Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 50

Баланс белого: как настроить цветовую температуру

Дата публикации: 20.11.2014

Многие начинающие фотографы жалуются, что цвета на их фотографиях получаются не такими, как в жизни. В жизни предмет одного цвета, а на фото он становится желтоватым, голубоватым или даже зеленоватым. Как добиться точной цветопередачи на фото? В этом уроке мы разберем настройки, отвечающие за цвета на наших фотографиях.

Иногда фотоаппарат не понимает, источник с какой цветовой температурой освещает наш кадр. В таком случае, он может ошибиться и сделать кадр слишком желтым или слишком синим.

thumb_630.jpg

Слева на голову падает голубоватый свет от флуоресцентной лампы, а справа — от лампы накаливания. Как видите, у этих источников света разная цветовая температура.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2, 1/60 с, 85.0 мм экв.

Камера не наделена интеллектом, и она не знает, какой именно сюжет и при каком освещении мы снимаем. Но мы можем подсказать фотоаппарату, какой свет сейчас в кадре. За это отвечает настройка баланс белого.

Баланс белого — настройка, отвечающая за то, какой цвет в кадре считать нейтральным. Нейтральный цвет в представлении фотоаппарата — это цвет, не обладающий никакими оттенками: белый, серый. Беря такой цвет за точку отсчета, аппарат сможет и остальные цвета представить на снимке правильно.

Настройка баланса белого в фотокамере сводится к определению цветовой температуры источника света, при котором мы снимаем. Для удобства пользователя во всех камерах создан набор предустановок, соответствующих тем или иным условиям съемки. Таких предустановок хватает для большинства съемочных ситуаций. Среди них есть настройки: “Дневной свет”, “Тень”, “Облачно”, “Лампы накаливания”, “Флуоресцентные лампы”, “Вспышка”. Собственно, по их названиям становится ясно, когда их применять. Конкретное значение цветовой температуры для этих предустановок немного варьируется в зависимости от модели фотоаппарата, но в целом ведут они себя на всех камерах примерно одинаково.

thumb_450.jpg

Выбор предустановок баланса белого в меню фотокамеры Nikon D5300

thumb_304.jpg

Настройка баланса белого “лампы накаливания” применена в сюжете с дневным солнечным светом. Как результат — цвета на снимке стали синеватыми, не естественными.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/100 с, 50.0 мм экв.thumb_304.jpg

В этом случае применена настройка “Дневной свет”, вполне соответствующая условиям съемки. Кадр выглядит естественно.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F8, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Компания Nikon пошла еще дальше и сделала для некоторых установок баланса белого дополнительные подстройки. Например, мы можем выбрать при каких именно лампах дневного света мы снимаем:

thumb_450.jpg

Таким образом при желании мы можем настроить баланс белого очень точно.

Автоматический баланс белого (“AWB”). Когда его использовать?

При установке автоматического баланса белого камера самостоятельно определяет цветовую температуру в некотором диапазоне значений, установленном производителем. Обычно речь идет о диапазоне 2000-7000 К. Большинство современных фотокамер прекрасно работает с автоматическим балансом белого. Ошибается автоматика обычно в сложных условиях, например, при ночной съемке или при съемке в помещении со смешанным светом. Автоматический баланс белого особенно уместно использовать при съемке на улице, при ярком дневном освещении. Там он даст оптимальные результаты. Также настройку “AWB” полезно использовать при динамичной съемке, когда мы быстро перемещаемся из одного места в другое, постоянно меняем условия съемки и освещения. В этом случае лучше довериться автоматике, чтобы из-за смены настроек не упустить нужный кадр.

Ручная установка цветовой температуры

В некоторых фотоаппаратах имеется возможность вручную выставить цветовую температуру. Это полезно тогда, когда мы снимаем при каком-то нестандартном освещении, но при этом точно знаем его цветовую температуру. К примеру, иногда цветовую температуру пишут на энергосберегающих лампах. Ее обязательно указывают в характеристиках фотовспышек и другого осветительного оборудования.

thumb_450.jpg

Выбор цветовой температуры в камере Nikon D810.

Ниже представлена таблица с некоторыми источниками света и их ориентировочной цветовой температурой.

  • 1500-2000 К — пламя свечи;

  • 2200-2800 К — лампа накаливания;

  • 3000-3200 К — закат, галогеновые лампы;

  • 3500 К — утреннее и вечернее освещение в ясный день;

  • 3800-4500 К — лампы дневного света;

  • 4500-5500 К — дневное солнечное освещение;

  • 5400 — 5600 К — фотовспышка;

  • 6000 К — летняя облачная погода;

  • 6500-7500 К — пасмурно;

  • 9000-12000 К — дымка, глубокая тень.

Настройка баланса белого по эталону

Помимо этого, мы можем просто указать камере, какой цвет у нас является нейтральным: что на снимке принять за серый и белый цвета. Для этого достаточно найти в кадре однородный серый или белый объект и сфотографировать его так, чтобы он заполнял собой всю площадь кадра. При этом даже не обязательно фокусироваться на нем, можно снять и в расфокусе. Как правило, в качестве такого объекта используют лист белой бумаги или специальную “серую карту”. Достаточно просто поместить эталонный объект в снимаемый сюжет, а после установки баланса белого — убрать. После этого используем сфотографированный кадр для настройки баланса белого. Это, пожалуй, самый точный способ настройки баланса белого.

thumb_450.jpg

Меню ручной настройки баланса белого в камере Nikon D5300. Предлагается либо выбрать уже отснятый кадр с эталонным серым объектом, либо сфотографировать таковой.

Однако, у такого способа настройки баланса белого есть и подводные камни.

  • Важно, чтобы наш серый объект находился не где-то, а именно в тех же самых условиях освещения, в которых мы собираемся снимать. Иначе настройка будет не точной. Ручную настройку баланса белого производят непосредственно перед съемкой. И если мы собрались сменить место съемки или просто поменялось освещение (например, вышло солнце из-за облаков), придется всё настраивать заново.

  • При использовании листа белой бумаги для ручной настройки баланса белого мы вряд ли добьемся точных результатов. Бумага не идеально бела, она имеет оттенки. Бывает бумага желтоватая, бывает слегка голубоватая: всё это скажется на настройке баланса белого. Эффективнее пользоваться серой картой — картонной карточкой-эталоном идеально серого цвета. Серая карта продается в фотомагазинах.

thumb_450.jpg

Офисная бумага формата А4. Листы из разных пачек. Можно заметить, что они немного различаются по цвету. При настройке баланса белого по каждому из них, результат будет различным и в любом случае, не совсем достоверным.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 185.0 мм экв.thumb_450.jpg

Серая карта.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 135.0 мм экв.thumb_450.jpg

Так должен выглядеть снимок для настройки баланса белого по серой карте. Наш эталонный серый объект должен занимать всю площадь кадра. Только в таком случае мы можем рассчитывать на корректную настройку баланса белого.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/160 с, 122.0 мм экв.

Баланс белого и творчество

Не стоит забывать, что фотография — это творческое занятие. Не всегда абсолютно точная настройка баланса белого идет кадру на пользу. Порой выразительнее будет смотреться изображение с чуть-чуть нарушенным балансом белого. Зимние и туманные кадры порой хорошо смотрятся, будучи немного голубоватыми. А снимки, сделанные на закате или рассвете, лучше сделать чуть теплее, желтее. Тут всё зависит от вас и вашего творческого подхода. Экспериментируйте с балансом белого! Делайте кадры с разными настройками баланса белого! Однако, и злоупотреблять с творческой настройкой баланса белого не стоит: абсолютно синие или желтые кадры вряд ли будут интересны.

thumb_630.jpg

В данном случае я решил сделать кадр чуть теплее (желтее), чтобы подчеркнуть осенние краски и блик на стене церкви от заходящего солнца.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/80 с, 82.0 мм экв.

Как работают с балансом белого продвинутые фотографы?

Дело в том, что продвинутые фотографы порой вообще не уделяют внимания балансу белого при съемке. Как же так, как же они получают снимки с корректной цветопередачей? Продвинутые фотографы отнюдь не забывают о балансе белого, а просто занимаются его настройкой не до съемки, а после. Дело в том, что они снимают в формате RAW (в камерах Nikon он называется NEF). Этот формат позволяет установить необходимый баланс белого уже на компьютере на этапе конвертации RAW-файла без всяких потерь в качестве. А вот если мы попробуем поменять цвета файлу JPEG при обработке, результат может оказаться плачевным.

Посмотрите на пример. Попробуем исправить баланс белого в таком кадре:

thumb_630.jpgNIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.thumb_304.jpg

RAW

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.thumb_304.jpg

JPEG

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Можно видеть, что при изменении баланса белого в JPEG потерялись все детали в светлых участках снимка (обратите внимание на белый велосипед). Теперь там просто белые пятна, лишенные деталей, полутонов. Тогда как изменение баланса белого в RAW прошло без каких-либо потерь.

Смешанное освещение

Часто бывает так, что наш объект съемки освещается разными источниками света с различной цветовой температурой. Как правило, в таком случае стоит настроить баланс белого по преобладающему источнику света. Однако, зачастую использование смешанного освещения порождает множество проблем. Например, нежелательные цветные блики. Простой пример — съемка портрета при использовании света от окна с одной стороны и ламп накаливания с другой. Такие условия часто создаются дома или в каких-нибудь кафе. В таком случае результат может быть таким:

thumb_630.jpgNIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Согласитесь, голубовато-сиреневатый блик на лице девушки выглядит не очень хорошо. Всему виной — лишнее освещение от окна. Как быть? Как получить нормальные цвета на снимке? Ответ на словах простой, но порой сложный в реализации: устраните свет от лишнего источника или просто не снимайте в таких условиях. В нашем случае, достаточно было закрыть окно шторой.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 125, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Как настроить баланс белого при съемке в ночном городе?

Съемка в ночном городе — довольно сложная задача для автоматики аппарата. И при ночной съемке лучше уделить побольше внимания настройке баланса белого. Еще пару лет назад на эту тему я бы написал очень просто: для съемки в ночном городе установите баланс белого по лампам накаливания, так как именно они освещают наш сюжет. Однако сейчас появилось очень много энергосберегающих фонарей, светящих зеленоватым или голубоватым светом. Поэтому, чтобы корректно настроить баланс белого при ночной съемке, обратите внимание, какие лампы установлены в фонарях в вашем сюжете. И уже под ним подбирайте установку баланса белого методом проб и ошибок.

Баланс белого — люминесцентные лампы. Именно эта предустановка позволила добиться реалистичной цветопередачи в кадре.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/2 с, 110.0 мм экв.Дата публикации: 20.11.2014

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Если вы хотите сделать качественную фотографию, не надо никуда торопиться. Сделайте тестовый кадр, посмотрите что получилось сразу же на экране, проанализируйте результат. Очень часто требуется скорректировать экспозицию и подправить баланс белого.

Если искажение цвета не является вашей художественной задумкой, то скорей всего, вы озаботитесь получением естественных цветов. Не всегда это возможно в автоматическом режиме, особенно при искусственном освещении, в этом случае требуется скорректировать баланс белого в ручном режиме. Я буду рассказывать как это делается на Никонах, а на всех остальных аппаратах вы сами легко догадаетесь, как этого добиться. Самое главное – понять, что вы хотите получить.

Вообще, зеркалки Nikon отлично работают в автоматическом режиме, но если вы снимаете при тусклом свете лампы накаливания или при уличном освещении вечером, то никакая камера уже не справится. Даже Nikon D700 и D3, которые в автоматическом режиме работают просто фантастически, иногда пасуют. В предыдущей статье Костя показал, как спасти цвета на фото с помощью автомата, но внимательный читатель обратит внимание на то, что желтизна осталась.

Если вы не снимаете в RAW или NEF, что одно и то же, то на компьютере цвета вы скорей всего не вернёте. Приведу пример.

Вот типичный кадр в режиме баланса белого “А” на Никоне Д700 под лампой накаливания:

Явно отдаёт желтизной, хотя на порядок лучше, чем то, что предлагают недорогие камеры. Если попробовать исправить цвета в фотошопе, то получится немного лучше:

Кажется, что вроде неплохо, но я-то знаю, что можно ещё лучше, а самое главное – быстрее. Чем дольше вы тужитесь в фотошопе, тем лучше будет результат и ближе пенсия. Однако, я предпочитаю не тратить драгоценное время и сделать всё тоже самое в режиме PRE за считанные секунды:

Разница на лицо, цвета стали естественными. Можно, конечно, что-то похожее получить в автоматическом режиме для лампы накаливания (пиктограмма с лампочкой), но не всегда это работает, как вы уже наверняка убедились на своём опыте.

Теперь, как этого добиться.

Во всех зеркальных камерах есть возможность ручной настройки баланса белого, если вам вдруг не понравилось, как работают автоматические режимы. Если полистать режимы, обязательно наткнётесь на ручной режим. В Никонах он на дисплее обозначен как “PRE”, что означает preset – предустановлен.

Режимы листаются очень просто – нажимаете кнопку WB и крутите колесо. Если колеса два, то заднее. На дисплее рядом с WB будет меняться индикация текущего режима, вам нужен PRE.

  1. Устанавливаете режим PRE
  2. Ещё раз нажимаете кнопку WB и держите 3 секунды
  3. Надпись PRE начинает мигать, что означает, камера готова к замеру
  4. Отпускаете кнопку WB
  5. Делаете фото чего-нибудь белого или серого (визитка, платок, потолок, прохожий в белом)
  6. На дисплее должно загореться Good или что-то позитивное в этом духе
  7. Если горит no good или что-то похожее, возвращаетесь к пункту 2

Иногда на дешёвых камерах не получается сделать замер белого, тогда придётся смириться и фотографировать как есть, либо подобрать температуру руками (об этом позже).

Вот, кстати, мне пришлось смириться, фотографируя концерт в ужасном тусклом свете, да ещё и через красный фильтр на Nikon D50, который приказал долго жить:

А это тот же самый мужик в том же самом клубе, но я уже был вооружён Nikon D700:

Как видите, новая камера лучше справилась с настройкой баланса белого, отчасти это связано с тем, что в ней FX-сенсор.

Если у вас одно колесо на камере, то всё. Если два, то читайте продолжение.

Если у вас два колеса, то зажимая WB и вращая переднее, вы обнаружите много интересных вещей. В автоматическом режиме на некоторых камерах можно делать коррекцию режима в диапазоне A6, A5, … 0 … B5, B6. В области “А” цвета будут теплее, в “B” – холоднее. Всего 6 градаций в каждую сторону. Это полезно, когда вас полностью устраивает автоматический режим, но вдруг захотелось чуть-чуть теплее. PRE вас в такой ситуации не спасёт, а температуру подбирать – долго. На заглавной фотке как раз режим А с коррекцией A2 (тёплые тона).

Цветовая температура отлично передаёт настроение, поэтому рекомендую этим пользоваться, если вы хотите, чтобы ваши фотографии вызывали эмоции.

Тепло:

Холодно:

Если в режиме PRE вращать переднее колесо, на дорогих камерах будет d-0, d-1, … d-4. Ваши предустановленные значения баланса белого (по визитке или ещё по чему-нибудь) можно сохранять, всего можно запомнить 4 значения на D700, например. Последний замер всегда сохранятся в d-0. Это полезно, когда надо запомнить настройки для уличного освещения, потому что оно везде более-менее одинаковое, и такая функциональность вам сэкономит время, особенно ночью, когда прохожего в белом просто нет.

По поводу регулировки температуры, то это самый редкий случай, с которым вы будете сталкиваться. На некоторых аппаратах это режим K в списке режимов WB, либо через меню, как на недорогих камерах. Просто задаёте температуру в кельвинах и всё. Это скорее интересно для исследовательских целей, в реальной жизни у вас на это не будет времени. Не забывайте после фотосессии возвращать баланс белого в автоматический режим, чтобы на следующий день не удивляться, почему у вас всё синее.

Следите за балансом белого в своём организме и на фотографиях.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.Денис

Бывает, снимаешь-снимаешь, крутишь-крутишь настройки камеры, а цвета на фото все равно получаются неестественными. То снег слишком синий, то кожа слишком желтая. В чем дело?

Дело в неправильной настройке баланса белого в фотоаппарате. У камеры есть автоматический замер баланса белого, который запрограммирован вычислять в кадре белый цвет и корректировать цветопередачу по нему при различных условиях освещения. Но автоматический режим баланса белого часто работает некорректно, потому что камере бывает сложно найти белый ориентир.

0008.jpg

Как найти правильный баланс белого?

Существует два способа добиться правильного баланса белого:

  1. перед съемкой настроить баланс белого в фотоаппарате;
  2. после съемки настроить баланс белого в графическом редакторе.

Для некоторых фотографов обрабатывать фотографии в графическом редакторе после фотосъемки проще и быстрее, чем выставлять ручной баланс белого в фотокамере во время съемки при каждой смене освещения. Особенно если снимать в формате RAW (NEF). 

Чтобы было просто исправить баланс белого при обработке, нужно:

  1. снимать в RAW (NEF), а не в JPEG;
  2. на снимках должны содержаться объекты белого цвета для ориентира;
  3. количество кадров не должно превышать 20-50 штук, так как коррекция баланса белого на сотне фото – это невыносимая скукотища для творческого человека. 

Если вы снимаете только в JPEG, на снимках нет белых объектов, а отснятого материала на две флешки, то процесс корректировки цветопередачи превратится в ад. После этого на ретушь у вас не останется ни времени, ни сил, ни желания. Да и от фотосъемки может отбить охоту.

Как настроить баланс белого перед съемкой?

maxresdefault.jpg

  1. Возьмите белый лист бумаги, белый пакет либо любой другой белый предмет, абсолютная белизна которого не вызывает сомнений. 
  2. Поставьте на объективе ручную фокусировку (MF).
  3. Прислоните к передней линзе белый лист бумаги или обтяните объектив белым пакетом.
  4. Наведите фотоаппарат на объект съемки и сделайте снимок.
  5. Верните объектив в режим автоматической фокусировки (AF).
  6. Перейдите в меню фотоаппарата и найдите функцию «ручной баланс белого».
  7. Выберите только что снятый кадр как эталон белого цвета и нажмите «SET».
  8. Затем в меню находим «Баланс белого» и меняем его с «Авто» на «Ручной».

AWB-Manual-WB.jpgОднако многие фотографы считают, что найти чисто белый лист бумаги сейчас не так и просто, мотивируя это тем, что в бумагу сейчас добавляют всякие примеси и отбеливатели. Что тогда уже говорить о белых стенах и потолках.

Поэтому сейчас в продаже появилось много аксессуаров, которые выпускаются специально для облегчения настройки баланса белого.

Аксессуары для настройки баланса белого:

  1. Нейтрально-серый фильтр

big-white-balance-filter-photopoint-13-b.jpg

  1. Серая карта

485344204_3_644x461_seraya-karta-18-protsentov-dlya-nastroyki-balansa-belogo-aksesuari-dlya-foto-vdeokamer_rev001.jpg

  1. Молочная полусфера

fc64581ad4e7.jpg

По чему вы будете выставлять пользовательский баланс белого (по листу бумаги, серой карте, нейтрально серому фильтру или простому пакету из супермаркета), в принципе не важно. Алгоритм установки правильного баланса белого от этого не меняется.

Как только вы установили пользовательский баланс белого, снимайте на этих настройках до того времени, пока не изменятся условия освещения. Снимали против солнца, а потом зашли в тень; было облачно, а потом вышло солнце; горели лампы накаливания, а потом включили холодные светодиоды – при каждой подобной смене освещения нужно проделывать эту операцию снова и снова. 

Именно поэтому этот способ настройки баланса белого более удобно применять в фотостудии, где условия освещения вы контролируете самостоятельно.

Зато настроив баланс белого в фотокамере по белому листу или серой карте, вы можете снимать хоть в RAW (NEF), хоть в JPG. Эталон белого будет храниться в памяти фотокамеры и помогать ей вычислять белый на всех снимаемых вами кадрах.

Как исправить баланс белого в фотошопе?

IMG_0257.jpg

Если глянуть на цветовую составляющую белого цвета, на фото с правильным балансом белого по трем каналам RGB она будет иметь одинаковые значения — R:218, G:218, B:218. На фото с преобладанием синего цвета эти значения отличаются: R:162, G:186, B:237.

Если в кадре есть объекты белого цвета достаточного размера, то фотокамера сама зачастую может определить белый цвет и скорректировать все остальные цвета относительно него. Однако, если белого слишком много или нету вовсе, процессор камеры начинает путаться и цветопередача страдает.

Если при съемке вы не выставили ручной баланс белого, а автоматический режим подкачал, все еще можно исправить, особенно если вы снимали в формате RAW (NEF). 

  1. Откройте файл RAW (NEF) в режиме редактирования;
  2. Выберите опцию White Balance Tool (I) (комбинация клавиш Ctrl + I);
  3. Ткните пипетку в область, которая в реальной жизни является белой;
  4. Убедитесь, что все значения RGB стали одинаковыми, например, R:218, G:218, B:218.

RAW-PS-edit.jpg

Как исправить баланс белого, если фото сняты в JPG?

Сделать пакетную обработку фотографий, снятых в формате JPG, можно исправить в Adobe Lightroom.

1. Загрузите серию фотографии в лайтрум; 2. Скорректируйте температуру на первой фотографии в соответствии с цветовым ориентиром либо художественной задумкой;3. Выделите остальные фотографии, требующие той же температуры; 4. Нажмите кнопку SYNC для синхронизации фотографий.

Как исправить баланс белого на фото, на котором нет белых объектов?

Если вы не заморачиваетесь настройкой пользовательского баланса белого перед съемкой, то в каждой серии фото постарайтесь включить в кадр объект белого цвета либо серую карту. Это вам поможет при обработке быстро скорректировать баланс белого на снимке и применить настройки ко всем кадрам серии.

Но если на фото не оказалось ни одного объекта условно белого цвета, тогда вам придется искать на фото объекты нейтрально серого цвета (без примесей других оттенков). Это может быть бетон, асфальт, камень, если это пейзаж. А если это портрет, можно найти белый цвет в глазном яблоке модели. Конечно, если ваша модель не инопланетянка.

490503_1011357.jpg

А если все же нет ни белого, ни серого ориентира, корректируем температуру кадра в соответствии с тем типом освещения, в котором он был снят.

RAW-PS-edit-K.jpgЗнания о цветовой температуре помогут вам не только добиться естественных оттенков на фото, но и придать снимку настроение. Например, теплая температура отлично смотрится на закатных и осенних фотографиях. Зимним, задумчивым, печальным кадрам идет холодная обработка.

Поделиться в социальных сетях —> 6282 Используемые источники:

  • https://prophotos.ru/lessons/16220-tsveta-na-foto-balans-belogo
  • http://review.lospopadosos.com/white-balance
  • https://www.blenda.by/blog/kak-nastroit-balans-belogo-v-fotoapparate-i-v-fotoshope/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации