Содержание
On-Line настройка двигателя — индивидуальная настройка двигателя, как спортивного, так и гражданского. On-line настройка для гражданского двигателя кардинально отличается от настройки спортивного двигателя. Отличия заключаются в том, что для гражданского двигателя используется штатный ЭБУ двигателя, установленный на заводе-производителе из-за чего сохраняется полная работоспособность всех систем ABS, круиз контроль, антибукс, курсовая устойчивость. Для спортивного двигателя калибровок штатного ЭБУ может не хватить, из-за этого он заменяется на новый, который соответствует возросшим потребностям тюнингованного двигателя. При этом связь со штатными системами теряется и такие вышеперечисленные системы как ABS, круиз контроль и другие перестают работать частично, а в большей части полностью.
Начнем с описания On-Line настройки гражданского двигателя, заводской комплектации, без каких-либо изменений в самом железе, как замена турбины и интеркулера. Данная настройка производства путем записи логов при изменении прошивки, последующем их анализе, по результатам которых производится следующий шаг коррекции калибровок, и так до тех пор, пока результат будет наилучшим! Задача калибровщика, который проводит настройку в стоковом двигателе, изыскать ресурсы увеличения мощности. Такие ресурсы обычно находятся в таких калибровках, как давление турбины, угол опережения зажигания, состав топливовоздушной смеси. Все нюансы излагать смысла нет, так как это является коммерческой составляющей калибровщика и мало чем может пригодиться автовладельцу, читающему этот раздел.
Теперь поговорим об On-Line настройки спортивного, заряженного, тюнингованного двигателя. Сам процесс идентичен настройки гражданского двигателя с той лишь разницей, что для возросших потребностей уже стандартного ЭБУ не хватает и большей частью используется специальный предназначенный для этого ЭБУ. Разновидностей систем много, как Российских компаний на базе Январь и Микас, так и иностранных полностью разработанных с нуля и наилучшим способом подходящих для настройки даже самых мощных систем. Единственным недостатком последних является стоимость и техническая поддержка на родном языке производителя.
Особенностью программ для On-line настройки — возможность вносить изменения в режиме реального времени. На первый взгляд это покажется огромным плюсом в настройке и каким-то заоблачным сервисом, это не совсем так, так как настройка двигателя происходит в основном по логам, как и для гражданского двигателя. Онлайн режим актуален, например, в режиме холостого хода, когда автомобиль стоит на месте и нужно настроить обороты XX, чтобы они не плавали, к тому же менять калибровки в скоростном режиме малоприятное удовольствие, а при езде по бездорожью вообще не реальное. Малоэффективен для таких настроек и диностенд — так как те стенды, что есть в Украине, не поддерживают режим статической нагрузки и не обеспечивают реальной имитации встречного воздушного потока, который очень важен для охлаждения интеркулера, от которого очень зависит максимальная развиваемая мощность, в результате этого настройка на таком диностенде будет не оптимальная. Замер мощности на диностенде будет приятным дополнением к выполненной настройке, но никак не основным фактором для настройки двигателя.
Обратите внимание на статьи указанные ниже:
Есть несколько элементов, настройки которых влияют на то, как мотор будет себя вести в действии. Это:
- Винт холостых оборотов
- Игла высокого газа
- Игла малого газа
Кроме того, чтобы настроить ДВС модели, вам потребуется запас горючего и место с ровным покрытием.
Свеча накаливания и накал для нее: подключаем, заряжаем
Настройка холостого хода: подготовка
Корректировка
Залейте в топливный бак горючее, заведите движок и прогрейте его – устройте 5-минутные гонки на полной скорости, а затем возвращайтесь на точку ТО – будем проверять, как настроен холостой ход. В нормальной ситуации заведенная машина должна смирно стоять на месте и ждать вашей команды. Если же болид пытается умчаться от вас подальше или заглохнуть, значит, нужна отвертка и правильная настройка нитро ДВС. Если мотор глохнет на небольшом газу, значит, количества поступающего топлива не достаточно и его нужно увеличить. Потому немного приоткройте заслонку, вращая винт холостого хода в левую сторону (по ходу часовой стрелки). Если вы отложили пульт в сторону, а машина пытается тронуться в путь – это говорит о высоких холостых оборотах из-за переизбытка топливной смеси. Чтобы снизить ее количество, необходимо прикрыть заслонку газа, вращая винт дросселя вправо.
Пускай модель остается в заведенном состоянии и стоит в одной точке. Надавите на курок газа и присмотритесь к движку. Модель с нитро ДВС настроена идеально, если:
- Движок мгновенно реагирует на нажатие газа/тормоза;
- Мотор стабильно функционирует на оборотах любой скорости;
- Рабочая температура мотора не превышает 110С;
- Из выхлопной трубы выходят клубы дыма (не чрезмерно насыщенные, но и не редкие).
Жмите на газ и наблюдайте за моделью. Если она медленно набирает скорость, глохнет, а из выхлопной трубы валят насыщенные клубы дыма, нужно увеличить поступление воздуха и уменьшить объем топлива, т.е. обеднить горючее. Ничего сложного – поверните винт иглы высоких оборотов на 1/16 по часовой стрелке. При необходимости повторите процедуру. Важно проворачивать иглу маленькими шажками, чтобы смесь не стала слишком бедной – это может вызвать перегрев движка. А вот обогащать смесь требуется, когда мотор самовольно увеличивает обороты, и модель не испускает дым. Кроме того, увеличить объем поступающего горючего стоит и в том случае, если двигатель успел перегреться. Для этого необходимо провернуть винт иглы высоких оборотов в правую сторону, как и в первом случае, на 1/16. Продолжайте настройку нитро ДВС пока не получите желаемый результат.
Обычно корректировать этот элемент нет необходимости, т.к. заводских настроек достаточно для нормальной работы модели. Но все же, иногда приходится затрагивать и этот элемент: когда настройки сброшены или хочется повысить КПД двигателя. Также настройку нужно проводить и тогда, когда вы резко давите на газ, а мотор глохнет и плохо набирает скорость с малых оборотов.
В какую сторону крутить винт иглы малого газа?
В настройке ДВС радиоуправляемой модели, особенно при корректировке иглы низких оборотов, вам может помочь инфракрасный термометр. Хорошенько разогрейте машину (5 минут активных гонок будет достаточно) и сразу же приступайте к замеру температуры. При этом глушить мотор нет необходимости. Если мотор начинает остывать, поворачивайте иглу влево небольшими шагами (на 1/16). Так вы обедните топливную смесь. Если же движок продолжает нагреваться, смесь необходимо обогатить – поверните винт иглы вправо. Как понять, что вы все сделали правильно? Столбик термометра не должен менять своего значения после остановки.
Почти каждый человек хочет чем-то выделяться среди других. Автолюбитель имеет возможность оказаться замеченным среди массы стандартизированных авто тюнингом своего личного транспорта. Тем более что сейчас «прокачаться» стало намного доступнее, чем раньше. Тюнинг кузова, салона и, конечно же, двигателя. Что только не делают автомобилисты, чтобы удовлетворить свое желание более быстро и динамично передвигаться.
Предыстория
С другой стороны, сами производители настроены на выпуск более «правильных» автомобилей. Таким образом мотор программируется на более долгий срок службы и наименьший расход топлива. Массовый продукт должен следить и беречь окружающую среду, и быть экономичным для своего хозяина. Но это все делает один автомобиль похожий на другой. Конвейерный тип.
Не каждый автолюбитель готов мириться с этим. Поэтому и существует такая уловка для превращения серийного авто в индивидуальное, как тюнинг. В данной статье поговорим об одной из самых популярных его разновидностей – настройка двигателя.
Что такое настройка двигателя?
Что нужно сделать, чтобы значительно прибавить лошадиных сил? Естественно увеличить вращение колес или, по-научному, его момент. Тем самым на выходе Вы получаете динамичный автомобиль. Существуют два способа для интенсивного разгона: первый связан с увеличение момента кручения на коленчатом валу. Второй – модернизировать трансмиссию в части ее передаточных чисел. Для максимального результата делаются все два способа, но в данной статье, рассмотрим только первый, связанный с настройкой двигателя.
Настройку двигателя обычно подразделяют на два первостепенных метода. Первый метод способствует увеличению момента кручения на коленчатом валу. Второй не затрагивает крутящий момент, а перемещает его в область более высоких оборотов. Стоит также сказать, что тюнинг двигателя самого по себе, не влечет больших изменений в автомобиле. Для того, чтобы достичь хороших результатов, нужно рассмотреть нюансы работы трансмиссии, подвески, особенно важно, тормозов.
У любого автомобиля имеется свой «предел возможностей». Прежде чем проводить какие-либо мероприятия по его улучшению, необходимо знать развесовку вашей машины – распределение всей массы между осями передней и задней – и коэффициент сцепления колес с поверхностью дороги. Обидно будет, если результаты Ваших стараний пропадут в пустую. Без сцепления, резины и ШРУСов автомобиль все равно далеко не уедет.
Повышение крутящего момента на коленчатом валу
Способ № 1
Из теоретической части автомобилестроения вычитываем: вращающий момент на коленчатом валу прямо пропорционален объему двигателя. Это значит, что чем больше поршни атмосферного мотора сжигают горючей смеси за один свой ход, тем больше высвобождается за счет этого энергии, которая движет механические части автомобиля.
Способ № 2
Наддувные двигатели отличаются принципом работы от атмосферных. Для увеличения момента коленчатого вала наддувных двигателей надо поработать с характеристиками управленческого блока, а именно, повысить наддув.
Способ № 3
Самый общераспространенный и самый нестабильный из вариантов увеличения вращающего момента – улучшение газодинамики за счет лучшей наполняемости цилиндров. Тут есть где размахнуться.
Рассмотрим все по порядку.
Объем цилиндров
В пределах разумного можно увеличить объем цилиндров и получить хороший результат. Не затрагивая другие показатели двигателя и оставляя диапазон оборотов на том же месте, мы не изменяем саму суть поведения автомобиля. Хотя после этих изменений он явно станет «шустрее».
Увеличить внутреннее пространство цилиндров можно двумя методами.
Первый метод
Заменяем стандартный коленчатый вал на вал с большим эксцентриситетом (расстояние от центра эксцентрика до центральной оси вала).
Второй метод
Растачиваем цилиндры для поршней большего диаметра.
Эффективное и более бюджетное средство, конечно же, расточка цилиндров. Вспомним математику: V двигателя = S поршня ∙ H ход. Таким образом, площадь увеличивается в 4 раза (возводим в квадрат), а диаметр только в 2 раза. А увеличивая в 2 раза ход поршня, получаем увеличение объема тоже в 2 раза. Ничего сложного.
Поговорим об экономичности данных преображений двигателя. Чтобы заменить кривошипно-шатунный механизм (КШМ), необходим коленвал с эксцентриситетом отличным от имеющегося, в нашем случае наибольшим. Это заведомо сложная задача. Делаются такие валы только на заказ и стоят они недешево. Повезло владельцам марки автомобиля Фольцваген. Все их моторы производятся с блоками равных размеров V = 1,6л; 1,8л; 1,9л; 2,0л. и с ходами 77,4; 80; 86,4; 92,8 и 95,5мм. На такие блоки легче и дешевле подобрать нужный Вам коленчатый вал, ведь серийное производство всегда доступнее.
Конечно, после таких трансформаций, потребуется другая поршневая группа. Одно следует за другим. Так происходит всегда, стоит только начать что-то менять. Уже не остановиться. Но задумайтесь. Такие конструктивные изменения накладывают лишние потери хода в работающем двигателе из-за более коротких шатунов. При постоянных основных размерах блока и изменении размера коленвала, приходится чем-то жертвовать. Короткие шатуны испытывают те же нагрузки, что до них стандартные, а, значит, надежность всей конструкции значительно падает. Эту мелочь обычно упускают при тюнинге двигателя, считая ее малозначимой. Вопрос в том, надо ли Вам так уменьшать срок службы автомобиля?
Существует еще один вариант увеличения рабочего объема задействующий диаметр цилиндров. Производители закладывают в двигатель определенный запас прочности, увеличивая толщину стенки цилиндров. Этим можно воспользоваться и убрать «лишние» 1-2 миллиметра металла. На выходе мы получаем прибавку в объеме. С поршнями тоже не будет никаких проблем. Они имеют стандартизированные пропорции и найти подходящие среди серийных – дело времени. В конце концов поршни можно «подретушировать» на станке высокой точности: обработать отверстие или подрезать днище.
Однако, сказать, какой из способов повышения мощности двигателя лучше и дешевле, однозначно невозможно. Все они имеют место быть. Дальше все зависит от конструктивных особенностей конкретного мотора.
Используемые источники:
- https://chiptuner.dp.ua/article/chip-tuning/on-line-nastrojka-dvigatelya
- https://micromodels.ru/p/pyat-prostykh-shagov-po-idealnoy-nastroyke-dvs-modeli/
- http://actyon.info/tyuning-avtomobilya-nastroyka-dvigatelya-ch-1