Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 28

Как настроить гитару по фортепиано

О чём нужно помнить

  • Предварительно ослабьте все струны, отпустив колки на пару оборотов. Повышение тона лучше улавливается слухом, к тому же так уменьшается риск обрыва струн.
  • При натяжке каждой последующей струны незначительно ослабляются и, соответственно, расстраиваются предыдущие. Поэтому после настройки любым из способов нужно проверить строй ещё раз и при необходимости поправить его.
  • Убедитесь, что концы струн прижаты к колкам их витками и закреплены в виде ровной спирали — так гитара будет медленней расстраиваться.
  • Для большего удобства и получения чёткого звука используйте медиатор, а не пальцы.

1. Как настроить гитару через приложение на смартфоне

Самый популярный способ, который подойдёт новичкам и даже людям с полным отсутствием музыкального слуха. С помощью встроенного в телефон микрофона мобильное приложение-тюнер определяет высоту звука каждой струны и подсказывает, насколько её нужно ослабить или натянуть.

GuitarTuna: Тюнер для гитары Разработчик: Yousician Ltd Цена: Бесплатно Гитарный тюнер — Guitar Tuna Разработчик: Yousician Ltd. Цена: Бесплатно Fender Tune — Guitar Tuner Разработчик: Fender Digital Цена: Бесплатно Free Guitar Tuner — Fender Tune Разработчик: Fender Digital, LLC Цена: Бесплатно

  • Скачайте из App Store или Google Play одно из приложений на свой смартфон. Они работают одинаково и отличаются лишь внешним видом шкалы настройки.
  • Запустите приложение, перейдите в режим настройки и выберите стандартный строй (E-B-G-D-A-E). Если в приложении есть режим «Авто», включите его. В противном случае нажмите кнопку первой струны и не забывайте переключаться на другие во время настройки.
  • Дёрните первую струну и, ориентируясь на подсказки тюнера, натяните или ослабьте с помощью соответствующего колка.
  • Повторите процедуру для второй и всех остальных струн.

2. Как настроить гитару с помощью тюнера

По сути, аналогичный предыдущему способ настройки, единственное отличие которого заключается в использовании аппаратного, а не цифрового тюнера. Подобные устройства продаются по демократичным ценам в любом музыкальном магазине или на AliExpress.

Существуют тюнеры в виде небольших коробочек, прищепок или педалей. Все они работают по одному принципу — улавливают звук через микрофон или аудиовыход, а затем анализируют высоту звука и указывают, насколько он отличается от эталонного.

  • Включите тюнер и перейдите в режим настройки гитары. Выберите стандартный строй (E-B-G-D-A-E), если есть такая функция.
  • Дёрните первую струну, а затем ослабьте или натяните её, ориентируясь на шкалу тюнера.
  • Убедитесь, что на экране отображается правильный номер струны, и доведите натяжку до такого уровня, чтобы индикатор был строго посередине. В некоторых тюнерах правильная настройка сопровождается звуковым сигналом или изменением цвета подсветки.
  • Повторите процедуру для второй и остальных струн.

3. Как настроить гитару на слух по пятому ладу

Самый распространённый вариант настройки, который чуть сложнее предыдущих. Он требует хотя бы минимального слуха, зато позволяет обойтись без каких-либо дополнительных устройств.

Суть метода в том, что струны настраиваются относительно друг друга. Например, открытая первая струна дает ноту ми, как и вторая, прижатая на пятом ладу. То есть для настройки нужно зажать вторую струну на пятом ладу, поочерёдно дёрнуть её и первую открытую струну, а затем, вращая колок второй, добиться звучания в унисон.

Как настроить первую струну

  • Подтяните первую струну, чтобы она не провисала. В идеале её нужно настроить на ноту ми по тюнеру, другому инструменту или на слух, но если вы играете в одиночку — это необязательно. Достаточно примерной настройки.

Как настроить вторую струну

  • Дёрните открытую первую струну, а затем — вторую, прижатую на пятом ладу. Они должны звучать в унисон, то есть звук обеих обязан сливаться.
  • На расстроенной гитаре такое звучание у второй струны будет, скорее всего, не на пятом ладу, а где-нибудь на четвёртом-третьем или седьмом. Пройдитесь по грифу, прижимая вторую струну в разных позициях, и дёргайте её поочерёдно с открытой первой, чтобы найти лад, на котором они звучат в унисон.
  • Если это место будет выше пятого лада, значит вторая струна ослаблена и для настройки её необходимо натянуть. Если, наоборот, унисон находится ниже пятого лада, то струна перетянута и её нужно ослабить.
  • Вращая колок второй струны, добейтесь звучания в унисон. Звук обеих струн должен сливаться.
  • По мере приближения к точной настройке эффект дребезжания звука будет нарастать, а затем полностью исчезнет и снова появится, если перетянуть струну. Ваша задача: поймать момент, когда дрожь отсутствует — это и будет унисон.

Как настроить третью струну

  • Дёрните открытую вторую струну, а затем третью, прижатую на четвёртом ладу. Вращайте колок третьей струны, чтобы добиться одинакового звучания.

Как настроить четвёртую, пятую и шестую струны

  • Все остальные струны подстраиваются по такому же принципу.
  • Четвёртая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с открытой третьей, пятая на пятом ладу — с открытой четвёртой, а звук шестой струны, зажатой на пятом ладу, должен совпадать с открытой пятой.

4. Как настроить гитару на слух по флажолетам

Наиболее точный и удобный, но одновременно и самый сложный способ. Помимо музыкального слуха, необходим определённый навык владения инструментом, а именно — способность извлечения флажолетов.

Метод строится на сравнении обертонов струн, которые возникают при взятии флажолетов. Для их получения нужно дёрнуть струну, чуть касаясь ее подушечкой пальца над ладовыми порожками определённых ладов.

Как настроить шестую струну

  • По аналогии с предыдущим способом шестая струна настраивается по тюнеру, другому инструменту или на слух.
  • Она является опорной, и вся настройка основывается на ней.

Как настроить пятую струну

  • Возьмите флажолеты над пятым ладом шестой струны, а затем над седьмым ладом пятой струны.
  • Вращая колок последней, добейтесь звучания в унисон.

Как настроить четвёртую струну

  • Извлеките флажолеты над пятым ладом пятой струны и над седьмым ладом четвёртой струны.
  • Подстройте последнюю, чтобы оба звука были одинаковыми.

Как настроить третью струну

  • Возьмите флажолеты на пятом ладу четвёртой струны и седьмым ладом третьей.
  • Натяните или ослабьте последнюю, пока не добьётесь звучания в унисон.

Как настроить вторую струну

  • Извлеките флажолет на седьмом ладу шестой струны, а затем дёрните открытую вторую струну.
  • Вращайте колок второй струны, пока оба звука не сольются в один.

Как настроить первую струну

  • Возьмите флажолет на пятом ладу шестой струны и дёрните открытую первую струну.
  • Подстройте последнюю, чтобы добиться звучания в унисон.

Настройка гитары – процесс, который необходимо освоить каждому гитаристу. Способ настройки инструмента не один: настройка тюнером, настройка по пятому ладу, настройка флажолетами, настройка по записанному звуку, настройка по пианино.

Суть настройки гитары – привести высоту звучания струн в соответствии со строем гитары.  

Если у вас нет тюнера и возможности прослушать эталонный звук первой струны при помощи интернета, но есть пианино —  вы можете найти необходимую ноту на клавиатуре пианино. Но будьте внимательны: если пианино акустическое, то нужно убедиться, что оно верно настроено, иначе гитару вы настроите так же ошибочно. Идеальный вариант – настраивать по электронному пианино, которое всегда держит строй.

Как настроить гитару по пианино

Найдите на клавиатуре первую октаву. Нота ми первой октавы – это звук открытой первой струны. Вы должны покрутить колок первой струны так, чтобы звук гитары и пианино слился в один. Когда услышите, что инструменты звучат в унисон – струна настроена.

Далее вы можете воспользоваться методом пятого лада, и отстроить оставшиеся струны относительно первой. Вторая струна на 5-м ладу прозвучит как первая открытая, а когда вы настроите их в унисон  — первая завибрирует. Это будет означать, что струны настроены верно. 3-я на 4-м ладу звучит как вторая открытая, а далее – последующая на 5 ладу = предыдущая открытая.

Второй вариант – продолжать настраивать гитару по пианино, находя ноты на клавиатуре и настраивая струны в унисон. На картинке указано, какие клавиши каким струнам соответствуют.

Когда вы настраиваете гитару не по тюнеру, а при помощи слуха – вы тренируете его, и уроки на гитаре для начинающих будут проходить эффективнее. 

Упражняясь однажды в любимой сонате Бетховена мой слух внезапно пронзил звук, которого по всей логике в этой композиции быть не должно. Я уже и раньше замечала некоторое расхождение в звуках, но не придавала этому большого значения. Ведь последняя настройка пианино была не так уж и давно – каких-то 9 лет назад, когда я ещё училась в музыкальной школе.

<center>nastrojka_pianino2.jpg</center>

Но на этот же раз звук был настолько фальшивым, что не обратить на него внимания не было никакой возможности. Сперва я решила, что в силу долгой паузы моего музицирования, пальцы просто слегка утратили навык. Но, повторив квадрат, в душу стали вкрадываться подозрительные и тревожные сомнения по поводу рабочего состояния моего музыкального инструмента. Внимательно вслушиваясь в каждый звук, я прошлась по всем клавишам и с прискорбием обнаружила, что без настройки пианино можно отставить в дальний угол. Если, конечно, сил хватит.

Сначала меня посетила гениальная на мой взгляд идея. Если я настраивала гитару от пианино, то почему я не могу настроить пианино от гитары? Как словом, так и делом.

Я убрала деку и задумалась: «С чего бы начать?». Взяла в руки гитару, и проверяя соответствие первой попавшейся под руку струны с аналогичной струной пианино, взялась за вирбель (колок). Но крутить его оказалось не так просто, как на гитаре. Понадобился специальный ключ – четырёхгранник. Раздобыть мне его удалось у отца в волшебной коробке с инструментами. Но поскольку слух у меня на настройку пианино не заточен, да и опыта в этом нет никакого, помучавшись немного, я решила всё-таки прибегнуть к услугам профессионала.

И вот я взяла в руки газету с объявлениями и стала судорожно искать «Настройка пианино». К моему удивлению оказалось, что в наше время это ремесло несколько утратило популярность. Проще говоря, объявлений по настройке фортепиано в газете я не нашла. Тогда я стала штудировать интернет в поисках мастера. И мои труды были вознаграждены записью порядка десяти телефонов настройщиков пианино. Цены, конечно, с оплатой за настройку гитары, не сравнить. Но и инструмент фортепиано на порядок сложнее. Если у гитары всего 6 струн, то у пианино их несколько сотен и для его настройки нужно выбрать настоящего опытного мастера, ведь рядовому «пользователю» такое дело не под силу. Поэтому я решила, что 3000р. не стоит жалеть. Тем более другого выхода я не видела.

К моему удивлению и даже некоторому расстройству, настройщик пианино не был бородат, волосат, утяжелён очками на кончике носа и фраком. Это был мужчина 50-55ти лет, в джинсах и свитере. Встретив его на улице, мне бы и в голову не пришло, что этот человек имеет хоть какое-то отношение к музыке и владеет настройкой пианино. Осмотрев его тайком, я не обнаружила в наличии каких-то хитрых громоздких приспособлений. Из инструментов для настройки у него был всего лишь камертон, ключ, и небольшой щипок.

Улыбнувшись снятой деке и ключу на верхней крышке пианино, Семён Иванович принялся за настройку моего инструмента. Сперва он с помощью камертона настроил «ля» первой октавы. Звук из струны он извлекал посредством щипка. Затем, без всяких дополнительных приспособлений, настроил октаву от «ля» малой октавы до уже настроенной «ля» первой октавы. Это было самое лёгкое начало работы. Далее, в течение нескольких часов, мастер настраивал пианино следующим методом: он отстраивал интервалы (кварты, квинты) от уже настроенной октавы во всех направлениях. Поначалу мне было интересно наблюдать, но потом однообразная его работа утомила меня. До сих пор удивляюсь, как у настройщиков пианино хватает на всё это терпения?

По окончанию работы я, как радушная хозяйка, усадила Семёна Ивановича пить чай. Доля корысти, конечно, присутствовала. Во-первых, я хотела узнать некоторые подробности о настройке пианино. Во-вторых, где-то в глубине души надеялась, что он мне хоть немного скинет цену.

В процессе разговора мне удалось выяснить, что не всегда пианино настраивают от «ля» первой октавы, всё зависит от самого пианино, от его марки и возраста. Также от него я узнала, что современные настройщики пианино используют электронные тюнеры. Но качество такой настройки будет уступать классическому методу. Я сперва подумала, что это можно отнести к любви всех предшествующих поколений хаять потомков. Однако после я на эту тему осведомилась в интернете. Оказалось, действительно, тюнеры не охватывают весь диапазон звуков и уступают человеческому уху, музыкально натренированному.

Помимо этого мне удалось выяснить, что в обязанности настройщика пианино входит ещё и мелкий ремонт – например, наладка колков, молоточков. Семён Иванович также порекомендовал мне настраивать пианино хотя бы раз в год, а при частой игре – раз в полгода.

К слову сказать, цену он мне не сбросил, да и я уже прониклась ещё большим уважением к этой профессии и поняла, что настройка пианино стоит этих денег.

Автор — Ширякова Татьяна Васильевна.

Используемые источники:

  • https://lifehacker.ru/kak-nastroit-gitaru/
  • https://muzshok.by/blog-post/nastroit-gitaru-po-pianino
  • https://nastrojka-pianino.ru/rasskazy/nastrojka-pianino-po-gitare.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации