Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 12

Наш Звук

  • Главная/
  • Основные органы управления и функции микшерного пульта

mikshernyi_pult.jpg

КРУТИЛКИ, РУЧКИ, КНОПКИ И ПОЛЗУНКИ НА МИКШЕРЕ

— называются фейдеры и потенциометры! Ползунки-фейдеры, крутилки — потенциометры.

Они нужны для управления усилением входного предусилителя , регулировки выравнивания сигнала на каждом канале, управления маршрутизацией входного сигнала на другие функциональные секции и настройки вклада канала. к общему произведенному соединению.

sm_26767e-lineika.png

Фотография пульта очень большая — 2664 Х 2714

Эти сведения пригодятся тем, операторам на съемке, кому приходится подключаться к различным микшерным пультам.

Рассмотрим основные функции и органы управления микшерного пульта на примере YAMAHA MG166CX.

Этот пульт имеет 8 микрофонных каналов, которые могут использоваться как инструментальные:

два универсальных канала, которые можно использовать как микрофонные, так и в качестве сдвоенных линейных, для подключения стереосигналов (например, MD проигрывателя):

и два стереоканала:

так же этот пульт имеет встроенный блок эффектов:

встроенные компрессоры в микрофонных каналах, 2 AUX шины, 2 подгруппы и параметрическую регулировку средних частот в микрофонных каналах. Весьма обширный арсенал для его цены!

Что такое микшерный пульт? Грубо — это набор входных каналов (линеек), позволяющий обработать, смешать и направить сигнал на один или несколько выходов в нужной пропорции. Рассмотрим входной канал поближе (на примере микрофонного, как самого насыщенного функциями):

Итак, входной канал это:

sm_26767e-lineika1.jpg

Балансный микрофонный вход — это 3х пиновый типовый разъем XLR-папа (в народе — канон), для подключения микрофонов.

Балансный линейный вход — это джековый симметричный (не путать со стерео) разъем, для подключения музыкальный инструментов и других источников сигнала.

Разрыв канала(INSERT) — это джековый разъем, для подключения внешних приборов обработки в разрыв между темброблоком и мастер регулятором уровня канала. Обычно используется для подключения приборов динамической обработки сигнала (компрессор, гейт и тд.). Распайка этого разъема не у всех производителей одинакова, у YAMAHA она выглядит так: кончик джека (TIP) — посыл сигнала (выход), кольцо (RING) — возврат сигнала (вход), земля (SLEEVE) — общий контакт. Джековый разъем сокращенно называют TRS, как аббревиатуру от TIP, RING, SLEEVE.

Номер канала — порядковый номер, по которому определяется, в какой именно канал подается сигнал.

Регулятор чувствительности (GAIN) — это параметр предварительного усиления входного сигнала. ВАЖНО! Чувствительность должна быть выставлена таким образом, чтобы при нажатой кнопке PFL (PreFaderLevel) индикаторы сигнала показывали уровень 0 Дб при рабочем уровне входного сигнала. Не допускайте переусиления или недоусиления сигнала. Как правило, это видно по гребенкообразному положению мастер регуляторов каналов.

Обрезной фильтр НЧ — используется для удаления суб низких частот из входящих сигналов для повышения разборчивости.

Регулятор уровня компрессии — изменяет количество динамического эффекта «компрессор» в канале. Используется для «уплотнения» слабых сигналов, сжимая динамический диапазон, но повышая уровень сигнала.

Индикатор пикового уровня — указывает на повышенный уровень входного усиления (чувствительности).

Регулятор ВЧ — корректирует уровень высоких частот (10 кГц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.

Регулятор СЧ — корректирует уровень средних частот. Верхняя ручка изменяет частоту от 250 до 5кГц, нижняя уровень этой частоты от -15 до +15 Дб.

Регулятор НЧ — корректирует уровень низких частот (100 Гц) входного сигнала от -15 до +15 Дб.

sm_26767e-lineika2.jpg

AUX шина 1 (Pre fader) — регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 1. Не зависит от положения регулятора общей громкости. Чаще всего используется для направления звука в мониторы.

AUX шина 2 (Pre/Post fader) — регулятор уровня сигнала, направляемого в универсальную шину AUX 2. Может не изменяться/изменяться в зависимости от уровня общей громкости канала. Используется для мониторинга (Pre) или посыла на внешнюю обработку (Post).

Переключатель AUX 2 — меняет параметр Pre/Post шины AUX 2.

Регулятор уровня эффектов — изменяет количество обработки входного сигнала встроенным блоком эффектов.

Регулятор баланса — позволяет направить сигнал в левый или правый канал звуковой системы.

Кнопка включения канала — позволяет замьютировать канал одним нажатием. Отключается как мастер выход, так и префейдер выход на AUX. В нажатом положении подсвечивается желтым светодиодом.

Кнопка включения PreFaderLevel — служит для настройки чувствительности канала.

Кнопка направления в подгруппу 1-2 — служит для группировки каналов, что дает возможность регулировать громкость нескольких каналов одним фейдером. Удобно при работе с группой вокалистов или озвучке ударной установки.

Кнопка направления в подгруппу 3-4 — см выше.

Кнопка направления в Stereo Out — направляет сигнал в шину главного выхода пульта. Очень коварная кнопка, если забыть ее нажать — можно очень долго искать неисправность колонок, усилителей и тд.

Мастер-регулятор — задает уровень громкости канала в общем миксе. Для нормальной работы — должен быть установлен на уровне 0 Дб.

C входным каналами разобрались. Перейдем к блоку эффектов. У всех микшеров он выглядит по разному, но принцип работы идентичен.

sm_26767e-effekt.jpg

Селектор выбора программ — выбирает используемый тип обработки сигнала.

Регулятор параметра эффекта — отвечает за качественную характеристику эффекта, например количество повторов дилея или длинну «хвоста» холла.

Регулятор AUX 1 — направляет эффект в универсальную шину AUX 1. Очень полезная функция, если вокалист привык слышать из мониторов свой голос в обработаном виде.

Регулятор AUX 2 — см выше.

Список программ встроенного блока эффектов — выберите подходящий вам эффект вращением селектора выбора программ.

В остальном канал блока эффектов идентичен микрофонному каналу.

  • Reverb Hall 1
  • Reverb Hall 2
  • Reverb Room 1
  • Reverb Room 2
  • Reverb Stage 1
  • Reverb Stage 2
  • Reverb Plate
  • Drum Ambience
  • Karaoke Echo
  • Vocal Echo
  • Chorus 1
  • Chorus 2
  • Flanger
  • Phaser
  • Auto WAH
  • Distortion

STEREO OUT — самый главный выход пульта. Сюда подключаются кабели, идущие в акустическую систему, кроссовер или усилитель. Кабели должны быть балансные, хорошего сечения, дабы избежать помех и потерь основного сигнала. В данном микшере выходы продублированы балансными джеками для удобства подключения акустической системы.

Monitor out — дополнительный стерео выход. Используется для подключения контрольных мониторов или записывающих устройств. Так же можно использовать для соединения нескольких микшерных пультов в цепь.

Phones — выход для подключения наушников. В большинстве пультов выполнен разъемом 6,3 jack. При использовании наушников с мини-джеком необходимо использовать переходник.

Group out — балансные выходы шины Group 1-2/3-4. Используются для подключения записывающих устройств или для оперативной регулировки уровня сгруппированных сигналов одним фейдером.

Aux send — балансные выходы шины AUX. Используются для подключения сценических мониторов или внешней обработки.

Aux return — балансные входы шины AUX. Используются для возврата обработанного сигнала с шины AUX. Может оптравляться как в Stereo out, так и в шины AUX. Так же может использоваться для подключения внешнего сигнала с проигрывателя или другого микшерного пульта.

Нижняя часть мастер-секции представляет из себя набор регуляторов входов/выходов верхней части мастер-секции. Стоит обратить внимание, что сигнал групп 1-2/3-4 можно отправить в Stereo out, что дает возможность изменить громкость сразу нескольких каналов, собранных в группу, в общем миксе!

Современные Ди Джеи, освоили микшерные пульты почти так же хорошо, как звукорежиссёры, они не олько миксуют музыку на вечеринках, но и сводят свои собственные композиции. Товарищи музыканты! Не забудьте о своем сайте и закажите профессиональное продвижение сайта на безграничных просторах интернета. Помните, хорошо раскрученные позиции сайта, это прежде всего ваша денежная прибыль от зазказов

Продвижение сайтов

В этой статье мы хотим рассказать вам об устройстве, без которого невозможно представить себе проведение любого праздничного мероприятия, не говоря уже о профессиональной (студийной) работе со звуком.

На первый взгляд неопытному человеку обычный звуковой микшер может показаться сложным устройством со всевозможным набором различных регуляторов, кнопок и разъемов. Но, если присмотреться поближе, то мы увидим довольно простое и удобное в обращении устройство, позволяющее путем нехитрых манипуляций, добиться желаемого качества звука.

Хотя на рынке существует огромное разнообразие данных устройств, все они работают по одному и тому же принципу (сейчас мы говорим об аналоговых микшерах), и отличаются лишь уровнем и манерой исполнения. Уровень микшера определяет его предназначение и границы его возможностей. Зачастую, даже устраивая большое торжество (свадьбу, юбилей, корпоратив), можно обойтись простым и компактным микшером с базовым набором регулировок – все зависит от потребностей заказчика. В других случаях – когда мероприятие более масштабное, необходимо качественно «озвучить» большую площадку, а также при необходимости добавления специальных эффектов  — применяют микшеры более высокого уровня, — с бо’льшим набором настроек, дополнительными входами и выходами.

Давайте посмотрим, из каких функциональных блоков состоит типовой аналоговый микшер, на примере довольно популярного устройства фирмы BEHRINGER – микшерного пульта XENYX X1204USB.

Для удобства рассмотрения разделим переднюю и заднюю панели устройства на 7 типовых зон.

article.jpg

1) Микрофонные каналы

2) Линейные каналы

3) Процессор эффектов, регулировка уровня посыла/приема AUX и эффектов, соответствующие разъемы, а также разъемы входа и выхода 2-track (дополнительные устройства).

4) Зоны выходов наушников и control room, регулировка этих выходов и вход  FX-FOOTSW

5) Общий и альтернативный уровень сигнала, соответствующие выходы

6) USB-вход

7) Зона питания

Микрофонные каналы предназначены для подключения проводных и беспроводных микрофонов, а также музыкальных инструментов.

К входам линейных каналов обычно подключается компьютер, ноутбук или плеер с которого осуществляется воспроизведение аудиофайлов.

Для микрофонных и линейных каналов существует набор регулировок, суть которых будет описана ниже.

Процессор эффектов – это цифровое устройство обработки звука поступающего на микшер. Оно позволяет создавать различные звуковые эффекты для выбранных каналов, такие как реверберация, задержка, модуляция, расстройка звука, а также комбинированные эффекты. На цифровом табло отображается номер выбранного эффекта (таблица эффектов располагается над ним).

Слева от табло показывается текущий уровень звука в дБ. Управление процессором осуществляется с помощью ручки управления черного цвета, расположенной справа от табло. Поворачивая ее можно выбрать необходимый эффект из списка. После выбора эффекта для его включения следует нажать на ту же ручку. Для настройки глубины выбранного эффекта на ручку нажимают повторно, затем вращают.

Под табло слева находятся ручки регулировки посыла на AUX (универсальный линейный звуковой вход) и процессор эффектов, а также кнопки переключения в режим SOLO. При включении режима SOLO выбранный канал можно прослушать отдельно — все остальные каналы отключаются. В ситуации, когда режим SOLO включен для нескольких каналов одновременно на выходе будет смесь сигналов поступающих с этих каналов.

Под табло справа располагаются ручки регулировки приема с AUX и процессора эффектов, а также кнопка переключения посыла на альтернативный либо основной MIX (общий выход).

Вход/выход AUX обычно используется для подключения к микшеру внешних устройств, таких как процессор эффектов (в данном устройстве он уже есть), плеер и любых других аудиоустройств. Таким образом, можно управлять уровнем посылаемого/принимаемого сигнала на/с этих устройств и эффектами для данных сигналов.

В четвертой зоне находятся ручка регулировки сигнала идущего на наушники и control room, гнезда для подключения наушников, гнездо для ножного переключателя эффектов (обычно необходимого для дистанционного переключения эффектов при игре на музыкальном инструменте) и выходы control room, предназначенные для вывода сигнала на мониторы или в комнату прослушки.

В пятой зоне находятся ползунки регулировки основного и альтернативного выходов, и соответствующие разъемы – для основного выхода – в формате XLR, для альтернативного – в  формате jack.

Цифрой шесть обозначен USB-разъем, это означает, что есть наличие встроенной звуковой карты, которая позволяет, вести запись на компьютер, а так же очень удобен для предварительной прослушки треков во время мероприятия.

В седьмой зоне питания располагаются гнездо для подключения питания микшера, клавиша включения питания и клавиша включения фантомного питания для микрофонов которые нуждаются в дополнительном источнике постоянного напряжения. Фантомное (неявное) питание называется так потому, что оно идет через ту же цепь что и звуковой сигнал.

В следующем разделе мы кратко рассмотрим назначение кнопок и регуляторов не упомянутых выше.

article2.jpg

В первой области, под микрофонными входами располагаются кнопки среза частот 0-75 Гц, которые необходимы для устранения посторонних микрофонных эффектов зачастую возникающих в этой частотной области. Ниже находятся ручки регулировки для микрофонных предусилителей.

Под линейными входами находятся переключатели уровня, позволяющие понизить или повысить уровень входного сигнала.

Во второй области находятся компрессоры, позволяющие убрать («срезать») слишком высокий уровень микрофонного сигнала.

Область канальных эквалайзеров (3) состоит из 3-х регуляторов амплитуды сигнала для каждого канала. Верхний регулятор отвечает за амплитуду сигнала в области верхних частот (ВЧ), средний – за среднюю часть спектра (СЧ), нижний – за нижние частоты (НЧ). Таким образом, можно грубо настроить АЧХ для каждого канала.

Четвертая область – посыл на AUX для каждого канала, — в ней находятся ручки, позволяющие контролировать «сколько звука» или какую часть сигнала с данного канала мы посылаем на AUX-выходы.

Пятая область – посыл на эффекты для каждого канала, — аналогично четвертой, в ней расположены регуляторы, отвечающие за то «сколько звука» или какую часть сигнала с данного канала мы посылаем на процессор эффектов.

Шестая область – регуляторы панорамы PAN – для микрофонов и баланса BAL – для линейных входов позволяют оптимально настроить  положение сигналов в звуковой стерео картине. Также в ней расположены кнопки переключения каналов с основного выхода на альтернативный.

Седьмая область – область фейдеров для регулировки выходного уровня каждого канала, а также главного и альтернативного стереовыходов.

На этом мы заканчиваем рассказ об устройстве микшерных пультов. В следующих статьях мы более подробно остановимся на различных приемах и ди-джейских «фишках» часто используемых при проведении мероприятий.

Всегда Ваш, «Наш Звук»

Используемые источники:

  • https://kalmykoff.ru/07_mikshernyi_pult.html
  • http://nashzvukspb.ru/articles/330

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации