Андрей Смирнов
Время чтения: ~30 мин.
Просмотров: 43

Canon EOS 5D

Дата публикации: 02.10.2012

Фотоаппарат в работе

Скорость работы

Включение камеры происходит быстро: уже через полсекунды кадр будет сделан. И это при условии того, что определенное время было затрачено на фокусировку.

Подвисаний в работе замечено не было. Реакция на нажатие кнопок моментальная, задержки отображения информации на обоих дисплеях нет. Лишь при просмотре снимков есть небольшие паузы, обусловленные считыванием фото с карты памяти.

Посмотрим, что происходит, если снимать только в JPEG. Здесь дела обстоят совсем по-другому! Canon EOS 5D Mark III без проблем выдает пулеметную очередь из 30 кадров, и лишь затем темп съемки снижается примерно в два раза.

Управление

Вот уж в чем Canon верен себе из года в год, так это в концепции управления профессиональными камерами. Подобный подход может нравиться, а может не нравиться. Но факт остается фактом: принципиальных изменений интерфейса в Canon EOS 5D Mark III не произошло.

Все также для смены ISO, баланса белого, режима экспозамера и автофокуса, ввода экспокоррекции вспышки необходимо нажать одну из кнопок на верхней панели (кстати, не до всех из них легко дотянуться), а затем покрутить переднее или заднее управляющее колесо в зависимости от изменяемого параметра (все комбинации колесо-параметр предстоит выучить наизусть).

thumb_400.jpg

Есть чуть более наглядный способ изменения настроек — с помощью экранного меню. Нажимаем кнопку Q, дальше джойстиком выбираем ячейку с параметром, который хотим изменить. На этом логика и простота заканчиваются. Если вы думаете, что можно просто нажать на джойстик в и перейти в подменю, то вы ошибаетесь. Это можно сделать, но только при помощи кнопки SET. Некоторые параметры можно изменять и без захода в подменю: вращением переднего или заднего колеса. И опять фотографу предстоит выучить наизусть: какие параметры так меняются, а какие нет, для каких параметров выбор управляющего колеса инвариантен, а для каких нет…

thumb_400.jpg

Экранное меню

Точно такая же ситуация и с основным меню. Для навигации по нему используется джойстик, а дальше начинается путаница. В каких-то подменю смена параметра осуществляется только при помощи двух управляющих колес, в каких-то — только джойстиком и одним из колес. Очевидной логики нет. Есть лишь подсказки в виде пиктограмм в подменю, показывающих, какое колесо крутить.

thumb_400.jpg

Установка параметров при помощи разных органов управления

Основное меню камеры

Настройка чувствительности

Нужно сказать несколько слов о настройках чувствительности. Естественно, в Canon EOS 5D Mark III можно включить автоустановку ISO. Естественно, диапазон чувствительностей задается в меню. Но также можно задать и максимально допустимую выдержку. Это очень важно, потому что в реальной съемке автоматика камеры весьма оптимистично переоценивает возможности фотографа при работе в приоритете диафрагмы, устанавливая сравнительно большие для съемки с рук выдержки. А многомегапиксельная матрица в свою очередь ошибок не прощает: шевеленка отлично видна на снимках.

thumb_400.jpg

Настройка ISO

Программирование кнопок

Но довольно о грустном, пора и о приятном поговорить. Выше я уже писал, что некоторые органы управления могут быть перепрограммированы в соответствии с пожеланиями фотографа. Вот их полный список: кнопка спуска, AF-ON, блокировка экспозиции, репетир диафрагмы, кнопка на объективе (если такая есть), M-Fn, SET, управляющие колеса и джойстик. Я не буду перечислять все возможности перепрограммирования и отмечу лишь самые интересные на мой взгляд функции. Например, джойстику я сразу назначил прямой выбор точки фокусировки. Удивительно, почему такая настройка не включена по умолчанию…

thumb_400.jpg

Меню программирования органов управления

Сразу нескольким кнопкам можно назначить быстрый переход из RAW в JPEG, от покадрового к следящему автофокусу. С помощью заднего управляющего колеса есть возможность изменять как значение экспокоррекции, так и ISO, или даже выбирать точку фокусировки.

Автофокус

Уж сколько нелестных слов было сказано фотографами об автофокусе Canon EOS 5D Mark II! Многих не устраивала цепкость боковых датчиков, кому-то не нравилась сосредоточение всех датчиков близко к центру кадра. В Canon EOS 5D Mark III ситуация изменилась кардинальным образом. Разработчики просто поставили в эту модель свой самый совершенный модуль автофокуса, позаимствованный из Canon EOS 1DX. Заметьте, я пишу именно о модуле фазового автофокуса, а не о всей системе в целом. Дело в том, что для наиболее эффективной работы автофокуса (например, в следящем режиме) в EOS 1DX применяется информация, поставляемая датчиком экспозамера с высоким разрешением. 
А обрабатывает эту информацию отдельный процессор. В Canon EOS 5D Mark III и датчик экспозамера другой, и отдельного процессора для автофокуса и замера экспозиции не предусмотрено.

Но сам модуль автофокуса нельзя не похвалить. Во-первых, его 61 точка покрывает сравнительно большую область кадра. Для удобства фотографа можно ограничить выбор точек до 41 крестовой или вообще до 9 или 15 отдельных точек.

thumb_400.jpg

Выбор отображаемых точек АФ

Во-вторых, количество настроек автофокуса теперь такое огромное, что в меню пришлось выделить отдельный пункт. В нем, например, собраны шесть предустановок для следящего фокуса применительно к разным условиям съемки (на пиктограммах нарисованы разные виды спорта — система автофокуса разрабатывала специально для олимпийских фотографов). Каждую предустановку можно дополнительно отрегулировать по трем параметрам: чувствительность слежения, ускорение/замедление слежения, автоматическое переключение точек АФ.

thumb_96.jpg

Предустановки следящего автофокуса

thumb_96.jpg

Предустановки следящего автофокуса

thumb_96.jpg

Предустановки следящего автофокуса

thumb_96.jpg

Предустановки следящего автофокуса

thumb_96.jpg

Предустановки следящего автофокуса

thumb_96.jpg

Предустановки следящего автофокуса

Отдельно задаются приоритеты спуска или автофокуса для следящей (для первого и второго кадра) и покадровой фокусировки. Можно задать раздельную ориентацию точек фокусировки для горизонтального или вертикального положения камеры, запретить объективу продолжать фокусировку при недостижении результата, выбрать подсвечиваемые в видоискателе точки, воспользоваться точной подстройкой автофокуса. Использовать все точки фокуса, одну конкретную или же целую группу из 5 или 9 точек — также предстоит выбирать фотографу.

thumb_96.jpg

Приоритет фокусировки для первого кадра серии

thumb_96.jpg

Приоритет фокусировки для второго кадра серии

thumb_96.jpg

Поиск АФ при невозможности достижения

Выбираемые точки автофокуса

Режим выбора области АФ

Ориентированная точка АФ

Реальная съемка с новым автофокусом оставила только положительные эмоции. Проблем не возникает даже при сильной нехватке света. Что касается количества настроек, то даже для опытного фотолюбителя оно избыточно. Что уж говорить про новичков…

Раздельная запись на карты памяти

Canon EOS 5D Mark III поддерживает работу с двумя форматами карт памяти: SD и CF. Запись на две карты может вестись в разных режимах. При установке “Стандартно” или “Автовыбор” фотографии просто записываются на одну из флешек (во втором случае на ту флешку, на которой есть свободное место. То есть реализована эстафетная запись). Еще одна классическая настройка — дублирование. На обе флешки пишется одна и та же информация. И наконец, при раздельной записи у фотографа появляется возможность самому указать, какой формат файлов записывать на какую карту памяти.

Настройки записи на две карты памяти

Настройки записи на две карты памяти

Мультиэкспозиция

Почти все производители камер начали включать в последнее время эту функцию в набор настроек. Не стала исключением и модель Canon EOS 5D Mark III. Для мультиэкспозиции можно использовать до 9 кадров, совмещая снимки в разных режимах: сложение, усреднение, большая яркость, меньшая яркость.

Настройки мультиэкспозиции

Мультиэкспозиция, сложение

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/400 с

Мультиэкспозиция, усреднение

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/500 с

Мультиэкспозиция, большая яркость

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/500 с

Мультиэкспозиция, меньшая яркость

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/500 с

HDR

Эта функция также относится к разряду дополнительных, но встречается она в новых камерах все чаще и чаще. Естественно, разработчики Canon, внедрившие данную опцию одними из последних на рынке, обязаны были наградить ее множеством тонких настроек. Кроме натурального изображения, можно выбрать несколько градаций художественного эффекта HDR-изображения (кстати, именно “художественные” HDR смотрятся наиболее интересно). Дополнительно для натурального эффекта можно задавать диапазон ступеней экспозиции при съемке. Разрешить или запретить камере сохранять оригиналы и автоматически совмещать изображения — предстоит установить фотографу.

Настройки HDR

Без HDR

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с

HDR Авто

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/400 с

HDR «Художественный яркий»

Canon EOS 5D Mark III УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с

Электронный уровень

В режиме Live View или при видеосъемке на основном экране камеры может быть показан двухосевой электронный уровень. В видоискателе он также индицируется, но при помощи подсветки отдельных точек автофокуса. Индикация уровня может включаться одной из кнопок, заранее перепрограммированных на эту функцию.

Уровень в режиме Live View

Тихий затвор

Для любителей съемки концертов классической музыки и других мероприятий, требующих от фотографа бесшумных действий, в камере реализован тихий режим работы затвора. Зеркало при этом начинает ходить плавнее, характерного щелчка не создается. Но и скорострельность падает до 3 кадров/с.

Попарное сравнение кадров

В режиме просмотра можно одновременно просматривать на дисплее два снимка, в том числе и с одинаковым увеличением. Очень удобная функция для отбора фотографий!

Попарное сравнение кадров

Внутрикамерная конвертация RAW

Для работающих “в поле” фотографов не лишней станет функция внутрикамерной конвертации сырых файлов.

Внутрикамерная конвертация RAW

Видеосъемка

Для включения съемки видео в Canon EOS 5D Mark III нужно не просто перейти в режим Live View. Теперь для этого требуется переключить в соответствующее положение специальный селектор. Определенная логика в этом есть: за время продаж Canon EOS 5D Mark II выросло целое поколение операторов, для которых “пятерка” от Canon — это прежде всего видеокамера. И видео в следующей модели справедливо удостоилось отдельного режима работы камеры.

Возможности видеосъемки были несколько расширены. Во-первых, теперь кроме внешнего микрофона можно также использовать еще и наушники: для них появилось отдельное гнездо. Во-вторых, непосредственно во время съемки некоторые настройки можно менять при помощи ставшего сенсорным заднего колеса, не сотрясая камеру нажатиями. В-третьих, появилась возможность выбирать сжатие видео: ALL-I или IPB. Естественно, осталась ручная настройка экспопараметров, уровня звука. Жаль, что нет функции пикинга для ручной фокусировки.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве, сжатие IPB

zz

Скачать этот ролик в оригинальном качестве, сжатие ALL-I

z

Съемка ведется в разрешении Full HD при частоте 24 или 25 кадров/с, в HD с частотой 50 кадров/с. К сожалению, нет возможности снимать с HDMI-выхода чистый сигнал. Только со служебной информацией.

z

Скачать этот ролик в оригинальном качестве

zДата публикации: 02.10.2012

Другие статьи о Canon EOS 5D Mark III

Развернуть весь список

Canon EOS 5D Mark III: Рекомендуемые аксессуары

  • Canon EF 24-70mm f/2.8L II USMТоповый зум-объектив со стандартным диапазоном фокусных расстояний, имеющий великолепную резкость изображения. Благодаря высокой светосиле хорошо подойдёт для съёмки даже в условиях недостаточного освещения. Идеален для профессиональной съёмки.
  • Canon EF 35mm f/1.4L II USMТоповый светосильный фикс-объектив с невероятной резкостью изображения и полным отсутствием хроматических аберраций. Станет отличным выбором для репортажной съемки. Создан для профессиональной фото- и видеосъёмки.
  • Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USMОбновленный топовый телеобъектив с высочайшей резкостью изображения. Благодаря эффективному стабилизатору и высокой светосиле подходит даже для самых сложных съёмочных условий. Идеальный объектив для профессиональной съёмки.
  • Canon EF 24-105mm f/4L IS II USMЭто обновлённая версия популярного универсального объектива. Улучшения коснулись прежде всего качества изображения: объектив отличается более высокой резкостью, низким виньетированием, очень эффективным стабилизатором.
  • Canon Speedlite 600EX II-RTСамая продвинутая вспышка в модельном ряду Canon, оснащённая корпусом с защитой от пыли и влаги. Имеет высокую мощность импульса и короткое время перезарядки, что делает её идеальной для съёмки спорта или репортажа. Поддерживает радиосинхронизацию. Отличный выбор для профессиональных фотографов.
  • Батарея LP-E6NДополнительная батарея для камеры пригодится во время продолжительного съёмочного дня. В ситуации, когда возможности зарядки ограничены, она станет настоящим спасением, позволяя продолжить съёмку после разрядки камеры.
  • Canon HL100Компактная треугольная фотосумка, вмещающая фотоаппарат с небольшим объективом. Хорошо подходит для коротких фотопрогулок. Может служить дополнительной защитой фотокамеры при переноске в обычном рюкзаке или чемодане.
  • Canon MS10Наплечная сумка Canon MS10 — удобная, интересная по дизайну, с достаточным количеством карманов и отделений на все случаи фотожизни. Сумка вместительна и сохранит аппаратуру от случайных ударов или падений с небольшой высоты.
  • Canon BP10Фоторюкзак Canon Backpack BP10 интересен своей необычностью: стильный и неприметный одновременно, с современным дизайном. Он будет удобен тем, кто планирует снимать на природе, захватив с собой не только фотоаппаратуру, но и немного вещей.

Часть 2 (Часть 1)

ШумОценивая шумы камеры, сталкиваемся с проблемой, известной всем, кто работал с пленкой. Зерно определяется  пленкой? Или составом проявителя? Или реактивы грязные? А может, температура проявки не та?  В цифре все очень похоже: программ обработки много, каждая из них имеет ряд параметров, которые влияют на результат,  причем влияние изменения одного параметра зависит от значения других. Проблема еще усугубляется тем, что если в пленочной фотографии мы преодолеваем трудности последовательно: сперва выбор пленки, далее съемка, потом проявка, то у цифровых камер часть параметров обработки можно задать в меню самой камеры. Всех комбинаций не перепробуешь, и процесс настройки часто сводится к гаданию на кофейной гуще, а сам фотограф уподобляется буриданову ослу. Впрочем, утверждать, что цифровая фотография усугубила муки фотографа в поисках идеального рецепта обработки, будет несправедливо. В пленочной фотографии существует около тысячи составов проявителей, я за 30 лет перепробовал дюжины две, половину сознательно, а другую вынуждено. Идеала не нашел, но пристрастия появились. Теперь настала пора приступить к той же работе, но уже в цифровой фотографии. Очевидно, что до завершения понадобятся годы, но с чего-то надо начинать, и, возможно,   приведенные в данной статье  графики, описывающие ряд зависимостей шумов от настроек камеры и параметров обработки, кому-то пригодятся.    Любопытно, что в цифровой обработке я встретился с проблемой, которую считал чисто пленочной — есть любимый проявитель, но нет реактивов, и приходится искать альтернативы.  Мне нравится программа  Adobe Camera RAW Plug-in в программе Photoshop CS2, но оказалось, что  мой ноутбук  Fujitsu Lifebook P2110 с процессором 867 MHz Crusoe TM5800 отказывается работать с последними версиями этой программы, а только они поддерживают формат CR2, в котором записывает снимки рассматриваемая камера Canon EOS 5D.  Поэтому я считаю полезным знание о возможных альтернативах любимой программе, даже если они не идеальны — не исключено, что на безрыбье и рак рыба, и придется использовать то, что есть.  Не  зарекаюсь я  и от использования JPEG с настройкой параметров обработки через меню камеры, хотя являюсь убежденным сторонником съемки в RAW с последующей обработкой на компьютере.

Параметры, которые можно установить в камере:

В меню камеры можно выбрать «Стиль изображения» и задать для него параметры, определяющие Резкость, Контрастность, Насыщенность и Цветовой тон. Можно создать стиль со своими собственными настройками и при необходимости быстро переходить к нему при съемке. Особо важно не ошибиться при выборе параметра «Резкость», если запись снимков ведется в формате JPEG. В случае съемки в RAW и последующей компьютерной обработки он может быть изменен. Еще один пункт меню, который может оказать влияние на шумы получаемого снимка, находится в Пользовательских функциях меню. Называется он «Шумоподавление при длительных выдержках». Если он включен, то камера делает дополнительный замер при закрытом затворе и вычитает темновые шумы из сделанного кадра. Влияние этих параметров на среднеквадратичное отклонение яркости для однородного участка кадра размером 50×50 пикселей можно увидеть на нижеприведенных графиках.

Программы обработки

Я не буду подробно описывать программы. Они не очень сильно отличаются от старых версий, которые мы уже описывали. Привожу только несколько снимков экрана, обращая особое внимание на органы управления и считываемую из файла информацию о снимке. В комплекте с камерой поставляются программы ZoomBrowser EX и Digital Photo Professional. Версии, вложенные в коробку, уже устарели, последние версии можно скачать здесь.

ZoomBrowser EX 5.6

Общий вид на окно программы. Фрагмент с краткой информацией о снимке увеличен.
Доступные настройки. По умолчанию «Резкость» (Sharpness) = 2 Информация о снимке, которую сообщает эта программа, самая полная из рассматриваемых в данном обзоре. Отображаемая Цветовая температура совпадает с установленной через меню камеры.

Digital Photo Professional 2.1.1.4

Хотя программа и называется профессиональной, но информация о снимке беднее, чем в ZoomBrowser, а значение цветовой температуры вообще куда-то пропало 🙁 Подробно о предыдущей версии программы можно прочитать здесь.

Adobe Camera RAW Plug-in 3.3 для Photoshop CS2

Основным отличием данной программы являются модули подавления цветных шумов и коррекции виньетирования и хроматических аберраций. Для этих целей можно для обработки цветных изображений использовать и другие программы типа с существенно большими возможностями. Вопрос, насколько целесообразно править именно raw с помощью этой программы, выходит за рамки этой статьи и для меня пока остается открытым 🙁

UFRaw 0.8.1

Как альтернативу, не зависящую от операционной системы, я рекомендую бесплатную UFRaw, построенную на основе DCRaw.   

Как и следовало ожидать от графической оболочки, эта программа является лидером по возможным вариантам графического отображения входящего и получаемого сигнала. Возможные настройки и выбор вариантов преобразования также впечатляет, хотя это в значительной степени свойство базовой программы dcraw:
  • AHD — Adaptive Homogeneiirected interpolation (Этот способ преобразования установлен по умолчанию, в описании программы сказано, что он дает прекрасный результат, но слегка повышает шумы)
  • VNG — Variable Number ofdients
  • VNG four color interpolatiэтот метод рекомендуется использовать при наличии артефактов)
  • Bilinear interpolation (сый простой и, как следствие, самый быстрый способ преобразования)

Методика и результаты измерений

Тесты, описанные в этой части, основаны на обработке снимков прозрачной тестовой мишени Kodak Professional Q-60 Color Input Target, лежащей на светостоле фирмы Hama 1554 с указанной на нем цветовой температурой 8000К. Как было показано в статье «Занимательная спектроскопия», спектр данного источника существенно отличается от спектра абсолютно черного тела. Поэтому, хотя глазу эта лампа кажется очень холодной,  камере Canon 5D это отнюдь так не кажется. Если в меню установить цветовую температуру 8000 К, то изображение явно краснеет. Более правильной, с точки зрения камеры, была  бы температура 5400К. Во всяком случае, именно такую температуру выбирают программы преобразования RAW, если их попросить подобрать баланс белого автоматически. Определенную роль здесь сыграло и то, что освещать мишень рекомендовано лампами с цветовой температурой 5000 К. Поэтому еще раз подчеркиваю: установка цветовой температуры в Кельвинах является «точной» настройкой для очень немногих реальных источников света, в первую очередь, а, возможно, и в последнюю, только для ламп накаливания.  Меняя проходящий через спираль ток, мы изменяем цветовую температуру, которая может быть достаточно точно описана в градусах Кельвина.  Дополнительной ложкой дегтя в адрес определения цветовой температуры в градусах К является тот неприятный факт, что 8000 К, заданные в камере, программа  Camera RAW Plug-in интерпретирует как 7100 К, заданные по умолчанию камерой, а UFRaw — как 7278 К. По оси абсцисс отложена яркость, по оси ординат среднеквадратичное отклонение. Кривые соответствуют различным значениям чувствительности (50—3200 ISO) при записи снимков в JPEG при максимальном размере кадра и минимальном сжатии.Минимальная чувствительность в 50 ISO, доступная при включении расширенного диапазона чувствительностей, заметного на фоне ошибок измерений выигрыша в шумах не дает. Особый интерес представляет максимальная чувствительность в 3200 ISO. На вышеприведенном графике даны кривые распределения шумов по яркости и в каждом из каналов (обозначены соответствующим цветом). Пунктирные линии соответствуют уменьшенному до 6 Мп кадру. Хорошо заметно, что для меньшего кадра шумы ниже, и при записи в JPEG, вероятно, целесообразно снимать при этой чувствительности кадры размером 3168×2112 пикселей, а не полный кадр 4368×2912 и потом бороться с шумами; скорее всего, деталей подобный подход не прибавит.Шумы сильно зависят от программы преобразования сырой raw картинки в цветное изображение. Причем определяющим является не столько программа, сколько параметры преобразования. Рассмотрим графики шумов в канале яркости:Сплошные линии относятся к обработке с параметрами по умолчанию. Напомню, что при съемке в меню камеры резкость была установлена равной 2 и родные программы это учитывают при обработке.Аутсайдерами данного теста оказались программы Digital Photo Professional и Adobe Camera RAW с установками по умолчанию. Главным фактором здесь является повышение резкости. Подавление цветных шумов в Adobe Camera RAW, равное по умолчанию 25, на флуктуациях яркости практически не сказывается (это хорошо видно из графика (ACR0-25), когда повышение резкости установлено равным 0, а подавление шумов оставлено равным 25), а вот пытаться повышать резкость при такой чувствительности явно не стоит — становятся более заметными только шумы, а не контуры. Если усиление резкости выключить, то результаты для этих программ становятся близкими к остальным. Казалось бы, на основании этого теста можно выбрать программу для обработки снимков, сделанных при высокой чувствительности, но не тут-то было. Рассмотрим шумы в красном канале.Лидер предыдущего теста оказался аутсайдером, а подавление цветных шумов, незаметное на предыдущих графиках, оказалось очень эффективным. Но и здесь оно не смогло перебороть отрицательный эффект повышения резкости. Повышение шумов происходит не только при увеличении чувствительности, но и при увеличении выдержки. Очевидно, что сверхдлительные выдержки интересны именно при низких чувствительностях, когда необходимо зафиксировать динамику процесса, и дабы этого добиться, приходится всеми способами ограничивать световой поток — закрывая диафрагму и устанавливая нейтральные фильтры. Для эксперимента проводилась съемка с выдержкой в 240 с при полностью закрытой диафрагме F/32 и со скрещенными поляризационными фильтрами, установленными перед объективом.По сравнению с выдержкой 1/100 секунды, шумы, конечно, увеличились, но не драматически. Включение подавления шумов через меню пользовательских функций несколько улучшило результаты, но не столь существенно, чтобы ждать еще 240 с, пока идет процесс оценки шумов камерой при закрытом затворе. Вероятно, этот режим актуален в основном при выдержках в несколько секунд. Снимок звездного неба с 15-минутной выдержкой и диафрагменным числом 6,3 хорошо выявил траектории движения звезд, хотя небо выглядит уже чересчур светлым и дальнейшее увеличение выдержки может привести к полной засветке неба. Шумы выглядят вполне удовлетворительно. Mиниатюра. ISO-50, F/6,3, 900 с. Фрагмент 1:1 Если закрыть диафрагму до F/16 и увеличить выдержку до 40 минут, то на фоне существенно возросших шумов заметны уже только самые яркие звезды. Mиниатюра. ISO-50, F/16, 2400 с.Вероятно, если надо получить траектории за несколько часов, то стоит делать серию снимков с экспозицией в 10 минут и относительно открытой диафрагмой, а потом сложить снимки в графическом редакторе. Особый интерес представляет сравнение шумов у этой камеры и камеры D60, поскольку размер чувствительного элемента у них практически одинаковый.Как и следовало ожидать, при 100-ISO шумы практически не отличаются, а вот при повышении чувствительности система подавления шумов у 5D работает существенно эффективнее. P.S.При чувствительности в 100 ISO принципиальных отличий от других камер я не заметил. Если снимать в нормальных условиях, то камера — как камера, а вот если необходимо выйти за обычный диапазон выдержек, то результаты меня очень порадовали. При коротких выдержках и высокой чувствительности и при очень длинных выдержках камера продемонстрировала лучший, из виденных мной до сего времени, результат. Что касается выбора программы обработки, то здесь, как с проявителем, — степеней свободы очень много и нет в мире совершенства 🙂

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Canon EOS 5D
Н/Д(0)

Артем Кашканов, 2019

Новая «кропнутая» зеркалка или подержанный «полный кадр»?

Этот вопрос волнует немалое количество фотолюбителей, которые подбирают себе «следующую» камеру взамен недорогой любительской модели, на которой они постигали азы фотографии и из которой выросли. При этом очень хочется, чтобы помимо роста мегапикселей в новом аппарате были какие-то принципиально новые возможности, позволяющие подняться на следующую ступень в творчестве. И тут многим в поле зрения попадает полнокадровый Canon EOS 5D — фотоаппарат, некогда позиционировавшийся как полупрофессиональный, продающийся сейчас б/у за смешные деньги.

Что из себя представляет Canon EOS 5D (не Марк)?

Этот аппарат выпускался в период с 2005 по 2008 годы и был первой относительно доступной по цене полнокадровой зеркалкой. На фоне кропнутых камер своего времени он выгодно отличался качеством изображения — разрешением 13 мегапикселей (против 6-10 у тогдашних «кропов»), примерно в 2 раза более высоким рабочим ISO, да и вообще, картинка с него была субъективно более живой, объемной и красивой. Когда был выпущен первый «пятак», его приобрели себе многие фотографы-пленочники. «Первопятак» и сейчас имеет множество поклонников. К сожалению, с каждым годом количество экземпляров в нормальном состоянии сокращается и в скором времени найти Canon EOS 5D в хорошем состоянии будет большой удачей, но и это не станет поводом отправлять старичка на свалку истории, он скорее перейдет в категорию «ретро».

5d.jpg

Основные характеристики Canon EOS 5D таковы: полнокадровый КМОП-сенсор разрешением 13 мегапикселей, 9 датчиков фазовой фокусировки, из них 1 крестообразный, расположенный в центре. Зеркальный видоискатель с покрытием около 96% кадра, серийная съемка 3 кадра в секунду и… собственно все! Видеосъемки нет, лайф-вью нет, встроенной вспышки нет, сюжетных программ нет, подключение к компьютеру по USB 1.0.

Из любительских опций есть только авторежим, в котором можно снимать только в JPEG поганого качества, который уже на ISO400 в пытается размылить картинку в пиксельную кашу.

В RAW результат намного лучше, но для его «проявки» нужно использовать продвинутый софт типа Adobe Photoshop Lightroom (даже древняя 3 версия «знает» Canon EOS 5D). Штатный RAW-конвертор Digital Photo Professional обеспечит результат сходный с внутрикамерным Jpeg.

Еще Canon EOS 5D имеет множество настроек в «пользовательских функциях», в которые новичку лучше не лазить — вид синхронизации вспышки, тип фокусировочного экрана, блокировка заркала и т.д. К сожалению, у 5D нет возможности микроподстройки автофокуса (она появилась в Mark II), поэтому при покупке нового объектива обязательно проверяйте его на фронт/бэкфокус.

В общем, Canon EOS 5D — это архаичный, дубовый, медлительный, простой и надежный полнокадровый фотоаппарат, созданный для съемки в ручном режиме в формат RAW. Чтобы им снимать, нужно знать, что ты делаешь и как это надо делать и в случае неудачи не сваливать вину «на какого-то там Карлсона» 🙂

Что реально хорошего есть в Canon EOS 5D?

Хорошая резкость фотографий

Имея полнокадровую матрицу со скромным разрешением 13 мегапикселей, Canon EOS 5D очень лоялен к разрешающей способности объектива. Даже с бюджетными зумами вроде Canon EF 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM можно получать очень достойную картинку. Это, судя по отзывам владельцев этого объектива и этой тушки. Лично я пользуюсь объективом Canon EF 24-105mm 1:4 L IS USM и нахожу его весьма резким на всем диапазоне фокусных расстояний и при любой диафрагме, в то время как на 5D Mark III он заметно подмыливает. Если на фотоаппарат повесить фикс, даже недорогой, резкость будет просто звенящей. Вот пример фотографии, сделанной на недорогой фикс Canon EF 40mm 1:2.8 STM (откроется на Яндекс.Фотках):

0_928f2_dc211512_XL.jpg

Рабочее ISO в RAW

То, что написано ниже, актуально только для формата RAW. Диапазон ISO по умолчанию составляет 100-1600 единиц, но через пользовательские функции его можно расширить с 50 до 3200 единиц. По поводу ISO50 многие восторгаются, но я, если честно не заметил большой разницы в качестве картинки с ISO100. Вплоть до ISO400 картинка выглядит гладко, шумы можно увидеть только под микроскопом и то, они не раздражают и убираются в Lightroom без видимого снижения детализации. На ISO800 уже наблюдается легкая «шероховатость» картинки, но она не напрягает и воспринимается как легкая пленочная зернистость. Lightroom позволяет заметно снизить шум на ISO800, но полностью от него избавиться уже, скорее всего, не получится. ISO1600 тоже можно назвать вполне рабочим, если снимать в RAW. Вот пример фотографии, сделанной на ISO1600 в RAW при комнатном освещении.

manual_wb.jpg

Тестовая фотография

noise_raw1.jpg

Без шумоподавления. Оригинал

noise_raw2.jpg

Шумоподавление в Lightroom. Оригинал На ISO3200 шумы уже явно заметны и никаким подавлением от них не избавишься.

noise5.jpg

Шумы Canon EOS 5D на ISO3200 без шумоподавления

noise6.jpg

Шумоподавление в Lightroom Как видите, резкость уже не та.

Цветопередача и динамический диапазон

Кто бы что не говорил, но с нормальной оптикой цветопередача у Canon EOS 5D отличная. Я им снимаю и пейзаж, и портрет, и репортаж. При работе с естественным освещением я ни разу не видел «пластмассовых цветов», «морковной желтизны скинтонов», излишней синевы, желтизны, красноты, зелени и т.д. При правильной настройке экспозиции и баланса белого фотографии получаются правдивые и красивые одновременно. Максимум, что остается сделать при обработке — подкорректировать уровни, контрастность, насыщенность.

2017-04-15-IMG_8276.jpg

Интересна отработка легкой переэкспозиции. Вместо того, чтобы сразу провалить цвета в белизну, как это делает любительская техника, матрица как будто какое-то время «сопротивляется», прежде чем сдаться. Вот пример фотографии — передний план в тени, фон освещен ярким солнцем.В 

2017-04-15-IMG_8355.jpg

По хорошему, здесь не помешало бы дополнительное освещение на ПП, но его просто не было, вся надежда была на динамический диапазон и она, в принципе, оправдалась. Из этого можно сделать вывод, что динамический диапазон у Canon EOS 5D неплохой. Немного портит впечатление внутрикамерные настройки кривых — тени при настройках «по умолчанию» получаются излишне темными, но весьма неплохо тянутся в Lightroom, особенно при съемке на низких ISO.

При пейзажной съемке Canon EOS 5D тоже проявляет себя с лучшей стороны. Резкость замечательная, цвета красивые.

Artem-Kashkanov.ru1407162395.jpg

При сложном контрастном освещении можно использовать брекетинг экспозиции с шагом +-1EV, а потом сводить картинки в «умеренный HDR» в Photoshop или в Photomatix. При этом будут получаться с красивыми и сочными цветами и плавными полутонами, например, такие.

Artem-Kashkanov.ru1372663351.jpgВ В Artem-Kashkanov.ru1370797378.jpg

Портретная съемка на полном кадре

Чтобы сохранить пропорции и масштабы с ростом размера кадра нужно пропорционально увеличивать и фокусное расстояние — я думаю, это известно всем более-менее продвинутым фотолюбителям. Увеличение фокусного расстояния влечет за собой сокращение ГРИП, то есть, если мы раньше на кропе фотографировали портреты на объектив 50мм/1.8, то на полном кадре нам для такой же съемки понадобится объектив 85мм/1.8 (это к примеру, многие предпочитают другие фокусные расстояния для портрета). Поскольку фокусное расстояние увеличилось, глубина резкости сократилась, а размытие заднего плана усилилось. Но и «полтинником» снимать становится интереснее. Понятно, что для полной картины здесь стоит привести фотографии с каких-нибудь «топовых» стекол типа 50/1.2L, но я не портретист и единственное, что у меня оказаось под рукой в момент написания этого обзора — советский объектив Гелиос 44М (58мм/2) и я его приспособил на «пятак» в качестве среднепланового портретника. Оказалось, даже с ним портреты в бытовой обстановке смотрятся весьма интересно, «не мыльнично».

nat2.jpg

Просто портрет жены навскидку безо всякой постановки и дополнительного освещения Я всегда утверждал и буду утверждать, что задний план, размытый художественным необычным боке играет не менее важную роль в композиции, чем передний план. У кропнутых аппаратов все прелести «бокешных» объективов остаются за пределами кадра. Хотя, у каждого автора свое мнение на этот счет, кто-то это наоборот считает за достоинство.

Преимущества полного кадра при пейзажной съемке

Мне, как пейзажисту, полный кадр открыл новые горизонты в творчестве, благодаря полноценному использованию широкоугольной оптики. Объектив Samyang 14 мм на полном кадре просто бомба! 🙂

Впрочем, сейчас и для кропнутых аппаратов выпущено много сверхширокоугольной оптики с фокусным расстоянием от 8 до 16 мм, поэтому проблема нехватки широкого угла на кропе легко решается покупкой того же Samyang, но не на 14, а на 10 миллиметров.

Недостатки Canon EOS 5D

Пыле/влагозащита

Ее просто нет! Даже если не менять объектив, фотоаппарат сосет пыль не понятно откуда, в итоге на фотографиях появляются характерные пятнышки от пылинок на матрице. Я раньше заморачивался с чисткой матрицы, даже купил специальное приспособление (набор «швабр» для матрицы), но сейчас ограничиваюсь сдуванием основной пыли с матрицы при помощи груши по мере ее накопления. Просто сейчас данную камеру я стал использовать реже (для бытовых съемок использую смартфон и беззеркалку), а Canon EOS 5D — камера «для души».

Автофокус

Еще одно слабое место первого «пятака» (да, судя по отзывам, и второго тоже). Крестообразный датчик всего один, расположен по центру кадра. По крайним датчикам сфокусироваться при недостатке освещения просто нереально, поэтому приходится прибегать к «дедовскому» методу — фокусировка по центральному датчику, перекадрирование, съемка.

Медленная серийная съемка

При съемке одиночных кадров это никак не напрягает, но если мы собрались снимать что-то в движении с проводкой или фотографируем какое-то быстропротекающее событие, 3 кадра в секунду — это ни о чем. Как у Canon EOS 1100D. Когда я купил беззеркалку, был поражен тем, что у этой «фитюльки» скорость серийной съемки аж 8 кадров в секунду 🙂

Внутрикамерный JPEG

Ни за что его не используйте, если не хотите полностью разочароваться в данной камере. На фотографиях шум, грубые полутона, которые плохо тянутся в Photoshop — привет из 2005 года! 🙂

Авторежим

Лучше бы его не было (как и формата Jpeg). Понятно, что он сделан «для галочки», но любая современная любительская зеркалка снимает в авторежиме лучше, чем Canon EOS 5D.

Баланс белого

Предустановки баланса белого программировались как будто на другой планете. Если снимаем в пасмурную погоду и выбираем ББ «пасмурно», все окрашивается в желтизну. Снимаем в помещении с лампами накаливания, выставляем ББ «лампа накаливания», все снова окрашиватся в желтизну. Ставим «автоматический ББ» и, черт возьми, все еще сильнее окрашивается в желтизну. Конечно, ББ можно настроить точно — выставить по серой карте, задать цветовую температуру, скорректировать оттенок, наконец, снимать с брекетингом баланса белого… Но будете ли вы этим заниматься? Я просто включил «автоматический ББ» и снимаю в RAW, а потом правлю ББ в Lightroom, используя собственные пресеты — «в помещении на 5Д», «на улице на 5Д», и т.д. Отнимает дополнительное время при обработке, но другого способа я не вижу.

Выводы

5 причин, по которым стоит купить Canon EOS 5D

Этот аппарат учит фотографировать. Он не будет за вас думать, предоставив вам ручной режим. Режимы P, TV, AV — полумеры, в них вам придется иметь дело с достаточно бестолковым автоматом. </li>

Этот аппарат учит обрабатывать фотографии. Попробовав снимать в Jpeg, вы быстро поймете, что это плохая идея и приступите к освоению RAW, а там и до HDR недалеко. </li>

Этому аппарату без разницы, что у вас объектив (главное, чтобы был EF, а не EF-S). Крупные пиксели позволяют получать картинку приемлемой детализации даже на очень старой оптике.</li>

Этот аппарат — инструмент для создания шедевров, потенциал для этого есть. Количество сопутствующего «геморроя» не в счет 🙂 </li>

Этот аппарат стоит очень дешево. За 20 тысяч рублей можно купить тушку 5D в нормальном рабочем состоянии. Это цена новой зеркалки Canon EOS 4000D, у которой урезано все что можно.</li>

5 причин, по которым не стоит покупать Canon EOS 5D

Самому новому экземпляру на данный момент (2017 год) уже 9 лет. Эти аппараты активно использовались свадебными фотографами, гонялись в хвост и в гриву. Кто-то сейчас покупает 5D «на убой», потому что дешевый и полнокадровый, а потом продает за ту же цену или дороже. Трудно найти экземпляр без битых пикселей на матрице и затвором, не доживающим свой век. Новый затвор плюс работа по его замене делают суммарную стоимость тушки Canon EOS 5D сопоставимой с более свежим б/у 5D Mark II.</li>

Аппарат медленный. Автофокус склонен жить своей жизнью, пока не «ткнешь его носом» в одну из 9 точек фокусировки. Медленная серийная съемка. По большому счету, это аппарат для неторопливой постановочной съемки, но никак не для репортажной. </li>

Тупая автоматика — ББ желтит, автоматический экспозамер регулярно ошибается, внутрикамерный JPEG лучше вообще не использовать. </li>

Пылесос! Пыль сосет всегда и везде, даже если неделями просто лежит в сумке. Как у него это получается — ума не приложу. </li>

Морально устарел. На фоне современных моделей зеркалок и беззеркалок выглядит динозавром в плане функционала. Особенно не хватает LiveView (вспомните при съемке со штатива или макро). </li>

Приложение — полноразмерные снимки Canon EOS 5D

Снимки были сделаны при разных условиях освещенности и преобразованы из RAW в Jpeg программой Adobe Photoshop Lightroom ver.3. Я старался подбирать снимки с большим динамическим диапазоном, чтобы можно было оценить, как фотоаппарат одновременно прорабатывает яркие объекты, светлые и средние тона, умеренные и глубокие тени. Яркий солнечный день Объектив Samyang 14mm/2.8, ISO100

IMG_9073_.jpg

Довольно темное помещение, съемка против света Объектив Canon 24-105/4L, ISO1600

IMG_7281_.jpg

Ночная съемка с рук Объектив Canon 24-105/4L, ISO3200

IMG_7049_.jpg

Ночная съемка со штатива Объектив Samyang 14mm/2.8, ISO100

IMG_8863_.jpg

Хочу ли я его на что-то поменять?

И да и нет. Да — потому что катастрофически не хватает скорости при репортажной съемке. Нет — потому что по всем остальным параметрам «первопятак» меня полностью устраивает, я к нему привык и не вижу смысла выкладывать почти 100 тысяч за тушку 6D или 200 тысяч за Марк 3. Пока работает — пусть работает!

of your page —>

Используемые источники:

  • https://prophotos.ru/reviews/14765-canon-eos-5d-mark-iii/4
  • https://www.ixbt.com/digimage/canoneos5d2.shtml
  • http://www.artem-kashkanov.ru/article71.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации