Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 18

Датчик уровня топлива:  принцип работы, ремонт и как обмануть датчик

1561848883193416625.jpg

Датчик уровня топлива (ДУТ) представляет собой измеритель объема горючего, устанавливающийся в баке транспортного средства. Принцип действия устройства схож с работой поплавка — контроллер измеряет уровень топлива и отправляет показатели расхода на панель приборов. Данные, зафиксированные датчиком, преобразуются блоком управления и выводятся на приборном щитке аналоговым или цифровым устройством.

Принцип действия электрического топливного датчика в автомобиле основан на измерении объема горючего и самостоятельном срабатывании при критическом остатке бензина. При активации резистор системы измерений, установленный в бензобаке, подает визуальный сигнал. Замер объема топлива осуществляется посредством использования специального поплавка. Степень заполнения резервуара горючим можно отследить по показаниям приборной панели: по мере расхода топлива указатель, расположенный на щитке, постепенно снижается.

Особенности принципа действия контроллера:

1. Поплавок, предназначенный для измерения, при расходе горючего опускается, а при его увеличении — перемещается вверх.

2. При перемещении поплавок контактирует со специальными секторами, подключенными к проводам. Кабеля идут на датчик топлива, установленный на приборной панели. Изменение количества пластин, подключенных к резистору или потенциометру, способствует изменению уровня сопротивления.

3. Если бак полный, то бегунок располагается в крайнем положении и ток передается в потенциометре по самому короткому пути. Передача силы осуществляется с использованием пластины, установленной с краю. Соответственно, уровень сопротивления низкий и варьируется в районе 7 кОм. При расходе топлива бегунок начинает передвигаться, в результате чего проводка добавляется новыми пластинами (сопротивление растет). При полном баке рабочий параметр составляет около 120 Ом.

4. У трубчатых регуляторов несколько иной принцип функционирования. Топливо поступает через нижнюю часть устройства (его технологическое отверстие) по специальной трубке. Поплавок устанавливается на поверхности горючего.

Какие бывают датчики уровня топлива?

Рычажные ДУТ для авто состоят из следующих элементов:

— потенциометр;

— бегунок устройства, выполненный в виде перемещающегося контакта;

— рычажный элемент;

— поплавок;

— бензинозаборник.

Поплавок обладает инерционностью, поэтому при функционировании он не дергает стрелку индикатора на приборной панели. Схема, при которой датчик должен правильно подключаться в авто — В«12-вольтный источник — контроллер, установленный на приборке — масса машины или заземлениеВ».

Трубчатые контроллеры используются в современных авто и характеризуются более низкой чувствительностью к колебаниям горючего. Благодаря тому, что измерительный компонент надежно защищен от соприкосновения с бензином, его срок службы выше.

Виды электронных бесконтактных измерительных устройств для замера объема

Магнитные — датчики оснащаются чувствительными элементами, плотно зафиксированными и защищенными от соприкосновения с топливом. Данные об объеме горючего подает на индикатор рычажный элемент, подключенный к магниту. Это приводит к передвижению магнита по секторами, на которых имеются стальные пластинки. Сигнал считывается регулятором.

Радиоуправляемые — информация о работе устройств поступает на приборную панель по радиоканалу. Основная особенность электронных бесконтактных датчиков заключается в системе питания. Устройства запитываются на отдельный долговечный аккумулятор, ресурс эксплуатации которого в среднем составляет около семи лет. Провода, которыми нужно подсоединять датчик, отсутствуют. Батарея не расходует энергию, параметры датчика не зависят от электричества, соответственно, его значения более точные.

Ультразвуковые — устройства располагаются на наружной поверхности бензобака, а также на контрольном информационном модуле. С каждым отдельным видом горючего может работать разная программа. Такие системы характеризуются точными показаниями и обладают максимально высокой взрывозащищенностью.

Ремонт датчика

После демонтажа устройства выполняется его проверка и ремонт:

— Сначала тестируется герметичность поплавка. Выполняется диагностика резистивного слоя на плате. Если эти элементы изношены, то их можно заменить при условии, что есть запчасти от В«донораВ».

— В случае если резистивный слой стерся, для устранения проблемы можно укоротить контакт, имеющийся на плате. Это позволит элементам перемещаться по сохранившейся части слоя.

— Чтобы отремонтировать контроллер, его нужно разобрать. Поводок извлекается из защелки (этот же элемент выполняет функцию оси контактной пластины).

— Плата распаивается и извлекается из корпуса регулятора. Затем, используя наждачную бумагу, выполняется очистка схемы от следов окислений. Действовать необходимо осторожно, поскольку плата хрупка.

— Схема устанавливается обратно. Этот элемент надо поставить так, чтобы исключить вероятность появления зазоров между ним и корпусом контроллера со стороны цифровой кодировки. С помощью паяльника делается две засечки в корпусе регулятора. Если этого не сделать, то схема может перемещаться.

— К регулятору подключается провод с разъемом и заземление.

Как сделать датчик своими руками?

Самодельный емкостный контроллер производится из двух модулей, подключенных между собой с помощью трех проводов:

— Первый модуль, выполненный в виде металлической пластины, подключается к блоку емкостного регулятора.

— Второй модуль необходимо соединить с блоком отображения.

— По двум электролиниям питание поступает на блок устройства. По третьему проводнику на блок идет сигнал, преображающийся в показатель объема топлива.

Прежде чем изготовить датчик, надо учесть следующие нюансы:

— Рабочая поверхность двух электродов должна быть заизолирована от контакта.

— Пространство между электродами должно полностью заполняться топливом, если контроллер погружается в жидкость.

— В бензобак необходимо установить датчик под наклоном.

— Самодельное устройство не должно иметь подвижных компонентов и частей.

— Питание регулятора должно быть организовано не более, чем от 5 Ватт. Если напряжение будет более высоким, то топливо может воспламениться от воздействия искры.

— Измерительная схема должна быть размещена как можно ближе к контроллеру. Кабеля для ее соединения должны быть не длиннее 2 см.

Как обмануть ДУТ?

Обмануть датчики уровня топлива можно таким образом:

— Чтобы обмануть показания ультразвукового датчика, на него нужно воздействовать током либо напряжением, также подойдет магнит. Последний устанавливается поверх регулятора. Это приводит к увеличению напряжения и появлению сбоев в работе датчика.

— Погружаемые устройства более герметичны, точнее определяют объем горючего и устойчивы ко внешним воздействиям. Для обмана такого регулятора пользователю необходимо согнуть патрубок внутри топливного бака.

Источник

5

Чтобы обеспечить контроль расхода горючего при эксплуатации транспортного средства, необходима установка и подключение датчика уровня топлива. Конструктивно ДУТ представляет собой реостат, который размещается в топливном баке, По мере изменения уровня топлива меняется его сопротивление. Значение сопротивления конвертируется в единицы объема, эти данные и передаются на указатель, расположенный на приборной панели.

Установить датчик на автомобиль ВАЗ, а также несложный грузовой транспорт (например, КАМАЗ) или специализированную технику можно самостоятельно с использованием простого оборудования и инструмента. Ответ на вопрос, как подключить датчик уровня топлива, также не вызовет затруднений — схема достаточно простая.

Датчик уровня топлива — общая схема подключения

После установки прибора в топливном баке необходимо подключить его к бортовой сети автомобиля. К датчику подсоединяется кабель, который подключается к указателю на приборной панели. Для качественного соединения рекомендуется использовать специальные коннекторы, а места соединения изолировать с помощью гофры или изоленты. После подключения по схеме датчика уровня топлива необходимо залить горючее в бак и проверить корректность работы устройства. Значение на указателе должно соответствовать реальному объему залитого бензина.

Как правильно подключить датчик уровня автомобильного топлива при наличии выключателя массы

Если на автомобиле установлен выключатель массы, могут использоваться два варианта схемы подключения датчика уровня топлива:

  • подключение за выключателем массы. Следует учесть, что в данном случае при выключении массы будет происходить обесточивание датчика. Указатель будет отображать последние данные уровня горючего, которые были зафиксированы во время эксплуатации транспортного средства. После включения датчика эти данные могут измениться. Причины — суточные температурные колебания, деформация топливного бака или слив топлива во время стоянки авто. При этом установить время слива (а соответственно, прямо доказать его факт) невозможно. Если используется недорогой датчик уровня топлива, схема подключения данного типа вполне подходит. В данном случае нет необходимости использования гальванической развязки. Она же рекомендована, если аккумулятор автомобиля часто снимается или отсутствует;
  • подключение непосредственно к аккумулятору. Рекомендуется использовать современные электронные датчики с интегрированной гальванической развязкой. Она обеспечивает защиту оборудования от воздействия электротока в аварийной ситуации. Если нет встроенной гальванической развязки, нужно установить ее дополнительно. Подключение по такой схеме датчика уровня топлива считается оптимальным в функциональном и практическом аспекте. Кроме того, оно признано безопасным, так как устройство потребляет ток в диапазоне 10–48 милиампер. Корпус датчика выполнен из неэлектропроводного материала, что обеспечивает защиту электросхем от пробоя тока.

Подключения автомобильного датчика к системе дистанционного мониторинга уровня топлива

Для эффективного мониторинга расхода горючего стоит не только разобраться, как подключать датчик уровня топлива к бортовой сети автомобиля, но и наладить дистанционный контроль с помощью оборудования GPS. Для этого на транспортное средство устанавливается GPS-трекер, к которому подключается ДУТ.

</ul>

</ul></ul>

Вариант актуален для субъектов бизнеса при наличии автопарка. Оно позволит не только контролировать фактическое использование горючего, но также отслеживать факты дозаправок (место, время) либо сливов горючего.

Такое решение является доступным в финансовом плане. Но следует учесть, что при подключении штатного устройства погрешность измерений может быть достаточно высокой. Если речь идет о механических поплавковых приборах на отечественных авто, она составляет порядка 25%, для новых авто зарубежного производства — от 7 до 15 процентов. Со временем уровень погрешности будет увеличиваться. Решить данную проблему позволит установка высокоточного электронного датчика, погрешность которого составляет всего 1%. Он корректно выполняет свои функции в диапазоне температур от –55 до 80 градусов Цельсия.

Данные передаются на диспетчерское устройство, пользователь получает доступ к ним с помощью специального программного обеспечения или веб-интерфейса. Система мониторинга позволяет в режиме реального времени видеть фактический расход горючего, заправки и сливы.

Заказывайте услуг подключения датчика уровня топлива к системе дистанционного мониторинга в нашей компании, и вы заметите существенную экономии. расходов на содержание парка транспортных средств. Ежемесячный экономический эффект, по данным наших клиентов, составляет около 30%.

kalibrovka.jpg

Современные системы ГБО осуществляют мониторинг наличия газа в баллоне путем зажигания светодиодов на кнопке переключения газ/бензин, которая расположена в салоне автомобиля. Этот удобный способ позволяет автомобилисту мониторить наличие газа в баллоне не выходя из кабины. Но иногда на индикаторе уровня газа отображаются совершенно неверные значения, в этом случае требуется калибровка датчика уровня топлива.

Когда делают настройку

Первую калибровку индикатора уровня газа производят в момент установки газобаллонного оборудования на автомобиль. Но со временем индикация на кнопке может сбиваться или изначально быть настроена не правильно. Таким образом, если стрелка на газовом баллоне показывает одно значение, а индикация на кнопке совершенно другое, без настройки датчика уровня газа не обойтись.

Можно доверить процедуру профессионалам, но зачем платить не малые деньги за то, что можно сделать самостоятельно?

В первую очередь следует понять, а показывал ли индикатор уровня газа правильное значение раньше? Если нет, то понадобится чуть больше времени и специальный кабель ГБО, чтобы подключить электронный блок управления к ноутбуку и выставить верное значение датчика уровня газа.

knopka-gbo3.jpg

Пошаговый алгоритм калибровки

Обратите внимание! Калибровка датчика уровня топлива производится на пустом газовом баллоне. Если в баллоне есть остатки топлива — калибровку начинать не следует!

Калибровка датчика уровня газа производится следующим образом:

  • Подать напряжение на кнопку переключения газ/бензин. Сделать это можно включив зажигание автомобиля и дождаться зажигания индикации кнопки. Заводить машину не обязательно.
  • Нажать кнопку переключения газ/бензин, дождаться звукового сигнала.
  • Выключить зажигание в течение трех секунд, при этом не отпуская кнопки.
  • После того, как кнопка войдет в режим программирования (сопровождается индикацией роста уровня топлива от минимального значения до максимального и наоборот).
  • Заправить полный баллон газа до «отсечки».
  • Включить зажигание, машину при этом заводить не нужно.
  • При успешной калибровке индикация роста уровня топлива от минимального до максимального значения и обратно должна пройти два раза, после чего отобразить «полный бак». Все индикаторы зеленого цвета должны гореть.

Если же последовательный рост индикаторов на кнопке продолжается 5 раз, значит что-то пошло не так, и калибровку завершить не удалось.

При не успешном процессе настройки следует разобраться в причинах, обязательно изучить ошибки, которые присутствуют в электронном блоке управления и после их устранения повторить процесс калибровки индикатора датчика газа.

Используемые источники:

  • https://pikabu.ru/story/datchik_urovnya_topliva_printsip_rabotyi_remont_i_kak_obmanut_datchik_6787819
  • https://gpsmcard.ru/stati/podklyuchenie-datchika-urovnya-topliva/
  • https://gbo4auto.ru/raznoe/kalibrovka-datchika-urovnya-topliva.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации