Весь Мир Hi-FiОбзоры товаров>3500Как выбрать. Гид покупателя209Полезные советы214Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок64«Сделай сам»36Готовые проекты Аудиомании33Пресса об Аудиомании44Видео202Фотогалерея87Интересное о звуке464Новости мира Hi-Fi978Музыкальные и кинообзоры175Покупка большого сабвуфера еще не дает гарантии получения великолепного баса от вашей аудиосистемы. В этом руководстве рассказывается все, что нужно знать для получения максимальной акустической отдачи.
Сохранить и прочитать потом — <nobr> </nobr>
Покупка большого сабвуфера еще не дает гарантии получения великолепного баса от вашей аудиосистемы. В этом руководстве рассказывается все, что нужно знать для получения максимальной акустической отдачи.
Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование
Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.
Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).
Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.
Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть «проблемные» помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.
В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.
Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.
Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.
Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка
Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу «SUB IN», кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как «LFE», «Direct» или «Bypass».
Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий. Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.
Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала. Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).
В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.
Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как «Большие» колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме «Малых» колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.
Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как «Фаза». Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают «в фазе», то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно. Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы. Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. «Правильная» настройка та, при которой вы услышите больше басов. Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями «0» и «180» у регулятора фазы, оставьте его в положение «0».
Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна. Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод «на слух».
Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.
Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с обычными колонками, но большинство из них менее искусны при настройке сабвуфера. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.
Подготовлен по материалам CNET.com (перевод с английского — hifiNews.RU)
Подготовлено по материалам портала «www.hifinews.ru», ноябрь 2011 г. www.hifinews.ru
Эту статью прочитали 11 458 разПочитать еще:
19 октября 2017Наушники AKG K92: плотный бас и красивый рельеф нижней середины. Обзор
24 мая 2017Тест 4К-проектора JVC DLA-X5500: доступный High End
6 сентября 2016Вливайся в поток: Настоящее и будущее музыкального стриминга
Конфигурация современной звуковой усилительной аппаратуры, создающей окружающее звучание, предполагает функциональное разделение каналов. Такая аудиосистема включает фронтальные и тыловые АС, центральный канал и сабвуфер.
Последний служит для создания дополнительных звуковых эффектов в нижнем частотном диапазоне от 20 до 180 Герц. В основном это дополнительное устройство используется при просмотре видеопрограмм и фильмов, в которых содержатся сцены взрывов, стартов космических ракет и подобных ситуаций, при озвучивании которых нужно достаточно интенсивно сотрясать воздух.
Как правило, сабвуферы сконструированы по активному принципу, то есть имеют собственный встроенный усилитель, блок питания и регулировки. Органы управления и настройки включают две основные ручки: «уровень» (Level) и «частота среза» (Crossover Frequency). Назначение рукоятки уровня вполне понятно, это регулирование интенсивности звукового сигнала. А вот зачем нужна вторая настройка, понятно не всем.
В отличие от широкополосных громкоговорителей, сабвуфер имеет ограниченный по верхнему краю частотный диапазон. В свою очередь, басы условно делятся на глубокие — до 40 Гц, средние — до 80 Гц, и высокие — до 160 Гц. От того, какая будет установлена частота среза, зависит глубина достигаемого акустического эффекта. В некоторых случаях участие в спектре высоких басов создает более мягкий звук, например, при прослушивании музыки или просмотре кинофильмов, не загруженных спецэффектами. Если же требуется более жесткое воздействие на нервную систему зрителя, например, при виде рушащихся зданий или взрывающихся планет, то частота среза сабвуфера может быть сдвинута ближе к инфрадиапазону.
Технически реализация ограничения верхней частоты – задача несложная. Из курса физики известно, что емкости обладают фильтрующим свойством по отношению к низким частотам, а индуктивности – к высоким. Таким образом, простейший LC-фильтр может достаточно эффективно выделять нужный участок диапазона, снижая при этом уровень сигнала нежелательного спектра. Чтобы «не пустить» высокие и средние частоты на вход сабвуфера, достаточно включить параллельно входным клеммам конденсатор небольшой емкости — в несколько пикофарад. Но такой примитивный фильтр даст слишком плавное снижение амплитудно-частотной характеристики, поэтому на практике их конструкция несколько сложнее.
К тому же частота среза обеспечивается и фильтрацией выходного сигнала, идущего на мощный громкоговоритель. Для этого внутри корпуса рядом с динамиком располагается еще одна плата с конденсаторами и индуктивностями.
Частота среза ФНЧ (фильтров низкой частоты) в идеале должна регулироваться, хотя в недорогих системах такой функции может и не быть.
Правильная настройка сабвуфера по отношению к другим акустическим компонентам системы домашнего кинотеатра – дело, требующее терпения и тщательности. Хорошим считается такое регулирование, при котором басы, излучаемые фронтальными и тыловыми колонками, дополняются инфранизкими частотами, транслируемыми им, а не «спорят» между собой, кто сильнее. Принцип «чем громче, тем лучше» здесь не работает.
Таким образом, частота среза является важной настройкой, обеспечивающей правильное и согласованное звучание всей системы.
02-11-2007 21:34:42 | |
03-11-2007 02:03:36Ставь 60, сыпь песок. | |
03-11-2007 11:52:13Но ведь в таком случае теряется смысл в напольниках — ведь преимущество как раз в более глубоком басе, или я не прав? | |
03-11-2007 17:14:06
Никуда смысл напольников не денется если у вас в настройках установлено что колонки на фронтах установлены большие а не сателиты от 150Гц. |
||
03-11-2007 19:05:04А вот кстати — напомнили мне про маленькие и большие колонки в настройках ресивера. Как я понял из мануала к ресиверу — это означает будут ли частоты ниже частоты среза отправляться на саб. И если напольники поставить как большие, то они и будут пытаться играть весь диапазон частот, а на саб от них ничего не пойдет? | |
03-11-2007 19:27:45
Конечно будут пытаться и от них то уж точно на саб ничего непойдет. |
||
03-11-2007 21:56:57
А вдруг фронту понадобиться сыграть звук частотой ниже чем могут, так бы саб помог… Вообщем у меня уже голова от этого болит И еще тогда вопрос — есть еще в ресивере такая настройка как расстояние до колонок. Я так понимаю что мерять его надо от места прослушивания. На что влияет эта настройка? |
||
03-11-2007 22:23:16Вопрос очень легкий. Решается очень просто. Ставим фронт большим. Тыл маленьким. Центр по усмотрению. Фронт подключаем по высокоуровневому входу к сабу, настаиваем частоты среза. Саб по низкоуровневому входу подключаем через lfe к ресиверу, т.е без среза совсем. У меня подключено проще. Все колонки большие. Т. Е. Каждый канал воспроизводит то что на диске записано. Обычно в фильмах баса глубокого нет в 5и каналах. Не записано. Для этого саб в кино и нужен. Без него никакая самая крутая система не обойдется. Уловили мысль? | |
03-11-2007 22:56:12
Частота среза в данном случае настраивается на сабе?
А у саба оба входа будут работать одновременно? |
||||
03-11-2007 23:58:03Должны. У вас же нет селектора входов на сабе. На рел так. У вас какой саб? Настраиваем на сабе частоты среза. | |
Используемые источники:
- https://m.audiomania.ru/content/art-3997.html
- https://fb.ru/article/60521/chto-takoe-chastota-sreza-sabvufera-i-kak-ee-pravilno-nastroit
- https://www.hi-fi.ru/forum/forum43/topic26112/