Содержание
Карты X-Fi у Creative технически были самыми лучшими со стороны обработки звука в играх. Современные карты обладают более хорошим аналоговым трактом и одновременно менее качественными алгоритмами обработки звука, что делает логичным использовать от X-Fi только DSP, а аналоговую часть от современной карты, соединяя карты по SPDIF. Если у современной карты нет входа SPDIF, то это не значит, что нужно выбирать между X-Fi с устаревшей аналоговой частью и новой картой с программной обработкой, т.к. карты могут работать вместе стандартными средствами ОС. Карты X-Fi у Creative технически были самыми лучшими со стороны обработки звука в играх. После выхода Vista возникли ограничения с реализацией аппаратного звука. Позже эти проблемы были решены, но развитие аппаратно звука было практически остановлено. Новые карты от Creative продолжили развитие в общей функционально и заодно подтянули аналоговую часть, но для игр был сделан шаг назад. Обработка звука в X-Fi являлась предпочтительной, т.к. в последующих версиях карт эта обработка стала программной. Идеальным вариантом является использование базовой карты X-Fi с внешним высококачественным ЦАП подключенного по SPDIF. Но, такой вариант подходит далеко не всем, т.к. внешний ЦАП сам по себе отнюдь не дешевый или может располагать только входом USB. Чаще возникает желание добавить внутреннюю карту с более совершенной аналоговой частью, вроде ASUS Essence STX, Strix DLX, Phoebus или новые карты Creative ZxR или AE-5. Если не считать ZxR, то у вышеперечисленных карт нет цифрового входа, а у ZxR есть только оптический вход, к которому не подключить ряд базовых карт X-Fi без дополнительного модуля (на плате есть только «гребенка» с электрическим SPDIF). Еще вариантом может быть использование современного плеера с функцией USB-DAC, от таких производителе, как FiiO, Luxury&Precision, iBasso, Astell&Kern и других. Оказывается, в ОС Windows 7 (и возможно в 8/10) можно перенаправить звуковой поток без использования внешнего ПО. Для этого надо: Назначить X-Fi как карту по умолчанию. Режим установить в Game Mode. В записи по умолчанию выбрать What U Hear и активировать “прослушать с устройства (вторая карта)“. После запуска игры звук появится на выходе выбранного устройства! А что же с качеством передачи? Не деградирует ли звуковой поток? Для ответа на этот вопрос силами лаборатории Reference Audio Analyzer был проведен скрупулезный технический тест, где не было места субъективному впечатлению — «послушали так и эдак и кажется так-то и так-то». Для теста был использован внешний ЦАП Audiolab M-DAC, у которого есть не только USB вход, но и цифровые входы и выходы. При этом на цифровые выходы у M-DAC транзитом шел цифровой поток с входа. Запись с цифрового выхода SPDIF на цифровой вход производилась через профессиональную карту от E-MU. Т.е. никакого «аналога» с маскирующими шумами — только цифровой поток. Основной задачей было выявить наличие или отсутствие разницы звукового потока:
- с SPDIF выхода X-Fi в Audiolab M-DAC
- перенаправление звукового потока из X-Fi через USB в M-DAC силами ОС
Дополнительно тест был проведен и для 44.1 к основной частоте дискретизации 48 кГц, т.к. в настройках для X-Fi была доступна частота 44.1 кГц на запись и воспроизведение, хотя для режима Game Mode 44.1 кГц быть не должно. Исходный сигнал воспроизводился через foobar2000 через Wasapi и DirectSound. Режим у X-Fi — Game Mode, все эффекты отключены для наглядности в результатах теста. В играх Wasapi конечно не будет, но в целом возможные различия могли бы дать интересную информацию.
Результаты
Выяснилось, что важным условием для корректной передачи звукового потока является установка одинаковой частоты дискретизации для X-fi и второго звукового устройства, в противном случае ОС добавляет лишних искажений от конвертации частоты. Причем частота должна быть установлена и для X-Fi «динамики» и для X-Fi «цифровой выход».
Режим 48 кГц
В режиме 48 кГц никакой разницы нет, USB или SPDIF, DirectSound или Wasapi. Ожидаось, что DirectSound традиционно даст хуже результат, а перенаправление через USB еще подкинет искажений. Но такого не видно. В то же время поток передается не бит в бит, есть незначительные искажения, которые наиболее показательны в тесте динамического диапазона. Но они очень небольшие. Скорее всего, это следствие прохода потока через DSP X-Fi. Эти искажения не принципиальны еще и по той причине, что с аналогового выхода их отловить не получится, а по цифровому соединению важно лишь, уступает перенаправление по USB против SPDIF или нет. Как итог — без разницы, USB или SPDIF!
Режим 44 кГц
В режиме 44 кГц результат неожиданный. В DirectSound -USB результат аналогичен для 48. В остальных режимах немного добавляется шума в низкочастотной области. Т.е. режимы для 44 вполне рабочие, но лучше ими не злоупотреблять.
Другие особенности
Вначале не сразу заработала передача по USB и возникло предположение, что при переназначении на другую карту надо делать перезагрузку системы. Но оказалось, что как только открывается страница браузера с окном от YouTube — звук отрубается, и после может воспроизводится только от окна YouTube, хотя визуально все якобы работает. Возможно и при других сочетаниях программ может быть такой эффект. Из очевидного, в связке с X-Fi для второй карты желательно выбирать режимы без эффектов, вроде «Direct» для AE-5.
Информация о X-Fi и развитии карт
Информация не претендует на историческую точность и официальные варианты и пояснения событий. Это общее представление ситуации и доводы в сторону X-Fi для игр на фоне новых звуковых карт. В начале пути у Creative у были достаточно серьезные конкуренты вроде Aureal 3D и Sensaura 3D, делавшие ставку на HRTF фильтры для объемного звучания. Creative делал ставку на аппаратную обработку звука с помощью профессиональных DSP от E-MU. Постепенно Creative купил Aureal 3D и Sensaura 3D. Многие это восприняли как банальное «устранение конкурентов». К сожалению, подача информации была настолько расплывчатая, что не было ясно, зачем вообще был нужен X-Fi для игр без поддержки EAX. А особенности работы карты и возможности EAX рассматривались лишь как набор дополнительных функций, напрямую зависящих от версии. На самом деле были изменения и в базовых алгоритмах, что позволило получать более качественный звук в играх без EAX и без использования доп. эффектов вроде эквалайзера или Crystalizer. Одной из проблем «грязного» звука Aureal, Sensaura3D и карт от Creative до X-Fi было следование стандарту AC’97 для простых кодеков, который предписывал работать на частоте 48 кГц. Так как большинство семплов в играх было от записей, кратных частоте 44,1 кГц, то не кратные преобразования в 48 кГц здорово ухудшали конечное качество звука. Aureal не дожил до звуковых карт с хорошей аналоговой начинкой, а вот Creative Audigy уже содержал на борту нормальный ЦАП. Но аппаратно карта не содержала второго генератора и не могла работать на 44.1 кГц. Альтернативные карты, такие как Terratec Aureon Space, Audiotrak Prodigy, M-audio Revolution поддерживали 44.1 кГц, но алгоритмы Sensaura3D работали только в режиме 48 кГц. Процессор X-Fi был намного мощнее процессора E-MU и 90% его мощности было направлено на качественный пересчет семплов из 44,1 в 48 кГц (по аналогии с видеокартами — это наличие хорошего фильтра антиалиасинга, против убогой программной реализации). И именно из-за этого X-Fi позволял получить более чистый звук, продолжая работать в сетке частот, кратной 48 кГц. Т.е. в играх без EAX, но с расчетом позиционирования источников X-Fi звучал чище, чем предшественники. Более того, именно в карты X-Fi были добавлены алгоритмы обработки от Sensaura3D (MacroFX и ElevationFilter). Эти эффекты не входят в EAX, а используются при базовом позиционировании источников. Эти эффекты убрали (или не добавили, поленились перенести) в линейках Z и E (включая последнюю AE-5). У первых карт ASUS использовался Xear3D, у последних STRIX и U7 II — A-Volute, которые возможно работают сразу на 44.1 кГц и не добавляют лишних искажений. У кого в итоге лучшие HRTF алгоритмы безотносительно EAX – это отдельная тема. Важно то, что по описанному способу можно взять наиболее простую (недорогую) карту с нужными алгоритмами, а воспроизводить через наиболее лучшее из имеющихся устройств у пользователя. От исходной карты в драйвере требуется наличие записи воспроизводимого потока. У Creative это называется как ”What U Hear”, у ASUS — ”Wave”. При выборе карты X-Fi надо обратить внимание, что некоторые модели не содержат DSP и используют софтовую реализацию алгоритмов (вариации Xtreme Audio).
Итог
Не нужно ради лучшего звука в играх брать самую топовую карту, вроде X-Fi Titanium HD или Elite Pro, достаточно взять базовую карту с аппаратным процессором X-Fi и через ОС перенаправить звук на более современную карту на новых ЦАП с мощным усилителем для наушников. Для рядового пользователя это более экономный вариант, чем брать внешний ЦАП с усилителем и подключать по SPDIF. Передача данных через ОС ничем не уступает передачи данных по SPDIF.Hardware, Обзоры Hardware | 2 марта 2013 |
Новейшая звуковая карта производства Creative получила название Sound Blaster Z. Работает модель через интерфейс PCI Express x1; он характеризуется низким уровнем нагрузки на шину, что по достоинству оценят любители моддинга и те, кому нужно будет установить эту карту в системный блок небольшого размера. Sound Blaster Z упакована в красивый корпус, а в комплекте с ней поставляется гаджет, который пригодится каждому игроку — очень качественный микрофон с функцией фокусировки на источник звука и высоким шумоподавлением.
При цене менее 3000 рублей, Sound Blaster Z представляет собой самую оптимальную из звуковых карт Creative нового поколения. В ней вы не найдете многих опций, являющихся ключевыми для прожжённых аудиофилов. Зато у вас будет шустрая звуковая карта, которая привлекательно выглядит, выполнена в удобном форм-факторе и поставляется в комплекте с высококачественным микрофоном.
В картах семейства Sound Blaster Z устанавливается процессор Sound Core 3D от Creative: в нем четыре ядра и за счет него снимается нагрузка обработки звука с центрального процессора ПК.
Упаковка и комплектация
Creative Sound Blaster Z попал к нам в руки в картонной коробке, достаточно хорошо защищающей ее от внешних механических воздействий. Это модель начального уровня в линейке Creative, поэтому, в отличие от более дорогих карт класса ZxR и Zx, вместе с которыми поставляются внешние модули для управления звуком, Sound Blaster Z поставляется «просто с микрофоном». Для тех из вас, кто ищет качественную звуковую карту без лишних «наворотов», модель Z подойдет как нельзя лучше, ведь по своим возможностям она не уступает Zx, а стоит при этом на порядок меньше. И даже несмотря на то, что микрофон в ней выполнен очень просто, вы будете приятно удивлены качеством записываемого с его помощью звука.
Познакомимся с устройством поближе
Внешний вид звуковой карты Creative Sound Blaster Z сразу же вселяет уверенность в то, что она не потеряется среди компонентов ПК хорошей игровой сборки. Ее темно-красный корпус из анодированного алюминия выглядит очень привлекательно, а сквозь небольшое окошко, вмонтированное в нем, можно увидеть процессор Sound Core3D. Чтобы сделать внешний вид Sound Blaster Z еще экстравагантнее, производитель оборудовал ее двумя светодиодами красного цвета, которые загораются, когда карта работает.
Как только вы извлекли внутренности карты из ее корпуса (в смысле, открутили красную алюминиевую железку), перед вашими глазами оказывается довольно простенькая на первый взгляд плата. Она обеспечивает звук в формате 5.1, а также оснащена оптическими входом и выходом.
Алюминиевый корпус немного усложняет соединение Sound Blaster Z посредством разъема Front Panel Audio Header (F_AUDIO), но все становится намного проще, если сперва подключить кабель, а уже затем устанавливать карту.
Задняя панель этой звуковой карты во многом напоминает другие 5.1-устройства: там расположились пять «мини-джеков» и два выхода TOSLINK S/P-DIFF. Расстояния между двумя соседними 3,5 мм.-гнездами достаточно для того, чтобы при надобности воткнуть в одно из них 1/4″-дюймовые наушники с адаптером так, чтобы последний не закрывал собой ни один из «джеков». Карта оборудована усилителем звука для наушников – это позволяет вам подключить к ней достаточно серьезную гарнитуру без боязни потери качества или мощности звучания.
Хороший микрофон – важная вещь для каждого геймера, поскольку голосовое общение играет в современных компьютерных играх далеко не последнюю роль. И в Creative подошли к решению этого вопроса достаточно просто: свою звуковую карту они оснастили микрофоном с возможностью фокусировки на источнике звука. Его можно разместить где вам удобно: на столе, экране или любой другой плоской поверхности. При этом данный гаджет обеспечивает намного лучшее качество звука, чем обычные дешевые настольные микрофоны.
Все карты серии Sound Blaster Z оснащены новым четырехъядерным процессором для обработки звука. Этот процессор в целом полностью справляется со всеми функциями обработки сигналов, которые ему полагаются. Включение настоящего аппаратного ускорения предполагается только в случаях, когда запускаются игры. Но в последнее время для этих целей с лихвой хватает и мощности центрального процессора ПК. В Sound Blaster Z используются вполне стандартные конденсаторы, цифро-аналоговый преобразователь (DAC) и все другие чипы. Операционный усилитель главного канала — 4556A (это емкостной ОУ производства JRC). Он использовался и в других моделях звуковых карт Creative, начиная свою историю еще с линейки Sound Blaster Live!.
В Creative подняли немало шума вокруг своего нового Звукового Ядра (Sound Core 3D): это касается как маркетинговой поддержки карты, так и ее внешнего вида. Теперь у нас есть очевидные доказательства того, что эта работа прошла не напрасно.
Софт для Sound Blaster Z
Помните, сколько мучений у нас было с софтом для звуковых карт поколения x-fi? Так вот, это все в прошлом. Больше никакой возни и вечных переустановок слетевших драйверов. Все устанавливается просто и понятно в несколько кликов, и звуковая карта готова к работе.
Программное обеспечение для конкретно этой модели карты работает весьма неплохо на компьютерах работающих под управлением 64-битной Windows 7 Pro. Данный софт не только занимает относительно много места на диске (160 Мб), но и потребляет немало операционной памяти (69 Мб когда программа свернута). Те из вас, кто следит за использованием ресурсов своего ПК, могут просто выходить из данной программы каждый раз после того, как были сделаны изменения.
Sound Blaster Z оснащен технологиями «улучшения» звука SBX. Эти эффекты, затрагивающие качество звука в наушниках, явно влияют на него не лучшим образом. Несмотря на то, что в некоторых компьютерных играх данные улучшения могут оказаться полезны, мы бы рекомендовали пользоваться ими с определенной долей осторожности. Если вам нравятся басы, то данные настройки тоже могут пригодиться, ведь они усиливают нижние басы, не оказывая при этом влияния на средние частоты. Однако эмулированный с помощью SBX объемный звук оставляет желать лучшего.
Теперь настало время обратить внимание на то, что представляет собой настоящую ценность для пользователя и называется Crystal Voice: это достаточно умная система снижения уровня шума и постпроцессинга для микрофона. Алгоритмы подавления шумов работают безукоризненно, отсекая подавляющее большинство нежелательных звуков. Большой свободы действий в плане самостоятельных настроек Crystal Voice у вас не будет, но все же некоторые возможности остаются – они помогут добиться наилучших результатов в качестве записываемого через микрофон звука. Кроме этого, вы можете исказить собственный голос парочкой забавных эффектов, которые помогут напугать соперников при общении через TeamSpeak.
Режим Scout Mode поможет вам лучше слышать шаги врагов в игре и с большего расстояния. По сути, его работа заключается в настройках эквалайзера, когда усиливаются высокие и средние частоты. Вроде бы как алгоритм Scout Mode предполагает дополнительную цифровую обработку сигналов, но нам все же кажется, что 90 процентов полученной разницы достигается за счет изменений эквалайзера: пожалуй, то же самое можно получить и на обычной звуковой карте (даже интегрированной) за счет ручной эквализации.
Экран настроек исходящего звука достаточно прост и интуитивно понятен.
Открыв вкладку «Кинематографический эффект» (Cinematix), вы сможете выбрать один из предлагаемых кодеков.
Микшер настраивается достаточно легко и позволяет также выполнять регулировку микрофона.
В числе прочего нам предлагается неплохой одиннадцатиполосный эквалайзер, с помощью которого должна осуществляться просто идеальная настройка вашего профиля.
Последняя вкладка Расширенные функции (Advanced Features) немного не оправдывает своего названия, предлагая нам лишь одну скромную опцию.
Производительность
Для того, чтобы в полной мере изучить возможности этой звуковой карты, мы протестировали ее с разными играми, колонками и наушниками.
Кроме того, нами было прослушано немало музыки, ведь очень многие используют свой ПК в основном как музыкальный центр или домашний кинотеатр.
Стерео звук
Даже если ни одна из примочек, включающихся с помощью программного обеспечения, не активна, это не мешает Sound Blaster Z все равно выдавать очень качественный звук. Эта карта способна обеспечить качественное звучание даже имея не очень качественный источник, например ролики на youtube. При прослушивании музыки на акустике 5.1 карта распределяет звук по всем колонкам, получается такой виртуальный эффект объемного звука.
Звук на наушники получает значительное усиление, и это дает возможность подключать даже такие мощные гарнитуры с высоким импедансом до 600 Ом. Даже для такой гарнитуры, как HiFiMAN HE6, его вполне хватает. А вот если вы оденете простые наушники-«капельки», то в них звук будет чересчур громким. И для обычных наушников вроде Sennheiser PX-200 II усиления, обеспечиваемого картой, иногда бывает слишком много.
При своей цене в 3000 рублей с задачей воспроизведения музыки или других двухканальных источников Sound Blaster Z справляется на отлично. С Creative Sound Blaster Z будут отлично работать наушники с высоким импедансом и значениями акустической эффективности от низких до средних.
Многоканальный звук
Sound Blaster Z обеспечит вам высокое качество звука в компьютерных играх. Большое количество доступных настроек вселяет уверенность, что как сама карта, так и ее программное обеспечение удовлетворят даже самым искушенным запросам. Конечно же, еще ни одному программному средству не удавалось сделать из плохой гарнитуры хорошую, но они определенно помогут вам настроить гарнитуру в соответствии со своими предпочтениями. Так, например, для SteelSeries Siberia v2 для того, чтобы отчетливо слышать шаги персонажей и звук падающих гильз в Battlefield 3 и CS:GO, мы занизили басы и повысили средние частоты. И пусть нам пришлось повозиться немного с эквалайзером, но в итоге мы добились желаемого, что не может не радовать. Для этих целей можно было бы использовать режим Scout Mode, но результат, полученный с его помощью, звучит несколько неестественно – в данном случае с помощью ручной настройки эквалайзера можно приблизиться намного ближе к идеальному звучанию для игр. Кроме этого не следует также забывать и о том, что как звук, получаемый от Scout Mode, так и тот, которого вы добиваетесь самостоятельно, напрямую зависят от используемых вами наушников или гарнитуры. Для стандартных наушников лучше ничего не менять в Scout Mode и эквалайзере, если хотите получать удовольствие от звука при игре.
Как нами и ожидалось, микрофон зарекомендовал себя прекрасно для большинства игр. Сам по себе микрофон работает превосходно, а если прибавить к этому еще и постпроцессинг, обеспечиваемый самой картой, то в результате получается очень качественная запись звука. Система шумоподавления микрофона работает эффективно, а кроме этого ее можно очень точно настроить в зависимости от той обстановки, которая в данный момент сложилась вокруг вас. В сравнении c постоянно используемым нами микрофоном audio-technica at2020, Creative продемонстрировала хороший результат в плане юзабилити, хоть и с небольшим проигрышем в качестве записываемого звука. За счет SBX на карте от Creative настройки шумоподавления будут работать для любого микрофона: это весьма выгодно, если вам нужно, например, записывать звук через свой полюбившейся микрофон.
Заключение
Достоинства:
- Стабильное программное обеспечение
- Большой набор функций
- Отлично подходит для игр
- Одиннадцатиполосный эквалайзер
- Усилитель звука для наушников обеспечивает качественное и громкое звучание при использовании гарнитур премиум класса
- Качественный микрофон
- Простая в использовании и установки панель управления
Недостатки:
- Режим Scout Mode несколько абсурден
- Нужны наушники импедансом более 32 Ом
- Нет поддержки объёмного звука для полноценного домашнего кинотеатра 7.1, 9.1
- Софт для Sound Blaster Z достаточно серьезно нагружает систему, потребляя более 60 Мб оперативки в фоне
У Creative получилось создать очень достойную звуковую карту, отлично выполняющую все задачи, которые только могут стоять перед подобным устройством. И хотя какими-то сверхвыдающимися особенностями Sound Blaster Z и не наделена, однако эта карта представляет собой отличную «рабочую лошадку», удовлетворяющую к тому же запросам большинства геймеров. И пусть специальный режим Scout Mode не совсем оправдывает возложенные на него надежды, но зато встроенный одиннадцатиполосный эквалайзер при необходимости позволяет добиваться почти любого звучания. Sound Blaster Z обеспечивает звук высокого качества не только в бюджетных хэдсетах, но также и в гарнитурах топ-класса.
В целом новинка от Creative станет настоящей находкой для геймеров, желающих произвести апгрейд своей встроенной звуковой карты.
Используемые источники:
- https://habr.com/post/371053/
- https://www.progamer.ru/hardware/review/creative-sound-blaster-z.htm