Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 25

Настройка поканалки

Содержание:

Показать

Kak-nastroit-usilitel.jpg

Настройка усилителя | основы

Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.

На этой  странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

hpf-usil.jpg

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

hpf-lpf.jpg

HPF и LPF (полезная статья —(АЧХ) Амплитудно-частотная характеристика)

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для  них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно  ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain Level

gain.jpg

Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V)  указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено! 

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic

subsonic-1.jpg

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его примерно на 20 Hz.

Bassboost

bassboost.jpg

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz.

При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и  если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over

x-over.jpg

X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.

Регулятор фазы (Phase)

phase.jpg

Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.

Master/Slave

master-slave.jpg

Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.

Видео

liniya.jpgЧитать еще:

Полезный материал? Поделитесь, если так:

<index>

При подключении системы повышения звуковых частот возникают проблемы, когда автовладелец производил настройку усилителя под фронт, но систему случайно подсоединил к выходу на задние колонки или сабвуфер. Поэтому перед подключением следует изучить панель и определить выход на передние и задние каналы. Их разделяют линией с надписью FRONT и REAR.

Как подключить фронт

Чтобы правильно подсоединить фронт-выход и подключить его к усилителю, потребуется соблюдать следующие этапы:

  • Включение электропроводки от динамиков акустической системы с необходимыми разъемами на усилителе.
  • Подключение магнитолы. Подведение соответствующих проводов к проигрывателю в автомобиле.
  • Распределение сигнала. Усилитель автоматически подаст импульс на сабвуфер и высокочастотные динамики или на среднечастотные колонки.

Kabelya-ot-dinamikov-magnitolyi-i-akkumulyatora.jpg

Подключение фронта к усилителю поможет регулировать настройку устройства. При этом автолюбитель сможет менять параметры самостоятельно. Перед проведением настройки требуется во время подключения определиться с функциями управления. В любом усилителе есть Crossover Selector, что позволяет переключать фильтры. Если устройство находится в положении LP, то система работает в режиме низких частот.

При установке АР усилитель будет находиться при отключенных модификациях.

На задней панели располагается регулятор, способный переключать частоту на срезе фильтров. При задействовании Level владелец авто настраивает уровень мощности. Если отрегулировать параметр Bass Boost, то усилятся низкие частоты.

Как настроить

При начальной настройке фронта на усилителе стоит остановиться на регулировке работы кроссоверов и уровне частоты. Во время этого процесса не имеет значения, что способствует усилению. Чтобы настроить усилитель под фронтальные параметры, потребуется провести отключение модификаций и корректировок звучания. При невозможности исполнения этой процедуры коррекцию выставляют на нулевой показатель. Владельцам авто требуется понимать, что обе процедуры не имеют одинаковый результат.

Sredstva-regulirovki-fronta.jpg

Для пассивных кроссоверов показатели регулировки высоких частот устанавливают на среднюю мощность. Это же делают, если ВЧ-сигналы отличаются от 0. Во время настройки требуется выставить значение — 3 Дб. В активных кроссоверах фильтр высоких частот и низких сигналов настраивают на одинаковый показатель. Их уровень находится в пределах 75-80 Гц.

Показатель, влияющий на усиление звука на каналах, должен быть в положении минимума, как на акустике. При выполнении всех этапов проводится настройка подключенного усилителя к подсоединенной головной установке на фронт.

После начальной подготовительной настройки проводится регулирование входной чувствительности системы. Если следовать приложенной к усилителю инструкции, то обнаруживается, что коэффициент выставлен неправильно. Выставлять показатель требуется по собственному ощущению, но не стоит выкручивать уровень на максимум. Поэтому коэффициент усиления занижают, чтобы уменьшить запас громкости.

Это поможет сделать звучание качественнее.

Для верного выставления коэффициента усиления потребуется проводить настройку при прослушивании музыки. Во время некоторых треков показатель повышают до возникновения искажений сигнала. Затем значение занижают, а для высокой громкости выявляют уровень, на котором возникают шумы. Когда коэффициент усиления настроен, то переходят к выставлению каналов сабвуфера.

Для настройки системы потребуется подключить к REAR провод от установки. Фронтальные колонки подсоединяются проводом к разъемам FRONT. Затем выставляют низкие частоты на 0 показатель для левого и правого канала. Кроссовер для фронтальных колонок устанавливают на HP. Чтобы настроить канал REAR, то указатель выставляют на LP. Затем изменяется параметр регулятора фазы для гармоничного звучания.

</index>

Читайте также:

Всем привет. Задают мне вопросы в личке о настройке. Чтобы не писать всем одно и то-же, решил вывалить свои наработки (проверенные в боевых условиях) в отдельной теме… Итак, основные постулаты: 1. Громкость динамиков пополосно-побортно должна быть одинаковой. для тех, кто не понял левый и правый вч, левый и правый сч (если есть) левый и правый нч (тоже если есть) по уровню громкости должны быть одинаковыми. 2. В момент настройки задержки между левыми и правыми ДГ в своей полосе выставляются по линейке. Вариантов несколько тупо измерить расстояния от носа до диффузора/гриля и внести эти данные в проц. Или рассчитать «дельту» и внести только разность задержек. Примечание. мне не нравится алгоритм, заложенный например в Альпах, который работает от «обратного». Нравится Пионеровский-Ураловский алгоритм в котором куда задержку вносишь, там и меняется (не затрагивая остальные каналы). А потому настройка изложена в нормальной схеме изменения задержек. Владельцы ненормальных аппаратов — выёживайтесь сами, приводя эту методу к своим аппаратам. Минимальный набор тестового материала: Диск АМТ, треки: 1. CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING (Идентификация каналов) необходим для проверки правильности подключения акустики (на предмет перепутанных + — ) и для выравнивания громкости между полосами побортно. 2. LOW MIDBASS 50-120HZ Трек для проверки диапазона 50-120 Гц — я его использую для вертикального и побортного сведения Нч с Сч или Вч (у кого что есть). Почему именно этот — а потому что основной тон там задают низкие частоты, и отловить их подъём к сч/вч на слух достаточно просто. 3. SUBWOOFER 20-50HZ трек 20-50Гц для согласовния уровня громкости на сабе с фронтом. 4. Диск ЕММА2012/2014, трек для проверки сцены, «Центр» понадобиться для выставления тётки/КИЗа в центр сцены, побортной эквализации и предварительного выбора частот срезов акустики. 5. Тестовый диск Аудиомагазин Test CD — на нём прописаны треки 1/3 октавного розового шума — служит для эквализации и выравнивания перекосов АЧХи между левой и правой стороной в месте прослушивания. Владельцам октавного эквалайзера желательно поискать самостоятельно нарезку октавного розового шума. Порядок настройки:Этап 1 Выравнивание громкости между Л/П. 1. Выставляем предварительно срезы на акустику.Нч 80-500(для трёшки)/2,5кГц(для двушки)Сч 500-5кГцВч 3,15 для двушки 5кГц для трёшки. 2. Выставляем задержку 100 см для всех каналов фронта . 3. Измеряем разницу расстояний между акустикой по полосам линейкой и вносим сантиметры в задержки каналов. 4. Активируем полосу, например НЧ, выключив всё остальное. 5. Включаем трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING на повтор и слушаем. В этом треке записана очерёдность сигналов Лево, Центр в фазе (звук должен скучковаться в центре), Право, Центр в противофазе. Я обычно ориентруюсь на последний сигнал Центр в противофазе — должно создаться равномерное облако звука. Если услышите что облако сместилось влево/право, в том канале и уменьшаете громкость. Уменьшать нужно до тех пор, пока облако не станет равномерным по громкости. Некоторые смещения на отдельных частотах не в счёт — это перекосы АЧХи и они выровняются потом при эквализации. Центральный образ, при правильных установках задержек и выровненных уровнях громкости должен оказаться по центру сцены (не обязательно по центру авто!). Центр сцены определяется на слух и зависит от направления акустики. Выровняли, проверили, записали на бумажке значения задержек и гейнов. Отключаете настроенную полосу (в примере Нч). Включаете следующую полосу фронта и повторяете процедуру настройки. И так, до победного конца… Пыс. и не забудьте записывать! Сразу можно проверить ещё один момент — в правильном ли диапазоне работают излучатели. Для этого понадобится «Центровой» трек с ЕММЫ. Врубаем и слушаем откуда раздаются образы, нет ли «отстрелов» от средней линии. Например у меня, Нч играющие до 500/2 порядком рояль гитару и тарелку выстроили в одну линию, а вот треугольник отлетал вправо. 500/4 — никаких отлётов, но с 4м порядком я не экспериментировал, а потому снизил частоту раздела до 440-460 Гц (спасибо уральчику за такие возможности… Что делать остальным я х.з. экспериментируйте…)Этап 2 Поиск вертикальной фазы для каждого борта (считаем что мы в параходе) 1. Отключаем всю ближнюю сторону. 2. Выставляем для обоих полос одинаковые задержки 3. Включаем на дальней стороне 2 полосы Нч и Сч (если есть) или Вч. 4. Включаем на повтор трек LOW MIDBASS 50-120HZ 5. Слушаем откуда звучит басс-гитара и начинаем вносить задержку в вч/сч. При внесении задержек, звук должен начать подниматься вверх (к вч/сч) Как только он окажется под вч/сч прекращаем крутить задержки и записываем всё на листочек.Если настраивается трёшка, то можно сделать аналогичные телодвижения для связки Нч/Вч, загнав звук в то-же самое место, откуда он слышался для связки Нч/Сч. Если Сч/Вч размещены рядом друг с другом а Сч диффузорная и калибром 3-3,5″ то можно схитрить: измерить и вычислить разность расстояний между сч/вч и прибавить к дельте 3 см — мы получим задержку для пища относительно Сч. После этих нехитрых действий имеем сфазированную по вертикали дальнюю сторону. В той же самой последовательности осуществляем поиск задержек для ближней стороны. Работа с задержками в проце. Переносим с бумажки в проц значения задержек, «Базой» считается дальний мид с его 100 см задержки. Пересчитываем значения задержек (чтоб обеспечить полученную разницу между полосами) Типа для дальней стороны Нч -100 см, Сч 92 см, Вч 88 см Для ближней стороны (при разнице между Л/П Нч в 40 см) получится:Нч — 60 см, Сч 43 см, Вч 39 см. Циферьки примерные!!! Пыс. пересчитанные циферьки опять записываем на бумажку! Включаем всю систему и запускаем трек с диска ЕММА «Центр» По идее всё должно быть по центру сцены. Если нет — вносим задержку во всю ближнюю сторону, добившись чтоб образы скучковались где на хочется (отстрелы образов не в счёт — их поправим эквалайзером) Что необходимо знать о фокусировке. Есть такое соотношение задержек (между левой и правой сторнами), когда тётка, она же КИЗ становится максимально сфокусированной, отдаляется максимально вглубь и опускается вниз.. Это не хорошее положение! Такая настройка грозит искажениями в тоналке, снижением уровня КИЗ по высоте и более дугообразной сценой. Нужно найти такую задержку, что бы фокус был в центре но по высоте и ширине не был мелким.А теперь — выравнивание АЧХи. Включаем нарезку розового шума (при всех включенных полосах фронта), и слушаем откуда идет звук. Должен идти из центра сцены. Если смещён — корректируем побортным эквалайзером. (у кого он есть) Пыс. у кого нет побортной эквализации — перепиливаем инстал или меняем ГУ/проц или забиваем на мечту о хорошем звуке. Проверка на вшивость выставленных задержек. Включаем знакомый трек с вокалом (с бабой или мужиком) Слушаем. Если звук напряженный, визгливый, искаженный — корректируем задержки между Нч и сч/вч. Куда крутить — не скажу. Но не более чем на 10-15% в +- от выставленных задержках у вч/сч. Причем задержки менять нужно во всех каналах поочередно. Например поменяли задержку на дальнем сч на 1 шаг в проце — послушали изменения Добиваемся чтоб звук не был крикливым искаженным надрывным. Услышали улучшение — крутните задержку на ближней стороне на тот же шаг. И так пока не надоест или не добьётесь комфортной, неискаженной подачи. Нашли? поздравляю. Обязательно запишите (желательно кровью… ) А теперь… теперь нужно выровнять на слух совместную АЧХу всей системы. Включаете на свой обычный уровень громкости. Запускаете нарезку розового шума и на слух сравниваете уровень каждой из полос друг с соседними. По принципу: включили поочередно 40, 50, 63 на слух определяете что нужно убавить, какая громче, затем включаете 63, 80, 120, правите. И так — до 20 кГц. В итоге получите искривленнкю АЧХ, однако отрихтованную под Ваши ухи и выровненную в соответствии с вашей «прямой равной громкости». А теперь стыковка саба и фронта. Аксиома — чем ниже смогут играть мидбасы/басовики тем меньше вероятность локализации саба. Чем ниже играет саб — тем меньше локализуется. А потому включаем трек LOW MIDBASS 50-120HZ, слушаем и крутим частоту среза Нч снизу. Подбираем такую частоту, чтоб мидбас/басовик не гудел. А они гудять, гады, причем в 9 авто из 10ти, (у меня тоже гудят) . Выбрали частоту, выбираем частоту подрезки саба сверху. Очень часто получается нормальный стык с раздвижкой частот, типа саб до 60 Нч от 80 или Саб 50/Нч 63.Теперь задержки для саба. Если Вы ещё помните, задержка на все каналы была выставлена в 100 см. Такая задержка должна быть и на сабо(вом/вых) каналах. Включаете трек LOW MIDBASS 50-120HZ и начинате увеличивать сантиметры в задержках сабового канала. Увеличиваете до тех пор, пока звук саба не сольется со звуком фронта. (на фактические расстояния между сабом и Нч не смотрим). Саб слился с фронтом (ну почти) пробуем перевернуть фазу на сабе. Если звук стал более цельным, слитным и наполненным — так и оставляем. Если стало хуже — возвращаем как былО. Теперь нужно найти правильный уровень саба. Ну не должен при аудиофильской настройке саб перекрикивать фронт. Он должен дополнять! А потому, если вы слышите оттяжку — уменьшите уровень громкости на сабе. Особенно «завидую» я владельцам седанов, запихавшим саб в багажник. Ничего путного от такого размещения не получится. Сабик нуна переносить/выводить в салон. или сильно душить саб по уровню — а какой эт саб — какашка полная. Или мириться с оттяжкой. Пыс. Про выравнивание громкости нарезкой розового шума я уже писал выше. Аналогичную процедуру нужно сделать и с сабом, запустив нарезку от 20 до 125 Гц и поработать с гейном на сабе и эквалайзером.<font>Дополню </font><font>(дополнено 30.06.2014г.)</font><font>.</font><font>Решил выложить подборку треков. Сделать «образ» для записи на CD не хватило «тямы»</font><font>.</font><font>Хочу сразу сказать, что нумерация треков «зашита» в названии, в каком порядке они получатся на CD не знаю</font><font>Первый — третий треки описаны в теме, к этому описанию добавить нечего.</font><font>С 10 по 18 трек записи с ЕММА2012/2014 для проверки фокусов и локализации КИЗ.</font><font>20, 21 треки — служат для проверки правильности выставления задержек между Нч и Сч/Вч. </font><font>На 20 и 21 трек — запись песен Браво, перепетых другими исполнителями (запись вполне терпимого качества).</font><font>Мужик и Тётка поют душевно, проникновенно и абсолютно ненапряжно. Голос льётся плавно без надрыва. А тётка ещё и достаточно низко забирается, не говоря о мужике.</font><font>Если Вы у себя услышали резь, гундосость, простуду, сиплость/хриплость в голосе, отсутствие наполненности голоса снизу — значится плохо выставлена задержка между Нч и Сч/Вч.</font><font>Нужно корректировать.</font><font>22 и 23 треки Один содран с диска IASCA (опять с душевной тёткой), кусочек второго в отвратном качестве присутствует на диске АМТ.</font><font>Полная версия позволит оценить и ощутить «ударные»</font><font> способности Вашей системы . </font><font>Да ещё и оценить как в рекомендуют на АМТ диапазон 5-10 кГц.</font><font>С 30 по 60 треки — 1/3 октавная нарезка розового шума для работы с эквалайзером.</font><font>Треки с 70 по 79 сваял в редакторе сам. В каждом треке есть по 3-4 кусочка из 1/3октавной нарезки, следующих друг за другом.</font><font>Причем следующий трек начинается с полосы розового шума, которым заканчивался предыдущий.</font><font>Для чего это нужно? — А для того, чтобы выровнять на слух уровни громкости по полосам и исправить горбы/провалы на АЧХ.</font><font>Сотый трек — для проверки качества сабвуфера. После удара должны быть слышны затухающие до следующего удара колебания. (это по простому) — полное описание в руководстве АМТ по судейству.</font><font>Пыс. Если найдётся продвинутый пользователь, который создаст и выложит ссылку на образ CD (с этими треками и в той-же последовательности) буду премного признателен.</font> Вроде всё.Полезные темы:

Используемые источники:

  • https://doctorbass.ru/znaniya/nastroyka/kak-nastroit-usilitel-gain-lpf-hpf/
  • https://autotuning.expert/magnitola/nastroyka-usilitelya-pod-front.html
  • http://magnitola.org/nastroika-sistemy/243110-i-eshe-odin-ushnoi-metod-bazovoi-nastroiki-fronta-v-processornoi-pokanalke.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации