Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 22

Как настроить фортепиано самостоятельно, если в 100 км от вас нет настройщика?

kak-nastroit-fortepiano.jpgКак настроить фортепиано? Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый владелец инструмента, ибо достаточно регулярная игра сбивает его строй уже через год; ещё через такое же время настройка становится буквально необходимой. В целом, чем дольше её откладывать – тем хуже для самого инструмента.

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Чем вооружиться перед настройкой?

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них  необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Процесс настройки

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы. Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав. Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано – слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные – чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

При настройке важно не делать резких движений, регулировать струну плавно. Если натягивать её слишком резко, она может лопнуть, не выдержав напряжения.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Автор – Сергей Пимонов

<center>

Настроить пианино не так просто, как кажется, это достаточно сложный процесс, требующий от настройщика не только постоянного слухового контроля, но и профессиональных навыков работы с настроечным ключом, возможности профессионально и качественно отремонтировать имеющуюся неисправность, все это зависит от опыта и таланта мастера, также от качества настроечного ключа. Если ключ изготовлен из хорошей стали с использованием прочных и одновременно гибких сплавов, это обеспечит лучшее качество проводимых работ. Если же сталь ключа более низкого качества, результат продержится меньше.

Каждое движение настроечного ключа квалифицированного мастера автоматизированно, что обусловлено опытом мастера и его музыкально-техническим слухом и чутьем. Ключ настройщика в какой-то степени можно сравнить со скальпелем в руках хирурга. Многократные вращения настроечного ключа неопытным настройщиком может привести колки или вирбельбанк к более быстрому износу, устойчивость колка и струны падает, могут появиться нежелательные изгибы струн, в худшем случае — может появиться углубление гнезд вирбельбанка. От того,насколько точно и гармонично мастер сможет настроить пианино зависит и развитие слуха обучающегося игре на фортепиано, и само удовольствие от игры на хорошо настроенном инструменте. Самое главное в начале настройки — верное построение соотношений интервалов так называемой «зоны темперации», которая простирается от «ля» малой до «ля» первой октавы.

Принцип настройки фортепиано на соотношении интервалов

Любая профессиональная настройка пианино строится на определенном соотношении октав, кварт и квинт, терций и секст, которые определяются старинными и современными принципами и традициями фортепианного мастерства.

Обсуждая стандартные методы настройки пианино, можно выявить следующие особенности: пианино настраивается по камертону (тюнеру) 440 гц (в зависимости от состояния инструмента, объема заказа и пожеланий клиента); в работе настройщика при создании темперационной зоны используются кварты, квинты, терции и сексты; от области темперирования настраивается басовый регистр низ тенора с помощью октав и унисонов, а также верх тенора и дискантовый регистр (с помощью октав и подстройки унисонов).

Техника работы с настроечным ключом

Настройщик ставит рукоятку настроечного ключа на продолжение оси струны (допустимо ставить рукоятку с наклоном несколько вправо или влево — это индивидуально у каждого мастера). К основным движениям колка относят вращение, которое применяется при существенном изменении строя; микрошаг (едва заметный сдвиг колка) — основной прием настройки , который производится настройщиком пианино медленно, плавно и постепенно наращиваются усилия на рукоятку ключа до минимального сдвига вирбеля. После проведения данного движения усилия с рукоятки ключа снимаются, и мастер вслушивается в полученный результат. В момент осуществления микрошага происходит деформация рабочей и нерабочей части струны; отжим — легкое движение без сдвига колка для получения деформации и стабилизации трения на порожках (клангштабике и в аграфах). Отжим служит для окончательной, точной и стабильной установки звуковой высоты струны. Если отжим произодится против часовой стрелки, его называют «замком», который сопровождается ударом «форте» по клавише. Назначение удара — выравнивание напряжения нерабочей и рабочей части струны; вибрации руки, толчки, импульсные воздействия на вирбель, которые рационально применять при тугих колках или при их скачкообразном движении.

При работе с инструментом настройщик использует сжатый кулак (вращение), полусогнутую ладонь (при микрошаге), щепотку пальцев (для отжима).

Стадии настройки унисона

При настройке унисона мастер-настройщик проходит три стадии: в случае нахождения настраиваемой струны ниже эталона она подтягивается до эталонной, далее происходит перетяжка этой струны вверх на несколько биений и отжим, который прекращается в момент исчезновения биений. Допустимая погрешность настройки унисона — 1 биение в 4 секунды. У каждого мастера имеется свой эталон биений, однако, слишком глухой точный унисон в теноровом регистре может несколько быть оживлен чуть более допустимым количеством биений. При настройке дискантового регистра погрешность увеличивается в несколько раз. Если перетяжка была небольшой, замок может легко фиксировать положения колка направлением усилия рукоятки ключа на себя. Точный унисон контролируется проваливанием звука и быстрым затуханием.

Особенности настройки пианино

В пианино (в отличие от рояля) сначала настраивают правую струну хора. При черновом проходе возможно использование клинков, на чистовом проходе — температорную полоску, при котором сначала настраивается средняя струна. По камертону настраивают правую струну. Струну необходимо ставить в центр настройки, когда при легком отжиме вирбеля вверх биения появляются и при легком отжиме вниз также появляются. Не рекомендуется изгибать вирбель сильно. Изгиб отличается от отжима тем, что после снятия усилия биения изменяются, в то время как после легкого отжима биения остаются теми же самыми. Заканчивать настройку можно ударом форте.

Регистры пианино подразделяются на дискантовый (верхний),теноровый (средний) и басовый (нижний). Струны делятся на гладкие и с обмоткой, изготавливаются из специальной струнной стали. В верхнем и среднем регистрах пианино, как правило, если это не аликвотная система струн, на клавишу приходится по три струны, в нижнем — по две, и в контроктаве — по одной (в разных конструкциях и фирмах пианино количество струн может быть в басовом регистре больше). Чистота настройки во многом зависит не только от опыта настройщика, качественной настройки унисонов, качества инструмента, но и от общего технического состояния инструмента, его возраста, состояния деталей. Безусловно, каждое пианино можно улучшить до определенного уровня, все зависит от обстоятельств, объема работ, качества инструмента и, конечно, от мастера, его уровня. 

О зонах темперации фортепиано

Темперационная зона должна быть в идеале интервально равномерной и каждый интервал должен звучать согласно традиционному темперированому принципу настройки. Звучание квинты, как правило, в стандартной настройке сужается, а кварты — расширяется, как и большой терции. Важный момент профессиональной настройки — чистая настройка октав, от чего зависит общее точное звучание по всему регистру пианино.  В способе настройки «терц-секст» контроль основных настроечных интервалов и зоны темперации производится с помощью терций и секст, имеющих определенное количество биений, которые настройщик должен постоянно контролировать. Их соотношение равномерно распределяется и по зоне темперации, и по всему диапазону пианино.

При вызове настройщика часто выясняется, что помимо непосредственно настройки пианино, инструменту требуется плановое техническое обслуживание в виде устранения западаний клавиш (обусловлено проблемами механики), замена фальшивых струн и колков, регулировка клавишного механизма и чистка пианино.  Часто у старых и длительно не обслуживавшихся пианино встречаются проблемы плохого держания строя (особенно в антикварных пианино). Эти проблемы устранимы с помощью укрепления строя путем забивки вирбелей (осадка) или вливанием спецсоставов, или капитальным ремонтом по замене колков, в сложных случаях — заменой вирбельбанка. К услугам по капитальному ремонту фортепиано относится полная замена колков с установкой ремонтных вирбелей. Материалы оплачиваются заказчиком.

Весь комплекс работ по техническому обслуживанию пианино и его настройке осуществляем недорого, по разумной доступной цене при заказе услуг в полном объеме.

Звоните 8 (916) 940 78 70 или оставьте телефон, и мастер вам позвонит.

SamodelkinПриспособления / ИнструментыПианино – это музыкальный инструмент, который 10-20 лет назад стоял в каждой советской квартире. Любители музыки есть и сегодня. Но каждый музыкальный инструмент требует настройки, пианино не исключение. Мы предлагаем вам изготовить самостоятельно ключ для пианино.Посмотрите видео, как изготавливается ключ для пианино самостоятельно.Для изготовления нам понадобится:— три мигранные головки для ключа;- рукоятка.У многих настройщиков советских пианино стерты грани. Классический ключ имеет рукоятку и выемку для настройки.Колкак у пианино имеет форму конуса, если обычным накидным ключом мы можем схватить часть грани, таким образом, вся силовая нагрузка распределяется на небольшую часть колка ( 1 см).Желательно, что бы колкак полностью насаживался на ключ, как это представлено на картинке. Ключи, которые представлены на базаре, не имеют люфта. Особенность такова, если нет люфта между гранями ключа и настроечного колка, мы имеем опасность свернуть эту грань.У нас должен быть не 8-и граненый ключ, а 4-х гранёный, чтобы он полностью повторял форму колка. Ему нужно, что бы выемка, которая будет на ключе, смогла влезать на разные параметры. Может случиться, что мы модем работать с малой актавой и ключ туда просто не залезет. Удобно работать с универсальным ключом, у него 4 грани и расстояние, взятое в окружности, оно дает возможность, как бы у нас колок в фортепиано не стоял — соседний не будет. Если посмотреть на следующий рисунок, то можно увидеть, тем толще стенка, тем меньше износ. Существуют универсальные ключи, которыми можно настраивать практически любую актаву в пианино, но есть и другие ключики, которыми пользуются в редких случаях. Если сравнить два ключа: универсальный и маленький, то можно увидеть разницу между его стенками.Когда у нас грань колков расположена друг к дружке очень близко, то можно его использовать, чтобы настроить пианино на нужный тон. Такие ключи использовали для пианино конца 20 века.Сейчас используются ключи, где на конце восьмигранник. Он имеет удобную рукоятку и мигранную голову. Также для настройки пианино используется колесина. Они имеет меньшие размеры, чем стандартный ключ. Если вы дома в наличии имеете обычный тивар, то внутрь тибара заправляется колок, а кузнец все это подковывает по конусу. Колок внутри ключа не должен вихляться, он должен стоять ровно по диаметру внутренней поверхности ключа.В противном случае, если металл ключа будет мягким, то при работе он у вас просто может остаться на ключе. form-image.pngДоставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Используемые источники:

  • https://music-education.ru/kak-nastroit-fortepianosamostoyatel-no-esli-v-100-km-ot-vas-net-nastrojshhika/
  • https://masterpianino.ru/materialy-sajta/tehnicheskoe-obslujivanie-fortepiano-i-pianino.html
  • https://usamodelkina.ru/2645-kak-izgotovit-klyuch-dlya-nastroyki-pianino-samostoyatelno.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации