендере (рис. 29).Рис. 29
А сохранив 3D-документ без теней, можно получить карту различных покрытий (рис. 30).
Рис. 30
Пример постобработки с применением этих карт показан на рис. 31.
</tr>Рис. 31</td></tr>
Конечно, Cinerender ARCHICAD не даст таких же результатов, как специализированный софт для визуализации; есть еще много ограничений и недоработанных моментов (у травы невозможно регулировать направление роста и высоту отдельных травинок, нельзя копировать слои в настройках покрытий, долго идет просчет большого количества полигонов и размытия <nobr>и т.д.),</nobr> но, по-моему, минусы перекрываются возможностью всё делать в одной программе.
Визуализация позволяет архитектору донести до заказчика образ проекта, который не всегда удается передать одними только планами и фасадами. Выполнение визуализации непосредственно в ARCHICAD обеспечивает полное соответствие визуализации и чертежей в проекте.
Светлана Кравченко, практикующий архитектор
Скачать статью «Визуализация в ARCHICAD. Новые возможности для архитектора» в формате PDF— 10 Мбайт |
Некоторое время назад, архитекторам приходилось использовать несколько программ для наиболее качественного представления своего проекта. Трехмерная модель, созданная в Архикаде, экспортировалась в 3DS Max, Artlantis или Cinema 4D, что занимало время и выглядело весьма громоздко при внесении изменений и корректной передаче модели.
Начиная с восемнадцатой версии, разработчики Archicad поместили в программу механизм фотореалистичной визуализации Cine Render, применяемый в Cinema 4D. Это позволило архитекторам избежать непредсказуемых экспортов и создавать реалистичные рендеры прямо в среде Archicad, где и был разработан проект.
В этой статье подробно рассмотрим, как устроен процесс визуализации Cine Render и как им пользоваться, при этом не будем затрагивать стандартные механизмы Архикада.
Визуализация в Archicad
Стандартный процесс визуализации включает в себя моделирование сцены, настройку материалов, освещения и камер, текстурирование и создание финального фотореалистичного изображения (рендера).
Предположим, у нас есть смоделлированная сцена в Archicad, в которой выставлены камеры по умолчанию, назначены материалы и присутствуют источники света. Определим, как с помощью Cine Render можно редактировать эти элементы сцены и создавать реалистичную картинку.
Настройка параметров Cine Render
1. Открываем в Archicad сцену, готовую к визуализации.
2. На вкладке «Документ» находим строку «Визуализация» и выбираем «Параметры визуализации»
3. Перед нами открывается Панель настроек рендера.
В выпадающем списке «Сцена» Архикад предлагает подобрать шаблонную конфигурацию рендера для различных условий. Выберите подходящий шаблон, например, «Освещение экстерьера дневное, среднее».
Вы можете взять шаблон за основу, вносить в него изменения и сохранить под собственным именем когда потребуется.
В выпадающем списке «Механизм» выберите «Cine Render от Maxon».
Установите качество теней и визуализации в целом с помощью соответствующей панели. Чем выше качество — тем медленнее будет происходит просчет изображения.
В разделе «Источники света» настраивается яркость освещения. Оставьте параметры по умолчанию.
Параметр «Окружающая среда» дает возможность настроить небо на картинке. Выберите «Физическое небо», если хотите настроить небо в программе более корректно, или «Небо HDRI» в том случае, если нужно воспользоваться картой высокого динамического диапазона для большей реалистичности. Подобная карта загружается в программу отдельно.
Уберите галку с чекбокса «Использовать солнце Archicad», если хотите задать положение солнца в определенной местности, времени и дате.
В «Настройках погоды» выберите тип неба. Этот параметр задает особенности атмосферы и связанное с ней освещение.
4. Задайте размер финального изображения в пикселях, перейдя на соответствующую пиктограмму. Заблокирйуте размеры, чтобы сохранить пропорции кадра.
5. Окно вверху панели визуализации предназначено для того, чтобы делать предварительный быстрый рендер. Нажмите на круговые стрелки и в течение небольшого времени вы увидите миниатюру визуализации.
6. Перейдем к детальным настройкам. Активируйте чекбокс «Детальные настройки». Детальные настройки подразумевают регулировку света, построение теней, параметры глобального освещения, цветовые эффекты и другие параметры. Большинство этих настроек оставьте по умолчанию. Отметим лишь некоторые из них.
— В разделе «Окружающая среда» откройте свиток «Физическое небо». В нем вы можете добавить и настроить такие эффекты для неба как солнце, туман, радуга, атмосфера и прочие.
— В свитке «Параметры» поставьте галочку напротив «Трава» и озеленение на картинке станет живым и натуральным. Учтите только, что просчет травы также увеличивает время рендера.
7. Посмотрим, как можно настроить материалы. Закройте панель визуализации. Выберите в меню «Параметры», «Реквизиты элементов», «Покрытия». Нас будут интересовать те материалы, которые есть в сцене. Для того, чтобы понять, как они будут выглядеть на визуализации, укажите в настройках механизма «»Cine Render от Maxon».
Настройки материалов, в основном, также стоит оставить по умолчанию, кроме некоторых.
— По надобности измените цвет материала или задайте ему текстуру на вкладке «Цвет». Для реалистичных визуализаций желательно применять текстуры всегда. По умолчанию в Архикаде многие материалы имеют текстуры.
— Придайте материалу рельеф. В соответствующий канал поместите текстуру, которая создаст материалу натуралистичные неровности.
— Работая с материалами регулируйте прозрачность, глянцевитость и отражающую способность материалов. Помещайте в соответствующие слоты процедурные карты или регулируйте параметры вручную.
— Для создания газонов или ворсистых поверхностей активируйте чекбокс «Трава». В этом слоте можно задать цвет, плотность и высоту травы. Экспериментируйте.
8. Настроив материалы, зайдите в «Документ», «Визуализация», «Начать визуализацию». Запустится механизм просчета. Вам остается только дождаться ее окончания.
Запустить просчет изображения можно горячей клавишей F6.
9. Щелкните правой кнопкой мыши по картинке и выберите «Сохранить как». Введите название картинки и выберите место на диске для сохранения. Визуализация готова!
Читайте также: Программы для проектирования домов
Мы разобрались в тонкостях визуализации сцены в Archicad. Экспериментируя и повышая навыки, вы научитесь быстро и эффективно визуализировать свои проекты не прибегая к сторонним программам! Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Помогла ли вам эта статья?
Используемые источники:
- https://it.wikireading.ru/38846
- https://www.cadmaster.ru/magazin/articles/cm_85_14.html
- https://lumpics.ru/visualization-in-archicad/
</table></span></span></p></span></span></p></span></span></p></table></span></span></p></span></span></table></table></ul>