Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 30

Устройство Домры

domra.jpg

Домра малая трехструнная имеет корпус в форме полушария, состоящего из кузова (нижней части корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Над грифом, который соединяется с корпусом, натянуты струны. На гриф наклеивается накладка — деревянная пластинка с закрепленными в ней поперечными металлическими ладами. На верхней части грифа крепится головка с механикой и колками для натягивания струн.

ustr-domru.jpgДомра трехструнная: 1 — головка; 2 — порожек верхний; 3 — ручка; 4 — наклейка; 5 — клец верхний; 6 — дека; 7 — контробечайка; 8 — пружина; 9 — подставка; 10 — клец нижний; 11 — подструнник; 12 — панцирь; 13 — розетка; 14 — порожек; 15 — кнопка; 16 — обкладка; 17 — кружок; 18 — клепки №№ 1,2,3; 19 — струны; 20 — ладовые пластины; 21 — точки; 22 — колковая механика.

Кузов домры состоит из 7 или 9 клепок. Для деки применяется резонансная ель или пихта. В деке вырезается резонаторное отверстие (голосник) и украшается фигурной розеткой. Строй трехструнной домры квартовый (ми, ля первой и ре второй октавы), а строй четырехструнной домры квинтовый (соль малой октавы, ре, ля первой и ми второй октавы). Также встречаются четырехструнные домры с квартовым строем (си малой октавы, ми, ля первой и ре второй октавы). Струны рекомендуется менять исходя из нагрузки на инструмент, но обычно, в процессе регулярных занятий, струны меняются один раз в две недели и за один день до публичного выступления.

МЕДИАТОР

Звук на домре главным образом извлекается медиатором. Медиатор может быть изготовлен из самого различного материала: панциря морской черепахи (по разным причинам этот материал очень редко встречается), различных по составу целлулоида, пластмасс, специально подготовленной кожи и т. д. На выбор медиатора следует обратить особое внимание.

В настоящее время широкое распространение при изготовлении медиатора получил материал капролактан. Качество медиатора зависит не только от материала, его величины и толщины (все эти характеристики, в общем условные), но и от формы (форма и насечки могут быть самыми разными) и главное — от заточки и полировки. Примерная толщина медиатора 1 — 1,5 мм, для малой и от 2 — 3 мм для альтовой. Материал для сольного исполнительства, из которого изготовлен медиатор, не должен быть слишком мягким или жестким. В этих случаях при звукоизвлечении появляются ненужные призвуки, медиатор шлепает или стучит по струне.

Обработку медиатора следует производить сначала наждачной бумагой, а затем материалом из плотного сукна, на который нанесена специальная полировочная паста.

ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА. НОТАЦИЯ. НАСТРОЙКА

Нас окружает множество звуков, но не все эти звуки являются музыкальными. Музыкальными звуками являются только те, которые имеют определенную высоту, длительность, тембр и громкость.

Высота звука зависит от частоты колебания струны. Струна, приведенная в движение и издающая определенный тон, производит точное и определенное число колебании в 1 сек. Количество колебаний (частота колебаний) не уменьшается при уменьшении амплитуды колебаний. Если натянутую струну ударом или щипком привести в колебательное движение, то дека через подставку, воспринимая эти колебания, приводит в колебание воздух в корпусе домры. В результате этих колебаний частицы воздуха распространяются во всех направлениях, равномерно воздействуя на органы слуха. Ухо улавливает эти колебания, которые и называются звуковыми. В музыке применяется около 100 звуков. Все звуки обозначаются определенными символами — нотами, которые располагаются в определенной последовательности на пяти линейках — нотоносце.

Важным моментом подготовки инструмента к игре, является настройка. Для настройки домры прежде всего необходимо установить правильно подставку. Подставка первоначально должна быть подогнана под инструмент: вес обычно не более 3 граммов, изготовлена из черного дерева или из клена с тонкой пластиной из черного дерева под струны, притерта без просветов к деке. Известно, что напряжение в струне на домре неодинаковое: 1 стр. — 177 кг/мм2, 2 стр. — 100 кг/мм2, 3 стр. — 178 кг/мм2, поэтому в подставке, на второй струне, делается небольшой выем, который помогает при настройке инструмента. Если подставка изготовлена неправильно, тогда в процессе настройки ее приходится двигать, увеличивая или уменьшая длину струны, что, в конечном итоге, редко приводит к положительному результату, т. к. настроить одновременно три струны в этом случае очень сложно.

После того как подставка тщательно изготовлена, ее надо установить точно в месте деления струны пополам и проверить следующим действием. На 12 ладу, на всех струнах поочередно, извлечь натуральный флажолет.

Звучание флажолета должно соответствовать звучанию открытой струны на октаву ниже. После этого по звучанию пятого лада на второй струне настроить первую, а по звучанию пятого лада третьей настроить вторую. Если все эти действия выполнены правильно, тогда натуральный флажолет на 12 ладу второй струны должен соответствовать звучанию ноты ля на седьмом ладу первой; ноты ми на втором ладу первой струны — открытой третьей, октавой ниже; натуральный флажолет, извлеченный на пятом ладу на третьей струне, соответствует ми третьей октавы на первой.

Зачастую инструменты бывает трудно настроить вследствие неверно размеченной мензуры1, небрежной установки ладовых пластин, некачественных струн, других конструктивных недочетов, поэтому в процессе игры следует особое внимание уделять чистоте звучания. Этого можно добиться не только вибрацией (а состояние вибрации особенно на кантилене, должно быть постоянным), но и за счет подтягивания пальцем струны вдоль ладовой пластины.

* Мензура — мера (лат. сит — совместно и ordinatio — упорядочение) расчетные данные для определения размерных величин источников звука в музыкальных инструментах. У струнных, смычковых и щипково-плекторных инструментах мензурой обычно называют длину рабочей части струны (между осями верхнего порожка и подставки).

ХРАНЕНИЕ ДОМРЫ

Инструмент рекомендуется хранить в футляре или специальном чехле, в сухом, хорошо проветриваемом помещении, при комнатной температуре воздуха (18° — 24°), не менее чем в 1,5 метрах от отопительных приборов, дверей.

После занятий струны необходимо протереть мягкой фланелевой тряпочкой, а один-два раза в неделю — тряпочкой, слегка смоченной в одеколоне. Во время перерывов в занятиях инструмент желательно класть в футляр.

Поделиться

Главная » Онлайн тюнеры, метрономыПростые и регулируемые онлайн тюнеры — камертоны для Скрипки, Виолончели, Виолы, Мандолины, Укулеле, Банджо, Бас-гитары, Электрогитары, Акустической шести и двенадцатиструнной гитары, Балалайки ПРИМА, СЕКУНДА, АЛЬТ, БАС и Балалайки КОНТРАБАС, Мандолины, 4-струнной домры, Домры малой, Домры альт, Домры бас, Домры контрабас, а также необычный метроном с танцевальными ритмами.Простой онлайн тюнер / камертон для СКРИПКИ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для ВИОЛОНЧЕЛИ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для ВИОЛЫ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для МАНДОЛИНЫ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для УКУЛЕЛЕ</tr>Регулируемый онлайн тюнер / камертон для УКУЛЕЛЕ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для БАНДЖО</tr>Регулируемый онлайн тюнер / камертон для БАС-ГИТАРЫ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для БАС-ГИТАРЫ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для ДВЕНАДЦАТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ</tr>Регулируемый онлайн тюнер / камертон для ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ</tr>Простой онлайн тюнер / камертон для ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ</tr>Хроматический тюнер для ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ. Пользование хроматическим тюнером: Параметры Adobe Flash Player — нажмите РАЗРЕШИТЬ Подключите электрогитару через линейный вход или подключите микрофон для настройки акустической гитары. Играйте каждую открытую струну: Первая струна — нота МИ Вторая струна — нота СИ Третья струна — нота СОЛЬ Четвертая струна — нота РЕ Пятая струна — нота ЛЯ Шестая струна — нота МИ Если стрелка на тюнере отклоняется влево — струна не дотянута Если стрелка на тюнере отклоняется влево — струна не дотянута Зеленый цвет — означает правильный строй струны</tr>Метроном – теперь с танцевальными ритмами Метроном очень прост в использовании: Первая кнопка слева для выбора размера из списка: 2/4, 3/4, 4/4, 5/4, 7/4, 3/8, 5/8, 6/8, 9/8 и 12/8 Темп можно задать разными способами: передвигая слайдер, кнопками «+» и «-«, передвигая грузик, сделав подряд несколько нажатий по кнопке «Задать темп» громкость можно настроить слайдером, можно отключить звук и использовать визуальные индикаторы долей: оранжевый – «сильная» и голубой – «слабая» можно выбрать любой из 10-ти звуковых наборов: Дерево, Кожа, Металл, Раз-тик, Тоны Е-А, Тоны G-C, Чик-чик, Шейкер, Электро, AI Sounds и несколько ударных петель для разных танцевальных стилей, а также петли для разучивания триолей. Чтобы ударные воспроизводились в исходном темпе и размере нажмити кнопочку «сбросить темп и размер» Обратите внимание, что значение темпа указывается для ДОЛЕЙ, т.е. для размера 4/4 значение 120 будет означать 120 четвертей в минуту, а для размера 3/8 — 120 восьмых в минуту! Вы можете принудительно «заставить» играть петлю «не в родном» размере это даст вам дополнительные вариации ритмических рисунков. Звуковые наборы «Тоны Е-А», «Тоны G-C» могут пригодиться для настройки струнного инструмента или для вокальной распевки. Большой выбор звуков удобен при использовании метронома для разучивания произведений в разных стилях. Иногда вам потребуются четкие, резкие звуки, как, например, «AI Sounds», «Металл» или «Электро», иногда мягкие, как в наборе «Шейкер». Метроном может оказаться полезным не только для музыкальных занятий. Вы можете использовать его: для разучивания танцевальных движений; выполняя утреннюю гимнастику; для тренировки быстрого чтения (определенное число ударов на сроку); во время сосредоточения и медитации. Обозначения темпа музыкальных произведений (по шкале метронома Wittner) Ударов в минуту Итальянский Русский 40-60 Largo Ларго – широко, очень медленно. 60-66 Larghetto Ларгетто – довольно медленно. 66-76 Adagio Адажио – медленно, спокойно. 76-108 Andante Анданте – не спеша. 108-120 Moderato Модерато – умеренно. 120-168 Allegro Аллегро – оживленно. 168-200 Presto Престо – быстро. 200-208 Prestissimo Престиссимо – очень быстро.</tr>balalayka.jpgНастройка БАЛАЛАЙКИ

Prima

3 струна E 2 струна E 1 струна A

Балалайка ПРИМА является наиболее распространенной, которая настроена на E E A  (1-я струна A в первой октаве) (2-я струна E в первой октаве) — (3-я струна E в первой октаве) 2-я и 3-я струна настроены на одинаковую высоту.

Secunda

3 струна A 2 струна A 1 струна D

Балалайка СЕКУНДА настроена на A A D (1-я струна D в первой октаве) (2-я струна A в малой октаве) — (3-я струна A в малой октаве) 2-я и 3-я струна настроены на одинаковую высоту.

Alto

3 струна E 2 струна E 1 струна A

Балалайка АЛЬТ настроена на E E A  (1-я струна A в малой октаве) (2-я струна E в малой октаве) — (3-я струна E в малой октаве) 2-я и 3-я струны настроены на одинаковую высоту.

Bass and Contrabass

Балалайка БАС настроена на ноты E A D (1-я струна D в малой октаве) (2-я струна A в большой октаве) — (3-я строка Е в большой октаве)

3 струна E 2 струна A 1 струна D

Балалайка КОНТРАБАС настроена на ноты E A D (1-я струна D в большой октаве) (2-я струна A в контр-октаве) — (3-я строка Е в контр-октаве)

3 струна E 2 струна A 1 струна D

</td></tr></tbody></table>

И еще немного полезной информации о настройке музыкальных инструментов:

Мандолина и 4-струнная домра  1 струна — МИ второй октавы (E) 2 струна — ЛЯ первой октавы (A) 3 струна — РЕ первой октавы (D) 4 струна — СОЛЬ малой октавы (G)Домра малая 1 струна — РЕ второй октавы (D) 2 струна — ЛЯ первой октавы (A) 3 струна — МИ первой октавы (E)Домра альт 1 струна — РЕ первой октавы (D) 2 струна — ЛЯ малой октавы (A) 3 струна — МИ малой октавы (E)Домра бас 1 струна — РЕ малой октавы (D) 2 струна — ЛЯ болшой октавы (A) 3 струна — МИ болшой октавы (E)Домра контрабас 1 струна — РЕ болшой октавы (D) 2 струна — ЛЯ контр октавы (A) 3 струна — МИ контр октавы (E)okt_key.jpg

of your page —>

Используемые источники:

  • https://domifa.ru/strunnye-shchipkovye-muzykalnye-instrumenty/235-ustrojstvo-domry
  • http://rec-music.ru/tuners.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации