- Главная/
- Основные органы управления и функции микшерного пульта
КРУТИЛКИ, РУЧКИ, КНОПКИ И ПОЛЗУНКИ НА МИКШЕРЕ
— называются фейдеры и потенциометры! Ползунки-фейдеры, крутилки — потенциометры.
Они нужны для управления усилением входного предусилителя , регулировки выравнивания сигнала на каждом канале, управления маршрутизацией входного сигнала на другие функциональные секции и настройки вклада канала. к общему произведенному соединению.
Фотография пульта очень большая — 2664 Х 2714
Эти сведения пригодятся тем, операторам на съемке, кому приходится подключаться к различным микшерным пультам.
Рассмотрим основные функции и органы управления микшерного пульта на примере YAMAHA MG166CX.
Этот пульт имеет 8 микрофонных каналов, которые могут использоваться как инструментальные:
два универсальных канала, которые можно использовать как микрофонные, так и в качестве сдвоенных линейных, для подключения стереосигналов (например, MD проигрывателя):
и два стереоканала:
так же этот пульт имеет встроенный блок эффектов:
встроенные компрессоры в микрофонных каналах, 2 AUX шины, 2 подгруппы и параметрическую регулировку средних частот в микрофонных каналах. Весьма обширный арсенал для его цены!
Что такое микшерный пульт? Грубо — это набор входных каналов (линеек), позволяющий обработать, смешать и направить сигнал на один или несколько выходов в нужной пропорции. Рассмотрим входной канал поближе (на примере микрофонного, как самого насыщенного функциями):
Итак, входной канал это:
Балансный микрофонный вход — это 3х пиновый типовый разъем XLR-папа (в народе — канон), для подключения микрофонов.
Балансный линейный вход — это джековый симметричный (не путать со стерео) разъем, для подключения музыкальный инструментов и других источников сигнала.
Разрыв канала(INSERT) — это джековый разъем, для подключения внешних приборов обработки в разрыв между темброблоком и мастер регулятором уровня канала. Обычно используется для подключения приборов динамической обработки сигнала (компрессор, гейт и тд.). Распайка этого разъема не у всех производителей одинакова, у YAMAHA она выглядит так: кончик джека (TIP) — посыл сигнала (выход), кольцо (RING) — возврат сигнала (вход), земля (SLEEVE) — общий контакт. Джековый разъем сокращенно называют TRS, как аббревиатуру от TIP, RING, SLEEVE.
Номер канала — порядковый номер, по которому определяется, в какой именно канал подается сигнал.
Регулятор чувствительности (GAIN) — это параметр предварительного усиления входного сигнала. ВАЖНО! Чувствительность должна быть выставлена таким образом, чтобы при нажатой кнопке PFL (PreFaderLevel) индикаторы сигнала показывали уровень 0 Дб при рабочем уровне входного сигнала. Не допускайте переусиления или недоусиления сигнала. Как правило, это видно по гребенкообразному положению мастер регуляторов каналов.
Обрезной фильтр НЧ — используется для удаления суб низких частот из входящих сигналов для повышения разборчивости.
Регулятор уровня компрессии — изменяет количество динамического эффекта «компрессор» в канале. Используется для «уплотнения» слабых сигналов, сжимая динамический диапазон, но повышая уровень сигнала.
Индикатор пикового уровня — указывает на повышенный уровень входного усиления (чувствительности).
Регулятор ВЧ — корректирует уровень высоких частот (10 кГц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.
Регулятор СЧ — корректирует уровень средних частот. Верхняя ручка изменяет частоту от 250 до 5кГц, нижняя уровень этой частоты от -15 до +15 Дб.
Регулятор НЧ — корректирует уровень низких частот (100 Гц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.
AUX шина 1 (Pre fader) — регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 1. Не зависит от положения регулятора общей громкости. Чаще всего используется для направления звука в мониторы.
AUX шина 2 (Pre/Post fader) — регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 2. Может не изменяться/изменяться в зависимости от уровня общей громкости канала. Используется для мониторинга (Pre) или посыла на внешнюю обработку (Post).
Переключатель AUX 2 — меняет параметр Pre/Post шины AUX 2.
Регулятор уровня эффектов — изменяет количество обработки входного сигнала встроенным блоком эффектов.
Регулятор баланса — позволяет направить сигнал в левый или правый канал звуковой системы.
Кнопка включения канала — позволяет замьютировать канал одним нажатием. Отключается как мастер выход, так и префейдер выход на AUX. В нажатом положении подсвечивается желтым светодиодом.
Кнопка включения PreFaderLevel — служит для настройки чувствительности канала.
Кнопка направления в подгруппу 1-2 — служит для группировки каналов, что дает возможность регулировать громкость нескольких каналов одним фейдером. Удобно при работе с группой вокалистов или озвучке ударной установки.
Кнопка направления в подгруппу 3-4 — см выше.
Кнопка направления в Stereo Out — направляет сигнал в шину главного выхода пульта. Очень коварная кнопка, если забыть ее нажать — можно очень долго искать неисправность колонок, усилителей и тд.
Мастер-регулятор — задает уровень громкости канала в общем миксе. Для нормальной работы — должен быть установлен на уровне 0 Дб.
C входным каналами разобрались. Перейдем к блоку эффектов. У всех микшеров он выглядит по разному, но принцип работы идентичен.
Селектор выбора программ — выбирает используемый тип обработки сигнала.
Регулятор параметра эффекта — отвечает за качественную характеристику эффекта, например количество повторов дилея или длинну «хвоста» холла.
Регулятор AUX 1 — направляет эффект в универсальную шину AUX 1. Очень полезная функция, если вокалист привык слышать из мониторов свой голос в обработаном виде.
Регулятор AUX 2 — см выше.
Список программ встроенного блока эффектов — выберите подходящий вам эффект вращением селектора выбора программ.
В остальном канал блока эффектов идентичен микрофонному каналу.
- Reverb Hall 1
- Reverb Hall 2
- Reverb Room 1
- Reverb Room 2
- Reverb Stage 1
- Reverb Stage 2
- Reverb Plate
- Drum Ambience
- Karaoke Echo
- Vocal Echo
- Chorus 1
- Chorus 2
- Flanger
- Phaser
- Auto WAH
- Distortion
STEREO OUT — самый главный выход пульта. Сюда подключаются кабели, идущие в акустическую систему, кроссовер или усилитель. Кабели должны быть балансные, хорошего сечения, дабы избежать помех и потерь основного сигнала. В данном микшере выходы продублированы балансными джеками для удобства подключения акустической системы.
Monitor out — дополнительный стерео выход. Используется для подключения контрольных мониторов или записывающих устройств. Так же можно использовать для соединения нескольких микшерных пультов в цепь.
Phones — выход для подключения наушников. В большинстве пультов выполнен разъемом 6,3 jack. При использовании наушников с мини-джеком необходимо использовать переходник.
Group out — балансные выходы шины Group 1-2/3-4. Используются для подключения записывающих устройств или для оперативной регулировки уровня сгруппированных сигналов одним фейдером.
Aux send — балансные выходы шины AUX. Используются для подключения сценических мониторов или внешней обработки.
Aux return — балансные входы шины AUX. Используются для возврата обработанного сигнала с шины AUX. Может оптравляться как в Stereo out, так и в шины AUX. Так же может использоваться для подключения внешнего сигнала с проигрывателя или другого микшерного пульта.
Нижняя часть мастер-секции представляет из себя набор регуляторов входов/выходов верхней части мастер-секции. Стоит обратить внимание, что сигнал групп 1-2/3-4 можно отправить в Stereo out, что дает возможность изменить громкость сразу нескольких каналов, собранных в группу, в общем миксе!
Современные Ди Джеи, освоили микшерные пульты почти так же хорошо, как звукорежиссёры, они не олько миксуют музыку на вечеринках, но и сводят свои собственные композиции. Товарищи музыканты! Не забудьте о своем сайте и закажите профессиональное продвижение сайта на безграничных просторах интернета. Помните, хорошо раскрученные позиции сайта, это прежде всего ваша денежная прибыль от зазказов
Продвижение сайтов
В этой статье мы хотим рассказать вам об устройстве, без которого невозможно представить себе проведение любого праздничного мероприятия, не говоря уже о профессиональной (студийной) работе со звуком.
На первый взгляд неопытному человеку обычный звуковой микшер может показаться сложным устройством со всевозможным набором различных регуляторов, кнопок и разъемов. Но, если присмотреться поближе, то мы увидим довольно простое и удобное в обращении устройство, позволяющее путем нехитрых манипуляций, добиться желаемого качества звука.
Хотя на рынке существует огромное разнообразие данных устройств, все они работают по одному и тому же принципу (сейчас мы говорим об аналоговых микшерах), и отличаются лишь уровнем и манерой исполнения. Уровень микшера определяет его предназначение и границы его возможностей. Зачастую, даже устраивая большое торжество (свадьбу, юбилей, корпоратив), можно обойтись простым и компактным микшером с базовым набором регулировок – все зависит от потребностей заказчика. В других случаях – когда мероприятие более масштабное, необходимо качественно «озвучить» большую площадку, а также при необходимости добавления специальных эффектов — применяют микшеры более высокого уровня, — с бо’льшим набором настроек, дополнительными входами и выходами.
Давайте посмотрим, из каких функциональных блоков состоит типовой аналоговый микшер, на примере довольно популярного устройства фирмы BEHRINGER – микшерного пульта XENYX X1204USB.
Для удобства рассмотрения разделим переднюю и заднюю панели устройства на 7 типовых зон.
1) Микрофонные каналы
2) Линейные каналы
3) Процессор эффектов, регулировка уровня посыла/приема AUX и эффектов, соответствующие разъемы, а также разъемы входа и выхода 2-track (дополнительные устройства).
4) Зоны выходов наушников и control room, регулировка этих выходов и вход FX-FOOTSW
5) Общий и альтернативный уровень сигнала, соответствующие выходы
6) USB-вход
7) Зона питания
Микрофонные каналы предназначены для подключения проводных и беспроводных микрофонов, а также музыкальных инструментов.
К входам линейных каналов обычно подключается компьютер, ноутбук или плеер с которого осуществляется воспроизведение аудиофайлов.
Для микрофонных и линейных каналов существует набор регулировок, суть которых будет описана ниже.
Процессор эффектов – это цифровое устройство обработки звука поступающего на микшер. Оно позволяет создавать различные звуковые эффекты для выбранных каналов, такие как реверберация, задержка, модуляция, расстройка звука, а также комбинированные эффекты. На цифровом табло отображается номер выбранного эффекта (таблица эффектов располагается над ним).
Слева от табло показывается текущий уровень звука в дБ. Управление процессором осуществляется с помощью ручки управления черного цвета, расположенной справа от табло. Поворачивая ее можно выбрать необходимый эффект из списка. После выбора эффекта для его включения следует нажать на ту же ручку. Для настройки глубины выбранного эффекта на ручку нажимают повторно, затем вращают.
Под табло слева находятся ручки регулировки посыла на AUX (универсальный линейный звуковой вход) и процессор эффектов, а также кнопки переключения в режим SOLO. При включении режима SOLO выбранный канал можно прослушать отдельно — все остальные каналы отключаются. В ситуации, когда режим SOLO включен для нескольких каналов одновременно на выходе будет смесь сигналов поступающих с этих каналов.
Под табло справа располагаются ручки регулировки приема с AUX и процессора эффектов, а также кнопка переключения посыла на альтернативный либо основной MIX (общий выход).
Вход/выход AUX обычно используется для подключения к микшеру внешних устройств, таких как процессор эффектов (в данном устройстве он уже есть), плеер и любых других аудиоустройств. Таким образом, можно управлять уровнем посылаемого/принимаемого сигнала на/с этих устройств и эффектами для данных сигналов.
В четвертой зоне находятся ручка регулировки сигнала идущего на наушники и control room, гнезда для подключения наушников, гнездо для ножного переключателя эффектов (обычно необходимого для дистанционного переключения эффектов при игре на музыкальном инструменте) и выходы control room, предназначенные для вывода сигнала на мониторы или в комнату прослушки.
В пятой зоне находятся ползунки регулировки основного и альтернативного выходов, и соответствующие разъемы – для основного выхода – в формате XLR, для альтернативного – в формате jack.
Цифрой шесть обозначен USB-разъем, это означает, что есть наличие встроенной звуковой карты, которая позволяет, вести запись на компьютер, а так же очень удобен для предварительной прослушки треков во время мероприятия.
В седьмой зоне питания располагаются гнездо для подключения питания микшера, клавиша включения питания и клавиша включения фантомного питания для микрофонов которые нуждаются в дополнительном источнике постоянного напряжения. Фантомное (неявное) питание называется так потому, что оно идет через ту же цепь что и звуковой сигнал.
В следующем разделе мы кратко рассмотрим назначение кнопок и регуляторов не упомянутых выше.
В первой области, под микрофонными входами располагаются кнопки среза частот 0-75 Гц, которые необходимы для устранения посторонних микрофонных эффектов зачастую возникающих в этой частотной области. Ниже находятся ручки регулировки для микрофонных предусилителей.
Под линейными входами находятся переключатели уровня, позволяющие понизить или повысить уровень входного сигнала.
Во второй области находятся компрессоры, позволяющие убрать («срезать») слишком высокий уровень микрофонного сигнала.
Область канальных эквалайзеров (3) состоит из 3-х регуляторов амплитуды сигнала для каждого канала. Верхний регулятор отвечает за амплитуду сигнала в области верхних частот (ВЧ), средний – за среднюю часть спектра (СЧ), нижний – за нижние частоты (НЧ). Таким образом, можно грубо настроить АЧХ для каждого канала.
Четвертая область – посыл на AUX для каждого канала, — в ней находятся ручки, позволяющие контролировать «сколько звука» или какую часть сигнала с данного канала мы посылаем на AUX-выходы.
Пятая область – посыл на эффекты для каждого канала, — аналогично четвертой, в ней расположены регуляторы, отвечающие за то «сколько звука» или какую часть сигнала с данного канала мы посылаем на процессор эффектов.
Шестая область – регуляторы панорамы PAN – для микрофонов и баланса BAL – для линейных входов позволяют оптимально настроить положение сигналов в звуковой стерео картине. Также в ней расположены кнопки переключения каналов с основного выхода на альтернативный.
Седьмая область – область фейдеров для регулировки выходного уровня каждого канала, а также главного и альтернативного стереовыходов.
На этом мы заканчиваем рассказ об устройстве микшерных пультов. В следующих статьях мы более подробно остановимся на различных приемах и ди-джейских «фишках» часто используемых при проведении мероприятий.
Всегда Ваш, «Наш Звук»
Микшерные пульты могут быть довольно комплексными и сложными устройствами, работать с которыми может оказаться довольно не просто, особенно начинающим и людям не обладающим солидной практической или хотя бы теоретической базой. Эта статья начинает серию, в рамках которoй мы детально рассмотрим основопологающие принципы работы и путь следования сигнала в микшерных пультах, ответим на самые главные вопросы и осветим многочисленные аспекты, связанные с различными функциональными процессами в работе этих устройств, тем самым устранив недостаток знаний в этой области.
Будьте в курсе событий и не пропустите ничего интересного
Ниже вы можете ознакомитъся с примерным содержанием статей в данной серии, которое в процессе работы возожно будет немного изменяться, в результате отзывов и вопросов читателей, но грубая структура вероятней всего останется не тронутой.
- Микшерные пульты и их задачи
- Типы и сферы применения
- Принципиальное устройство
- Дополнительные приборы обработки
- Маршрутизация
- Дополнительные функции
В первой части речь пойдет о четком определении и задачах микшерных пультов, их классификации, а также о вытекающих из этого преимуществах и недостатках различных моделей.
Введение
С течением времени, а также благодаря стремительному развитию аудио индустрии, стало появляться все больше и больше приборов, применяемых для работы со звуком. От микрофонов и звукоснимателей, до кроссоверов и цифровых процессоров. От „железа“ до програмного обеспечения. От реального до виртуального. Однако одним из первых приборов, пришедших на службу звукоинженеру, можно смело назвать микшерный пульт или просто микшер. С его помощью стало возможным преодолеть технологические ограничения, накладываемые записывающим оборудованием того времени и записать, к примеру, сразу несколъко источников на магнитную ленту, которая имела только два или даже один канал. Это подводит нас к определению задач микшеного пульта.
Микшерные пульты и их задачи
Прежде всего пожалуй следует начать с четкого определения. Что же такое микшерный пульт?
Микшерный пульт (англ. – Mixer / Console / Desк) это устройство, позволяющее пользователю принимать различного рода аудио сигналы (разного напряжения – микрофонные и линейные, разного сопротивления – микрофонные и инструментальные), производить над ними некоторые манипуляции (усиление, частотная обработка — эквализация, динамическая обработка – компрессоры, гейты и так далее), перенаправлять их (маршрутизация – для объединения в группы, для мониторинга, для обработки внешними эффектами) и смешивать их в определенной пропорции с той или иной целью (запись, сведение, усиление).
Как можно заключить из определения, смешивание сигналов является первопредназначением микшеров. Однако со временем задачи были расширены и современные экземпляры могут включать в себя массу дополнительных устройств, направленных на обработку смешиваемых сигналов, а также комплексную систему маршрутизации (routing) и мониторинга сигналов. К таким дополнительным приборам можно отнести параметрический эквалайзер, присутствующий на каждом канале даже полупрофессионального современного микшера, а также приборы динамической обработки, эффекты и другое экстра оборудование, имеющееся далеко не на всех даже профессиональных моделях. Техническое оснащение микшерных пультов может сильно вариировать в зависимости от предназначения, поставленных задач и конечно же ценовой категории.
Ассортимет представленных на сегодняшний день на рынке моделей очень велик. От именитых производителей, предлагающих технологии будущего на уровне последнего слова инженерной мысли и стоящих, соответсвенно, целое состояние, таких как SSL, Neave, API, Harrison, Digidesign, Studer, DiGiCO, Stagetec, Lawo и другие, до гораздо более доступных моделей, которые конечно не могут похвастаться передовым оснащением и блестящими техническими характеристиками, но вполне могут справиться с выполнением определенного рода задачи. Среди них можно отметить Allen&Heath, Yamaha, Roland, Mackie, Soundcraft, Midas и другие.
Как же разобраться в этих джунглях?
Прежде всего было бы целесообразно поделить микшерные пульты на подгруппы.
Типы и сферы применения
Как уже было сказанно выше, микшерные пульты могут быть как простыми, включающими в себя только базовые функции, так и очень комплексными устройствами с расширенными возможностями обработки, автоматизации и маршрутизации сигналов. В большей степени это зависит от предназначения и сферы использования. В принципе, микшеры можно классифицировать по многим параметрам. Но мы остановимся на основных из них.
По принципу работы
По принципу работы все микшеры можно разделить на аналоговые и цифровые модели. При этом принцип действия и задачи микшера остаются неизменными. Здесь можно провести паралель с современым авомобилестроением – автомобили с двигателем внутреннего сгорания (будь-то бензин или дизель) и электрические автомобили. И те и другие являются средствами передвижения и должны помогать нам попасть из точки А в точку Б.
Аналоговые микшеры появились конечно гораздо раньше своих цифровых потомков. На них выросло не одно поколение профессионалов, которые и сейчас еще активно занимаются аудио деятельностью и, как правило, предпочитают аналоговые модели. Это и понятно. Привычка – сильная штука. Разумеется, есть и более объективные причины для таких предпочтений. Например, более „прозрачная“ логика работы и более быстрый доступ ко всем возможным функциям, которые находятся прямо перед пользователем и нет необходимости искать их в многочисленных страницах меню, как это иногда бывает в цифровых моделях, особенно на ранних этапах их развития, когда в первую очередь производители пытались обеспечить функциональность и стабильность работы, а эргономия уходила на второй план. Однако со временем ситуация в корне изменилась и удобство работы стало одной из главных задач разработчиков.
Цифровые технологиии твердо вошли в нашу повседневую жизнь и это конечно же не обошло стороной аудио сферу и на сегодняшний день многие производители имеют целый ряд моделей, работающих с цифровыми сигналами. И если взглянуть на тенденцию развития в перспективе будущего, то уже сегодня становится понятно на какое направление производители делают основную ставку. Цифровые технологии предлагают множество функций, которые невозможно реализовать посредстом аналоговой технологии.
Среди основных преимуществ можно перечислить возможность использования плагинов, как при работе в студии в среде DAW (Digital Audio Workstation), гибкие возможности автоматизации, относительно малые габариты при большом количестве каналов, а также сохранение настроек с возможностью предварительной конфигурации даже очень комплексных проектов, что несомненно ускоряет и упрощает работу, а также позволяет сэкономить драгоценное время в студии или на живой площадке. Кроме того, некоторые производители позволяют расширять возможности микшера в зависимости от нужд проекта посредством приобретения дополнительных модулей, полностью интегрируемых в данную систему и таким образом, например, расширить количество каналов ввода/вывода (что может, к примеру, послужить аргументом в пользу отказа от дополнительного мониторного микшерного пульта) или увеличить вычислительную мощность, что сказывается на количестве, а иногда и качестве плагинов, которые можно использовать при работе.
Еще одним преиуществом можно назвать возможноть не использовать внешнее оборудование по обработке сигналов, так как все необходимые инструменты, как правило, уже интегрированы в микшер. Это позволяет в свою очередь отказаться от массивных и обьемных рэков, напичканных внешними приборами, как это часто бывает при использовании аналоговых пультов. Это не только облегчает транспортировку и монтаж, но и помогает избежать ошибки, которые могут возникнуть при коммутации системы и на поиски причины которых может иногда уйти довольно много дрогоценного времени. Если уж речь зашла о коммутации, то и тут цифровые технологии позволяют извлечь максимум выгоды из всем, кто работает с аналоговой техникой на живых площадках, хорошо знакомой проблемы коммутации и длинных многожильных кабелей, ведущих сигнал от источника на сцене непосредственно до пульта.
Многие производители профессиональных цифровых концертных пультов элегантно решают эту проблему посредством интеграции в систему специальных модулей, распологаемых непосредственно на сцене вблизи источников звука и преобразующих аналоговый сигнал в цифровой еще на сцене, который в последствии передается на пульт при помощи различных протоколов передачи цифрового аудио. Такие протоколы могут обеспечивать передачу большого количества каналов сырого, т.е. не сжатого, аудио всего по одному кабелю. Для примера назовем протокол MADI (Multichannel Audio Digital Interface) способным перeдавать 64 каналa аудио (48 KHz/24 Bit) всего по одному оптическому или коаксиальному кабелю. Это не только существенно облегчает коммутацию, но и упрощает процесс поиска, обнаружения и устранения ошибок и дефектов. Ведь заменить в случае необходимости всего однин кабель гораздо проще, чем найти ошибку в многожильном, массивном и весьма тяжелом аналоговом кабеле и в худшем случае даже заменить его, предварительно отключив его от источников сигнала и входов микшера и проделать в последствии обратную операцию, что может занять много времени, усилий и нервов.
Более того, некоторые производители пошли еще дальше и даже не транспортируют оцифрованный сигнал к микшерному пульту. Все аудио манипуляции, такие как обработка сигнала, его маршрутизация и так далее, производятся непосредтсвенно в модуле, расположенном на сцене, который в свою очередь соединен с микшером сетевым кабелем и получает от него четкие команды и указания, в соответствии с которыми и произвводится вся работа.
Дальнейшее развитие цифровых и IT технологий привело к разработке сетевых протоколов, позволяющих использоватъ стандартное IT оборудование, такое как рутеры и сетевые кабели, для транспрортировки многоканального цифрового аудио. Среди наиболее распространенных можно назвать Ravena, Dante, SoundGrid, EtherSound. Особый интерес эти новые форматы представляют для индустрии теле и радиовещания, где часто приходится иметь дело с огромным количеством сигналов, которые нужно распределить между большим количеством потребителей. Чтобы понять о чем я говорю, представьте себе, к примеру, открытие олимпиады, Евровидение или финал Лиги чемпионов. Но это отдельная тема и в этот раз речь идет о микшерах, а не о сетевом аудио, поэтому к ним и вернемся.
К недостаткам цифровых микшерных пультов можно отнести необходимость преобразования сигнала из аналоговой формы в цифровую, его обработка и преобразование обратно в аналоговую форму, а также вызванные этим задержки, что все реже становится проблемой в современных цифровых пультах. Кроме того, если аналоговые микшерные пульты практически не требуют детального изучения и все функции, для человека знакомого с аудио техникой, интуитивно понятны и рычаги управления ими расположены непосредственно на поверхности пульта, то цифровые, как правило, требуют более детального изучения, прежде чем речь может идти о профессиональной работе, так как расположение рычагов управления, их функциональные особенности и эргономика в целом могут сильно вариировать от производителя к производителю.
На данный момент решение какой модели отдать предпочтение чаще всего зависит от личных предпочтений потенциального покупателя — аналоговый или цифровой звук? “Теплый” или “Холодный”? Ну это все субъективно, поэтому остается делом вкуса, а с ним, как известно, не спорят…
Еще одном немаловажным критерием остается бюджет. За аналоговые модели, во всяком случае профессионального уровня с широким набором функциональных возможностей, таких как большое количество каналов, модули дополнительной частотной и динамической обработки на каждом канале, автоматизация, а также расширенные возможности маршрутизации сигнала, обычно придется выложить на порядок больше, чем за цифровой пульт со схожими характеристиками. В первую очередь это обуславливается необходимостью встраивать физические компоненты в каждый из каналов микшера. Если каждый канал имеет праметрический эквалайзер, то этот модуль должен быть физически реализован на каждом из каналов. Совсем другое дело в цифровых пультах, где обработка и маршрутизация сигнала производятся програмно и не требуют многочисленного дублирования физического оборудования. Это, разумеется, позволяет урезать расходы и тем самым предложить потенциальным клиентам более выгодную цену.
По предназначению
В зависимости от предназначения, микшерные пульты могут иметь конструктивные особенности, обусловленные логикой и рациональнотью работы в данной области. Так, например, студийные микшеры, как правило, имеют так называемую конструкцию InLine. Это подразумевает разделение на каналы входа, предназначенные для ввода сигналов от источника звука и последующего их посыла на многоканальную записывающую систему и каналы мониторинга – для возврата сигнала после записи для последующей обработки и сведения. В конструкции InLine они выполнены в один ряд. Каналы ввода имеют, как правило, ограниченные возможности обработки сигнала, тогда как каналы мониторинга, на которые подается сигнал с многоканальной записывающей системы, более расширеные.
Это имеет некоторые преимущества по сравнению с конструкцией Split, о которой речь пойдет ниже. Кроме значительной экономии пространства, что делает работу более удобной, а габариты пульта более компактными, самое главное это позволяет существенно сократить стоимость микшера, так как каналы входа и мониторинга почти всегда расположены друг над другом и делят между собой дополнительные элементы управления и обработки сигнала, такие как эквалайзер, динамическая обработка, посылы и другие, которые разумеется можно переключать и тем самым определять к какому каналу та или иная функция должна относиться – каналу ввода или каналу мониторинга.
Концертные микшерные пульты как правило выполнены по концепции Split, когда каждый физический слот микшера представляет собой отдельный канал. В первую очередь это обусловлено иным рациональным подходом, стоящим за работой на живых площадках, где сигналы не посылаются на запись, а системой мониторинга для звукоинженера является собственно концертные акустические системы и поэтому необходимость в каналах мониторинга отпадает.
Микшерные пульты для живого звука обычно имеют более гибкие возможности маршрутизации сигналов. Это обусловлено более спонтанной природой концертной деятельности, а также большим, по сравнению со студией, количеством одновременно и в реальном времени обрабатываемых сигналов. От количества играющих на сцене музыкантов и исполнителей зависит также необходимое количество монитор-миксов (чтобы музыканты могли слышать себя и другие важные для их исполнения инструменты), что в свою очередь ограничивается количеством доступных шин посыла на микшере. Часто для этих целей выделяется отдельный микшер, задачей которого является снабжение музыкантов необходимыми сигналами для мониторинга.
К концетным микшерам, как в прочем и ко всему „живому“ оборудованию, предьявляются особо жесткие требования касательно надежности и устойчивости системы. Ведь отмена концерта по вине оборудования это большой провал для технического персонала, призваного обеспечивать полную и безупречную функциональость всей аудио системы. Поэтому некоторые крупные и именитые производители предлагают услуги „скорой помощи“ и в случае необходимости даже замены пульта.
Но не стоит зацикливаться на одной из систем. Как системы Split, так и InLine могут быть усешно использованы как в студии, так и на живой площадке. Разница лишь в рациональном использовании ресурсов.
Само собой разумеется, что микшерные пульты как одной, так и другой конструкции могут быть выполнены как в аналоговой, так и в цифровой версии.
На этом мы сегодня пожалуй остановимся. К сожалению, совсем обойтись без профессиональной лексики у нас сегодня не получилось. Мы затронули такие понятия как шина посылов, монитор-микс, маршрутизация, частотная и динамическая обработка. В следующий раз речь пойдет о принципиальном устройстве простейшего микшера и мы поговорим более подробно о некоторых из этих понятий.
Не забудьте подписаться на рассылку новостей с портала, чтобы не пропустить следующую часть пошагового руководства «Микшерные пульты»
Используемые источники:
- https://kalmykoff.ru/07_mikshernyi_pult.html
- http://nashzvukspb.ru/articles/330
- http://yoursoundpath.com/library/mixers_step_by_step_guide/