Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 45

Как правильно настроить фрикцион на спиннинговой катушке

Снасти » Спиннинг »

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

При ловле рыбы от 200 г разницы в переднем или заднем фрикционном тормозе с точки зрения чувствительности нет. Передний фрикцион используется в ультралайтовых снастях, тогда как задний более универсален.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка отводной поводок — правила монтажа, техника ловли.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

спининговая-катушка.jpg

Тормоз (фрикцион) в безынерционной катушке, безусловно, очень важный механизм. Тормоз на безынерционных катушках может быть передним и располагается на шпуле с торца катушки (в виде барашка), либо задним, который находится сзади катушки в виде ручки. Тормоз (фрикцион) – предназначен для регулировки нагрузки на леску при сильных и резких рывках рыбы. Хорошо отрегулированный фрикцион снижает нагрузку на удилище, катушку и леску, что существенно снижает износ снасти.

Для чего нужна настройка фрикциона катушки

При правильно отрегулированном фрикционе, поломка снасти или обрыв лески от сильного и резкого рывка рыбы – исключена. При каждом рывке рыбы, фрикцион спускает необходимое количество лески, исключая слабину и тем самым гасит все усилия рыбы, изматывая её и снижая нагрузку на снасть. Остаться без рыбы вы можете только из – за поломки крючка или схода рыбы при долгом вываживании. Поэтому оснащайте наживки либо проверенными вами крючками или покупайте фирменные, чтобы исключить разочарование.

Очень часто мы слышим рассказы типа:

«Щука была настолько большой и сильной, что при резком рывке оборвала мне леску диаметром 0,3». Вывод напрашивается сам собой, либо леска была старой, либо не отрегулированный фрикцион. Когда же задаёшь собеседнику вопрос: «Тормоз на катушке правильно отрегулирован?». Ответ: «Какой тормоз?» или «Я им не пользуюсь, не умею». Очень часто слышу критику катушки, которая прослужила мне верой и правдой два сезона и служит, по сей день, а у других сразу же сломалась. Как правило, фрикцион на их катушках оказывается, полностью затянут.

рыбак-фрикцион-тормоз.jpg

Как настроить фрикцион на катушке

Итак, как же правильно настроить фрикцион на безынерционной катушке. Многие рыболовы полностью закручивают фрикцион и отпускают его на три – пять щелчков обратно, такой метод регулировки не правильный. Так как все катушки разные, у одних с трёх щелчков, а у других с восьми щелчков, а у третьих фрикцион вообще без трещотки и щелчков не слышно. Как быть? Фрикцион не регулируется просто на катушке, а регулируется на полностью собранном спиннинге, для того что бы снасть работала как одно целое.

Как-настроить-фрикцион-на-катушке.jpg

  • Собираете свой спиннинг (которым собираетесь рыбачить), устанавливаете катушку, пропускаете леску через кольца и цепляете за какой-либо тяжёлый груз. Закручиваете фрикцион до упора и слегка (один щелчок) отпускаете его.
  • Затем держа спиннинг перед собой, начинайте тянуть удилище на себя, естественно удилище начнёт изгибаться. Тут надо пояснить, что все удилища гнуться по-разному, одни более гибкие, другие наоборот, более жёсткие и у всех есть рабочая зона и критическая точка изгиба. Конечно, ни в коем случае нельзя изгибать спиннинг до этой точки, надо чувствовать, как только удилище изогнулось на 80% от 100% рабочего изгиба, а не критического, в этот момент должен сработать фрикцион. То есть, фрикцион должен срабатывать в момент, когда снасть находится в рабочем изгибе и не допустить переход её к критической нагрузке.
  • Вы тяните спиннинг на себя, а фрикцион не срабатывает, откручивайте фрикцион ещё и повторяйте снова, до тех пор, пока фрикцион не начнёт срабатывать в заданном месте. Бывает, что Вы тянете спиннинг на себя, фрикцион срабатывает в заданном месте, но не останавливается, а продолжает спускать леску. Либо фрикцион не исправен, либо катушка плохого качества, фрикцион вроде есть, но не работает в полном объёме. Фрикцион должен срабатывать под нагрузкой в заданном месте и сразу же останавливаться, как только нагрузка станет меньше заданной.
  • В идеале получается, Вы тяните спиннинг на себя, фрикцион срабатывает при заданной нагрузке, и пока Вы продолжаете, тянут, фрикцион будет стравливать леску. Как только нагрузка, уменьшится, или Вы перестанете тянуть спиннинг, фрикцион должен сразу же перестать стравливать леску.

Зачем фрикцион на катушке

щука-1024x488.png

Возможно, поначалу Вам будет казаться, что с килограммовой щукой при отрегулированном фрикционе получается много возни, но после нескольких заходов рыба утомляется и сдаётся. Конечно, с крупными экземплярами придётся повозиться, зато Вы получаете гораздо больше преимуществ.

Правильно отрегулированный фрикцион позволяет собрать более тонкую снасть, более чувственную, продлить срок её службы. Исключить поломку удилища, катушки, обрыва лески. С диаметром плетёнки 0,15мм мне удалось взять щуку 7,5кг, может Вам удастся поймать и больше. Дерзайте!

Чтобы грамотно настроить катушку для спиннинга рыболову нужно выполнить ряд несложных подготовительных манипуляций, способствующих сборке спиннингового удилища. Для опытного спиннингиста это стандартные и хорошо отработанные действия, не занимающие много времени, а вот для начинающего рыболова операции требующие практики и выработки устойчивого навыка. Комплектация спиннинговой снасти включает приобретение самого удилища, а также катушки и основного шнура. Все эти элементы приобретаются по отдельности, впоследствии, в определённом порядке собираясь в снасть.

На шпулю безынерционной катушки наматывается основной шнур, а катушка жёстко соединяется посредством специального приспособления, входящего в конструктив комля удилища. Заключительной операцией считают настройку фрикциона катушки. Простой алгоритм и в плане запоминания последовательности действий и самой практики быстро отрабатывается уже после пары практических занятий.

О том же как технически правильно выполнять все эти операции будет представленная читателю далее статья. Опытному рыболову она в очередной раз напомнит о нюансах сборки, а начинающему рыболову поможет самостоятельно подготовить к рыбалке спиннинговую снасть.

Как намотать леску

Шнур на шпулю механизма наматывают после закрепления катушки на спиннинге. Эту операцию можно сделать самостоятельно, а можно с помощью товарища, что намного упрощает процесс,  не требуя дополнительных действий и использования приспособлений. Изначально спиннинг собирают на всю длину удилища и начиная с тюльпана, самого первого кольца на квивертипе снасти, пропускают шнур до самой шпули. К шпуле шнур крепят, применяя методику вязки самозатягивающегося узла. Связав узел, и затянув его на основании шпули, кончик свободной лески отрезают до остатка не более 2 мм, так как более длинный хвостик может мешать сбросу нити в процессе забросов, притормаживая её сход. Далее осуществляют намотку нити. При этом шнур должен быть в постоянном натяжении.

Самозатягивающий узел

Важно! Сила натяжения шнура должна способствовать свободному вращению ручки катушки осуществляющегося без приложения ощутимых усилий.

Напарник может придерживать леску с определённым натягом, что упрощает намотку. При его отсутствии бобину с нитью укладывают в карман, пропуская нитку между пальцами руки удерживающей спиннинг и таким образом одновременно регулирующими натяг лески. Если позволяют возможности, леску можно размотать на всю требующуюся длину и привязав свободный конец к дереву или другому неподвижному предмету производить сматывание катушкой, постепенно проходя всю длину шнура до места его крепления. Намотанная леска не должна доходить до края высоты шпули на 2-3 мм, что предотвращает самопроизвольный сброс колец нити при забросах.

Как установить катушку на спиннинг

Надёжно и быстро установить катушку на спиннинг позволяет универсальность крепёжных элементов удилища и самого механизма. На безынерционках конструктивно предусмотрено наличие так называемой крепёжной ноги, а на комле спиннингового удилища приспособления для захвата этой детали катушки.

Стоит отметить, что крепёжный механизм на спиннинге может быть выполнен в двух вариантах: приспособление с использованием червячной передачи и приспособление, основанное на захвате ноги силой пружинных прижимов. Предпочтение стоит отдавать крепежам на основе червячной передачи. Перед установкой катушки проверяют соответствие по габаритам опор ноги механизма и посадочных гнёзд крепления на удилище.

Важно! Нога должна плотно, но без натяга заходить в крепёжные пазы.

Крепление на комле снасти разводят для свободной постановки катушки и зажимают таким усилием, чтобы при взмахах удилищем не чувствовалось люфта и пошатывания механизма. Излишний же зажим чреват деформацией и трещинами на прижимных элементах или поломкой опоры ноги.

Как настроить фрикцион катушки

Установив механизм на спиннинг с намотанной на шпулю леской, остаётся лишь правильно отрегулировать катушку спиннинга. Регулировка заключается в настройке фрикционного тормоза на параметры, способствующие предотвращению разрыва лески от возникающих избыточных нагрузок на шнур в результате вываживания рыбы или освобождения приманки от зацепа.

Важно! Зная величину разрывной нагрузки лески, тормоз выставляют на одну треть ниже от этого предельного значения.

В домашних условиях, в идеале настроечного процесса, эти значения вычисляют, применяя соответствующие величинам грузы. Груз критической массы соединят со шнуром и натягивая леску, выставляют нужное значение фрикциона прижимая или отпуская механизм. На водоёме настройку делают, оснащая леску приманкой, фиксируя её зацепом крючков за близь находящееся дерево или иной статичный предмет.

Отойдя со спиннингом от приманки на 5-7 метров, производят натягивание лески при полностью зажатом фрикционе до момента, когда спиннинг начнёт сгибаться в дугу. Далее плавно отпускают фрикцион до срабатывания трещотки. Такая методика помогает избежать не только обрыва лески, но и предотвращает поломку бланка. После завершения регулировки фрикциона можно приступать к лову не опасаясь возникновения запредельных нагрузок на снасть, компенсирующихся в процессе вываживания или зацепа автоматически срабатывающим механизмом.

Используемые источники:

  • https://ranoutrom.com/snasti/spinning/frikcionnyj-tormoz.html
  • https://xn--80akhglzhib.xn--p1ai/что-такое-фрикцион-катушки-как-настро/
  • https://iarybak.ru/snasti/kak-nastroit-katushku-spinninga

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации