Дата публикации: 10.10.2015
Что делать, если вы систематически получаете нечёткие кадры? Виновата техника или причиной тому ваши действия? Эта статья поможет разобраться. В ней вы узнаете, как проверить на точность систему фокусировки аппарата и настроить её для получения резких кадров.
Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor
Хочется сразу сказать, что в большинстве случаев ошибается не фотокамера, а человек, работающий с ней. Так что, для начала стоит поискать причину ошибок с фокусировкой в собственных действиях с аппаратом. В недавних уроках мы рассказывали, как работать с разными режимами автофокуса и с точками фокусировки. Эти знания помогут вам на практике. Полезно будет ознакомиться и со статьёй о том, как начинающему фотографу оценить и повысить качество собственных работ.
Автофокус может ошибаться и при работе с недостаточным освещением, и при съёмке сложных, разноплановых кадров (камера не будет знать, на чём ей фокусироваться). Таких недочётов фокусировки можно не допускать, просто настроив аппарат соответственно условиям съёмки. Допустим, выбор режима постоянной фокусировки AF-C и 3D-слежения за объектом при съёмке спорта позволит получить гораздо больше резких кадров, нежели работа с покадровой фокусировкой. Но бывают ошибки фокусировки, которые происходят систематически, независимо от условий съёмки.
Бэк- и фронт-фокус
В зеркальных камерах фазовый тип автофокуса является основным. Именно с ним вы имеете дело, работая через видоискатель фотоаппарата. Фазовая фокусировка происходит с помощью отдельного датчика, установленного в камере. Как видите, это сложная система, и иногда она может работать несогласованно.
Следствием этого будут систематические ошибки автофокуса, называемые бэк- и фронт-фокусом. В случае с бэк-фокусом фотоаппарат постоянно фокусируется не на снимаемом объекте, а за ним. В случае фронт-фокуса, наоборот, камера постоянно фокусируется перед объектом. Обратите внимание, о наличии бэк- и фронт-фокуса можно говорить лишь тогда, когда камера ошибается с фокусировкой каждый раз в одном и том же направлении. Если один кадр получился резким, а другой — нет, то проблему стоит искать в другом месте.
Бэк-фокус: фокусировка производилась по лицу девушки, а резкость в итоге оказалась за ней, на заборе.
Особенно страшна проблема бэк- и фронт-фокуса при работе со светосильной портретной оптикой. Там глубина резкости будет очень мала, следовательно, любые, даже незначительные ошибки фокусировки будут сильно заметны на фото. К примеру, резкость в кадре окажется не на глазах модели, а на ушах.
С другой стороны, если вы счастливый обладатель китового объектива или универсальных зумов, не блещущих высокой светосилой, можете спать спокойно. Ведь даже если ваша камера имеет бэк- или фронт-фокус, вы этого, скорее всего, не заметите, потому что ошибки фокусировки будут компенсироваться большой глубиной резкости.
Контрастный автофокус
В зеркальной камере помимо фазовой фокусировки есть ещё один тип автофокуса — контрастный. Его вы активируете, включая режим Live View и визируя картинку через экран аппарата. При контрастном автофокусе не может быть бэк- и фронт-фокуса, так как для его работы не требуется отдельных датчиков, фокусировка проходит прямо по матрице. Таким образом, если фазовая фокусировка регулярно «мажет», попробуйте переключиться в режим Live View и поработать с контрастным автофокусом. Он работает чуть медленнее, зато даёт более точные результаты.
Проверка точности фокусировки
Как проверить фотоаппарат на бэк- и фронт-фокус? Точное заключение насчёт наличия или отсутствия этих недостатков может дать только авторизованный сервисный центр производителя фототехники. Однако фотограф может сделать для себя предварительную оценку точности фокусировки.
Предлагаем простой алгоритм такой проверки.
Сначала подготовим фотоаппарат.
1. Вставьте в фотоаппарат аккумулятор и карту памяти. Включите фотокамеру.
2. Проверьте, включён ли автофокус.
На моделях начального уровня (например, Nikon D3300 и Nikon D5500) автофокус включается переключателем на объективе. Он должен быть в положении A.
На фотоаппаратах продвинутого уровня переключатель есть и на объективе, и на камере. Буквой М обозначается ручная (Manual) фокусировка. Аббревиатурами A (Auto) или AF (Auto Focus) обозначается автоматическая фокусировка. Для включения автоматической фокусировки оба переключателя должны быть в соответствующем положении.
3. Нажмите кнопку Menu, в пункте «Качество изображения» выберите «JPEG высокого качества». Если вы умеете работать с RAW, можете использовать этот формат.
4. Включите режим А (Приоритет диафрагмы). Если вы умеете работать с ручным режимом М, можно использовать и его. Откройте диафрагму фотоаппарата до максимального значения. Тут всё просто: чем меньше число, обозначающее диафрагму, тем сильнее она открыта. В случае с китовым объективом вам, скорее всего, придётся иметь дело со значением диафрагмы около F5.6.
5. Установите минимальное значение светочувствительности. Обычно это ISO 100 или 200. Так тестовые снимки будут чистыми, без цифрового шума.
6. Теперь — самое главное! Выберем режим фокусировки по одной точке. В меню фотокамеры она может называться «Одноточечная АФ».
На камерах начального уровня (Nikon D3300, Nikon D5500) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется через меню, вызываемое кнопкой i. В соответствующем пункте нужно просто выбрать оптимальный вариант.
На камерах Nikon продвинутого уровня (начиная с Nikon D7200) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется так: зажмите кнопку, совмещённую с переключателем AF/M, и крутите переднее колёсико управления. При этом на информационном дисплее вы увидите, как меняются режимы зоны фокусировки.
7. Дело за малым — скачать и распечатать на любом принтере специальную мишень для проверки точности фокусировки.
Мишени бывают разного вида, но предложенный вариант, пожалуй, самый популярный. В принципе, проверить фокусировку можно, скажем, по обычной линейке (каким образом — станет понятно далее), но по мишени это делать гораздо удобнее.
Проверяем автофокус
Итак, камера настроена, тестовая мишень распечатана. Время действовать!
-
Фотоаппарат лучше всего установить на штатив. Без штатива такая проверка будет крайне неточной и непоказательной.
-
Обеспечьте достаточное освещение для съёмки. Лучше всего снимать днём у окна. Можно использовать и вспышку (как встроенную, так и внешнюю).
-
Положите мишень на ровную поверхность, а фотоаппарат расположите под углом 45 градусов к ней на такой дистанции, чтобы мишень занимала значительную площадь кадра.
-
Выберите центральную точку автофокуса. Сфокусируйтесь точно на мишени — на надписи Focus Here (Фокусируйтесь здесь). Жирная чёрная линия с этой надписью должна расположиться в вашем кадре строго перпендикулярно оптической оси объектива.
-
Сделайте несколько кадров. Не используйте серийную съёмку, после каждого кадра фокусируйтесь заново. Помните, что после фокусировки ни в коем случае нельзя перемещать камеру, менять дистанцию съёмки. Если вы имеете дело с зум-объективом, протестируйте его на разных фокусных расстояниях. Замечу, что удобнее всего проводить тестирование с фокусного расстояния в районе 50 мм, с него можно и начать.
-
Просмотрите полученные кадры. Чтобы лучше их рассмотреть, делайте это не на экранчике камеры, а на мониторе компьютера. Если на всех кадрах вы видите систематическую одинаковую ошибку фокусировки, то, скорее всего, вы обнаружили бэк- или фронт-фокус. Переживать по этому поводу не стоит. Это легко устраняется в сервис-центре. А владельцы продвинутых фотокамер (начиная с Nikon D7200) могут настроить фокусировку прямо в меню фотокамеры
Точная работа автофокуса. Бэк- и фронт-фокус отсутствуют.
Бэк-фокус: резкость оказалась дальше, чем нужно.
Фронт-фокус: резкость оказалась ближе, чем нужно.
Тонкая настройка автофокуса
В камерах продвинутого уровня (начиная с Nikon D7200) есть функция точной подстройки автофокуса, которая поможет вам избавиться от проблем с бэк- и фронт-фокусом, точно настроить систему фокусировки. Удобство функции ещё и в том, что аппарат запоминает настройки отдельно для каждого конкретного объектива. Допустим, ошибка проявляется с одним из ваших объективов. Вы сможете внести корректировки именно для него, и на работу с другими объективами они не повлияют. При установке объектива на камеру она автоматически применит соответствующие ему коррекции. Обратим внимание, что тонкая настройка автофокуса будет работать только при фокусировке через видоискатель аппарата (при фазовой фокусировке). При работе через экран Live View она не задействуется, да и надобности в ней не будет, ведь в этом случае применяется контрастный тип автофокуса, исключающий проблемы с бэк- и фронт-фокусом.
Давайте разберёмся, как работает функция тонкой настройки автофокуса.
Найдём в меню фотоаппарата пункт «Точная настройка АФ».
Меню «Тонкая настройка автофокуса» в фотокамере Nikon D810
Первый пункт этого меню, как следует из названия, позволяет включить или выключить данную функцию.
Пункт меню по умолчанию позволяет ввести значение тонкой настройки АФ, которое будет применяться, когда для установленного на камеру объектива не создано отдельной настройки. Такую настройку имеет смысл вносить, если аппарат систематически со всеми объективами одинаково ошибается с фокусировкой.
Последний пункт — «Вывести сохранённые значения» — позволяет посмотреть все коррекции, сохранённые на камере для различных объективов. Вы можете для каждого имеющегося у вас объектива внести настройку автофокуса, и она сохранится на камере. Через это меню вы можете посмотреть все внесённые вами корректировки. В этом же пункте можно удалить ненужные настройки. Есть возможность ввести свой идентификатор (от 00 до 99) для каждого объектива. Это полезно, если вы, допустим, пользуетесь двумя одинаковыми объективами и для каждого из них внесли настройку автофокуса. Такой идентификатор поможет отличить вам их друг от друга в этом меню.
Самый важный пункт меню — «Сохранённое значение». Он показывает, какое значение тонкой настройки применено в данный момент, и даёт возможность его изменить. Попав в этот пункт меню, можно провести тонкую настройку работы АФ с конкретным объективом (установленным на аппарате в данный момент).
Тонкая настройка автофокуса
Чтобы внести необходимые настройки, для начала необходимо сделать и изучить тестовые снимки (как описано выше). Если на тестовых кадрах фокус оказывается за объектом, нужно внести отрицательную коррекцию, а если перед объектом — положительную.
Сложность заключается в определении нужной величины корректировки. Найти оптимальное значение можно с помощью тестовых кадров. После внесения ориентировочных настроек просто сделайте ряд тестовых кадров и проверьте, точно ли теперь объектив попадает в резкость. Если нет — внесите подходящие исправления.
Дата публикации: 10.10.2015
Серия статей
Показать больше статей
Итак, купили мы зеркальный фотоаппарат Nikon D7100. Изначально, все настройки у нас стоят по умолчанию, поэтому можно поменять лишь то, про что я сейчас напишу.
Точки фокусировки
По умолчанию, у нас стоит автоматическая фокусировка по тем точкам, которые камера считает самыми важными. Зачастую, приходится несколько раз пытаться сфокусироваться, пока автомат подберет нужную нам область. Стоит отметить, что Nikon, в большинстве случаев, угадывает нужные области фокусировки…
Чтобы переключить режим выбора точки фокусировки с автоматического в ручной на Nikon D7100, нам нужно нажать кнопку возле байонета и прокрутить колесико на передней части камеры. При этом переключатель должен стоять в режиме AF (автофокуса).
На объективе тоже, переключаем тумблерок в режим А (автофокуса). Если есть стабилизатор изображения (VR), то мы его отключаем (OFF). Я встречал людей, которые всегда фотографировали на включенном стабилизаторе объективом Nikon Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX Zoom. И в ясный солнечный день, и на коротком фокусе и на открытой диафрагме…
Все, теперь мы точку фокусировки можем выбирать джойстиком на камере. В D7100 по видоискателю точка перемещается очень быстро. Задержек никаких. А вот через режим live view (смотрим на экран камеры), точка фокусировки бегает очень медленно. Данный режим хорошо подойдет для предметной съемки со штатива.
Если вдруг, нам нужно зафиксировать точку фокусировки в одном месте, то мы двигаем переключатель в режим L.
Режим съемки
Теперь, как мы определились с фокусировкой, я рекомендую переключить камеру в режим A (приоритет диафрагмы). Теперь мы получаем возможность с помощью переднего колеса регулировать диафрагму. Чем больше она открыта, тем более размытый фон мы получаем (например при съемке портрета).
В Nikon D7100 есть еще одно колесо, где регулируется скорость серийной съемки, таймер, режим тишины и другие настройки.
Я ставлю режим CL. По умолчанию, при непрерывной съемке камера делает 4 к/с. Далее, в настройках камеры можно поставить и более высокую или низкую скорострельность в этом режиме. Я бы не рекомендовал настраивать здесь более 3-4 к/с. Более высокая скорострельность нужна для динамичных сцен. Например для каких-то спортивных мероприятий. Незабываем, что буфер камеры заполняется после серии из 6 снимков в формате RAW, затем камера задумывается секунд на 10.
Настройка ISO
Здесь есть отдельная кнопка. Зажимаем, и на монохронном дисплее смотрим значение. Регулируется при зажатой кнопке задним колесом. Переключение между авто режимом и ручным происходит передним колесом при зажатой кнопке. Я бы всегда рекомендовал использовать ручной режим. Конечно, в настройках камеры можно более детально настроить режим авто. Здесь камера автоматический будет подбирать ISO в зависимости от условий съемки и выставлять максимальную величину, скажем в 800, указанную в детальных настройках.
Баланс белого
У меня по умолчанию стоит авто. На тушке есть кнопка WB, зажимаем которую и вращаем заднее колесо, таким образом происходит переключение режимов. Если при зажатой кнопке крутить переднее колесико, то происходит переключение режимов которые настроил сам пользователь. Всего таких режимов 6 штук. Но это уже более детальная штука. Ставьте авто, и будет вам счастье…
Типы экпозамера
По умолчанию, стоит Матричный. Его и оставляем. Здесь ничего менять не надо. Если уже станете профи, то тогда можно фоткать в режиме М и менять тип экпозамера.
Немного про экспонометр
Еще один маленький совет, лично от меня. Т.е. моя рекомендация. Загоняем экспозицию немного в плюс. Т.е. получаем где-то +0.3-0.7, в зависимости от условий съемки. Нажимаем на кнопочку где плюс и минус и задним колесиком устанавливаем значение +0.3-0.7.
Фотографии получаются светлыми. Конечно, кто ориентируется по диаграмме, то могут быть пересветы. Зато мы получаем светлый снимок. В принципе, если даже будет экспонометр на нуле, то осветлить снимок можно без проблем в редакторе…
Остальные настройки
По остальным настройкам, я бы рекомендовал все отключать. Т.е. все это программные опции, которые ничего хорошего для снимка не делают. Все это можно без проблем исправить в редакторе, даже в Nikon ViewNX.
У меня для карты стоит перепролнение. Но тут есть несколько режимов. Если писать сразу в RAW и JPEG, то камера после нескольких кадров тупо виснет. Если делать резервирование, то в принципе, ситуация такая же. Скорострельность заметно снижается.
В принципе, все. Если есть вопросы, оставляйте в комментариях. По ходу дела, если нужно, то добавлю что-нибудь еще.
Как выключить фотовспышку в авторежиме на фотоаппарате nlkon 7100
На колесике поменяйте режим. Вместо зелененькой иконки переключите на . На камерах Никон вместо прямоугольника будет кружочек. Но учтите, что если снимаете в темноте, то камера поставит автоматом длительную выдержку.
См. также: FAQ Nikon D7000-7100-7200, Режимы съемки на зеркальном фотоаппарате, Как правильно фотографировать на зеркальный фотоаппарат. Урок 1
March 12th, 2013,12:30 am
Проблема с автофокусом Nikon D7000.
Расскажу, как я решил эту проблему. Может, кому то пригодится.Результат:После тщательной!!! подстройки трех регулировочных винтиков крепления фазового автофокуса в своей новой Nikon D7000 стали не нужны электронные подстройки со всеми тремя имеющимися у меня то же новыми объективами (в сервисный центр не носил, ни тушку ни объективы (сервисный центр от меня за 360 км)):AF-S DX Zoom-Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED VRAF-S NIKKOR 50mm f/1.4GNikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S DX NIKKORВсе объективы работают четко и нет ни каких промахов автофокуса! Не нарадуюсь!А теперь все по порядку.Сын женился, внук родился. Захотелось хороших фотографий внука. Живу в Сумах (небольшой областной город в Украине). Получил по интернет заказу Nikon D7000 18-105 VR Kit. Начал снимать штатной комплектацией, как будто хорошо.Докупил по интернету Nikon 50 f/1.4G AF-S NIKKOR. И тут начались мои проблемы.При съемке «полтинником» (автофокус по центральной точке) навожу резкость на глаз, а получаю на ушах! Включаю режим Live View (наводка резкости напрямую по изображению на матрице контрастным методом). Отлично!!!Сделал мишень для контроля резкости: http://www.ixbt.com/digimage/lens2/files/AFTestChart300dpi.pngОба объектива дают бек-фокус (резкость дальше, чем точка наводки).Как мишенью пользоваться описано в статье (смотрите раздел «5.1. Проверка объектива на бэк-фокус (фронт-фокус)»): http://www.ixbt.com/digimage/lensvs.shtmlЕсть эта же статья и на другом сайте: http://www.fotosav.ru/articles/faq/lens/lensvs.aspx#bookListЛезу в меню моего фотоаппарата (Тонкая настройка авто фокуса). Устанавливаю для «полтинника» максимально возможную корректировку (минус 20 для моего случая) и сохраняю данное значение для данного объектива. Делаю снимки. Резкость значительно приблизилась к точке наводки, но даже этого не хватает!Попробовал штатный объектив. Ему хватило минус 12.Начал изучать проблему в интернете.Начал со статьи: «Об автофокусе простыми словами» http://www.vlador.com/info/просто-об-автофокусе/Потом статья более подробная, с возможностью подвигать ползунками на рисунках (изменять фокусировку): «Как работает автофокус вашей камеры?»http://photokaravan.com/Blogs/Mymr/282И еще одна очень полезная и подробная статья в БЛОГЕ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА:«Система автофокуса зеркальных и беззеркальных фотокамер»http://evtifeev.com/7655-sistema-avtofokusa-zerkalnyih-i-bezzerkalnyih-fotokamer.htmlИ наконец нашел: «Регулировка AF камер КМ D7D, D5D и Sony A100 в домашних условиях (или как правильно крутить «3 заветных винтика»)».http://sony-minolta.ru/docs/AF.pdfСпасибо автору за статью! Из этой статьи я понял, какие винтики и как их надо крутить. Во всех зеркальных камерах они есть, только немного разные и доступ к ним в каждой модели свой.Долго думал, крутить в моем фотоаппарате эти «три заветных винтика» или нет. Авторизованного сервиса в Сумах нет. Только в Киеве, а до Киева 365 км. Ну уж больно хотелось нормально снимать своим полтинником.Сразу за основу было положено параллельное смещение плоскости сенсоров (подкручивание трех регулировочных винтов на один и тот же угол) с контролем по тестовому снимку. Решил сделать упрощенный вариант регулировки, надеясь, что перекоса сенсоров у меня нет.Долго подбирал крестообразную отвертку (размер два ноля или три ноля, мне лучше подошел размер два ноля, все зависит от производителя инструмента) и хороший гнутый шестигранник на 1,5 мм.Первый раз регулировку делал по «полтиннику». С полтинником работает хорошо, а вот со штатным объективом немного хуже. Штатным объективом пользуюсь почти постоянно. Поэтому пришлось перерегулировать под штатный объектив. Регулировку на штатный объектив описываю ниже.Выключил фотоаппарат. Вынул аккумулятор.Открутил восемь винтов на нижней крышке фотоаппарата (три в нише для аккумулятора, четыре на плоскости под штатив и один самый длинный под небольшим углом возле основания объектива). Снял нижнюю крышку. Появились три отверстия с глубоко утопленными винтами под шестигранный ключ на 1,5 мм. Винты находятся под некоторым углом (не перпендикулярны) к нижней крышке фотоаппарата. Так как у меня был бек-фокус (резкость получалась дальше точки наводки), то я сначала закрутил три винта на пол оборота (30 минут по стрелочным часам). Оказалось много. Выкрутил назад на 5 минут. Попал! Работает стабильно и четко! Притензий нет. Все тесты проводил с AF-S и с фокусировкой по центральной точке.Самое важное и ответственное — это следить за углами поворота винтов. Чтобы они были одинаковые!!! Я даже записывал на листке бумаги, в какую сторону и на сколько, повернул каждый винт пошагово. Можно забыть и не повернуть или дважды повернуть один и тот же винт. Тогда получится не параллельное смещение блока датчиков фазового фокуса, а перекос. Самое главное, еще раз подчеркну, что бы они в итоге, после многих операций смещения повернулись на ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ!Когда тестировал, то ставил нижнюю крышку и прикручивал винтом съемную площадку для штатива, чтобы не вкручивать каждый раз винты крышки в тело фотоаппарата. Прикручивать нижнюю крышку хоть как то надо, так как пружина аккумуляторного отсека с аккумуляторами пытается ее сбросить. Потом ставил аккумулятор, включал и делал тестовый снимок по мишени. Мишеней много описано, в том числе и три батарейки. Сделал различные описанные варианты. Но потом нарисовал свою мишень, на основе полученного опыта. Мишень освещал настольной лампой с энергосберегающей лампочкой. Фотографировал мишень со вспышкой и без нее. На результат вспышка не влияет (центр ГРИП не меняется).
Используемые источники:- https://prophotos.ru/lessons/17423-dobivaemsya-idealnoy-tochnosti-fokusirovki-proverka-tochnosti-avtofokusa-i-ego-tonkaya-nastroyka
- http://myraw.ru/2016/05/20/kak-nastroit-nikon-d7100-d7000-d7200/
- https://sergey-kandyba.livejournal.com/723.html