Содержание
- 1 Устройство и принцип работы, схема
- 2 Как настроить своими руками?
- 3 Неисправности и их устранение
- 4 Модификации
- 5 Подводя итоги
- 6 Регулировка карбюратора К-151 авто ГАЗ-3110
- 7 Устройство карбюратора К-151
- 8 Подключение шлангов к карбюратору
- 9 Регулировка
- 10 Ремонт
- 11 Проблемы с карбюратором при установке газового оборудования
- 12 Замена карбюратора К-151
- 13 Ремонт насоса-ускорителя
- 14 Замена игольчатого клапана в поплавковой камере
Карбюратор К-151 завода Пекар (бывшего Ленинградского карбюраторного завода) предназначен для установки на четырехцилиндровые автомобильные двигатели УМЗ и ЗМЗ, а также УЗАМ.
Разные модификации карбюратора различались по набору жиклеров и соответственно, буквенным обозначениям. В статье будут подробно рассмотрены устройство «151-ого», его настройка и устранение всевозможных неисправностей.
Устройство и принцип работы, схема
Карбюратор предназначен для высокоточной дозировки топливовоздушной смеси и последующей доставки её в цилиндры двигателя.
В карбюраторе К-151 имеются 2 параллельно расположенных канала, через которые проходит очищенный воздух из фильтра. В каждом из них есть поворотный дроссель (заслонка). За счет такой конструкции карбюратор назван двухкамерным. А привод дросселя устроен таким образом, чтобы в зависимости от усилия нажатия на педаль газа (т.е. изменения режимов работы ДВС), поочередно открывалась первая заслонка, а затем вторая.
В середине каждого воздушного канала расположены конусообразные сужения (диффузоры). Через них проходят потоки воздуха, за счет которых топливо всасывается через жиклеры из поплавковой камеры.
Помимо этого в карбюраторе присутствуют следующие компоненты:
- Поплавковый механизм. Он предназначен для поддержания постоянного уровня топлива в поплавковой камере.
- Главные дозирующие системы первичной и вторичной камеры. Предназначены для приготовления и дозировки топливовоздушной смеси для работы двигателя на разных режимах.
- Система холостого хода. Она предназначена для работы двигателя на минимальных устойчивых оборотах. Состоит из специально подобранных жиклеров и воздушных каналов.
- Переходная система. Благодаря ей происходит плавное включение в работу вторичной камеры. Функционирует на переходном режиме между холостым ходом и высокими оборотами двигателя (когда дроссельная заслонка открыта менее чем наполовину).
- Пусковое устройство. Предназначено для облегченного запуска мотора в холодное время года. Вытягивая тягу подсоса, мы поворачиваем воздушную заслонку в первичной камере. Тем самым, перекрывается канал и создается необходимое разрежение для переобогащения смеси. Одновременно с этим на небольшой угол приоткрывается дроссельная заслонка.
- Ускорительный насос. Топливоподающее устройство, которое компенсирует подачу горючей смеси в цилиндры при резком открытии дросселя (когда потоки воздуха быстрее смеси).
- Эконостат. Дозирующая система вторичной смесительной камеры. Представляет собой распылитель, через который происходит дополнительная подача топлива в камеру при полностью открытом дросселе (когда скорость потока воздуха в диффузоре максимальна). Тем самым нивелируется обеднение смеси на высоких оборотах двигателя.
- Клапан-экономайзер (ЭПХХ). Отвечает за отключение подачи топлива в карбюратор на режиме принудительного холостого хода (ПХХ). Необходимость в нем связана с резким возрастанием CO (окисей углерода) в отработавших газах при торможении автомобиля двигателем. Что губительно влияет на работу двигателя.
- Система принудительной вентиляции картера. Через нее токсичные газы из картера двигателя попадают не в атмосферу, а в воздушный фильтр. Оттуда они уже с очищенным воздухом попадают в карбюратор для дальнейшего смешивания с топливом. Но система не работает на холостом ходу, т.к. не хватает параметров разрежения для всасывания. Поэтому придумана дополнительная малая ветвь. Она соединяет штуцер отвода картерных газов с пространством за дросселем карбюратора, где действует максимальное разрежение.
Ниже представлена подробная схема карбюратора К-151 с обозначениями:
Как настроить своими руками?
Для регулировки карбюратора К-151 понадобятся следующий минимальный набор инструмента:
- плоская и крестовая отвертки;
- линейка;
- штангенциркуль;
- регулировочные щупы и сверло (d= 6 мм);
- шинный насос.
Для демонтажа карбюратора понадобятся рожковые или накидные ключи на 7,8,10 и 13.
Перед настройкой следует снять верхнюю часть карбюратора, почистить ее от грязи и нагара. На этом этапе можно проконтролировать уровень топлива в поплавковой камере. Об этом будет подробно рассказано ниже.
Демонтировать карбюратор нужно только в случае крайней необходимости! Когда продувка сжатым воздухом и промывание не устраняют последствий заедания заслонок и загрязнений жиклеров (каналов).
Важно понимать, что не слишком грязный карбюратор работает так же, как и идеально чистый. Подвижные части в нем очищаются сами, а грязи попасть внутрь нелегко. Поэтому часто чистить карбюратор нужно снаружи, в местах налипания больших кусков грязи на взаимно движущиеся детали (на рычажном механизме и в пусковой системе).
Мы рассмотрим частичную разборку устройства со всеми регулировками и последующей сборкой.
Алгоритм снятия и разборки
Пошаговый алгоритм снятия и разборки карбюратора К-151:
- открываем капот автомобиля и снимаем корпус воздушного фильтра. Для этого откручиваем и снимаем верхнее крепление, и затем сам фильтрующий элемент. Откручиваем 3 гайки крепления корпуса фильтра ключом на 10 и снимаем его;
- вынимаем штекер микропереключателя ЭПХХ;
- отсоединив все шланги и тяги, ключом на 13 откручиваем 4 гайки, удерживающие карбюратор на коллекторе. Теперь снимаем сам карбюратор. Важно! Шланги и места соединения перед снятием лучше пометить, чтобы в будущем при сборке ничего не напутать;
- разбираем карбюратор. Откручиваем отверткой 7 винтов крепления и снимаем верхнюю крышку, не забыв отсоединить тягу привода воздушной заслонки от рычага;
- промываем карбюратор при помощи специального очистительного средства. Также для этих целей подойдет бензин или керосин. Жиклеры продуваются сжатым воздухом. Проверяем прокладки на целостность, при необходимости меняем их на новые из ремкомплекта. Внимание! Не стоит промывать карбюратор сильными растворителями, так как это может привести к повреждению диафрагмы и резиновых прокладок;
- пока карбюратор демонтирован, можно отрегулировать пусковое устройство. Если оно работает неправильно, пуск двигателя в холодную погоду будет затрудненным. Об этой настройке мы поговорим позже;
- прикручиваем карбюратор на место вместе с верхней крышкой. Подключаем колодку микропереключателя и все необходимые троса.
Если вы вдруг забыли, какой шланг куда втыкать, предлагаем воспользоваться следующей схемой (для двигателя ЗМЗ- 402):
4- штуцер для отбора разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания (ВРОЗ); 5-штуцер отбора разрежения к клапану ЭПХХ; 6 – штуцер забора картерных газов; 9-штуцер отбора разряжения к клапану рециркуляции отработавших газов; 13- штуцер подвода разряжения к системе ЭПХХ; 30- канал для отвода топлива; 32- топливоподводящий канал.
Для мотора ЗМЗ 406 предусмотрен специальный карбюратор К-151Д, в котором отсутствует штуцер под номером 4. Функцию трамблера в нем выполняет электронный датчик автоматического давления (ДАД), который соединяется шлангом с трубой впускного коллектора, где считывает параметры разряжения, поступающие от карбюратора. В остальном, подключение шлангов на 406 двигателе ничем не отличается от выше представленной схемы.
Как отрегулировать уровень топлива поплавковой камеры?
Нормальный уровень топлива для карбюраторов К-151 должен соответствовать 215 мм. Перед замером закачиваем нужное количество бензина в камеру при помощи рычага ручного насоса.
Уровень можно проконтролировать, не разбирая верхнюю часть карбюратора (см. рис. выше). На место сливной пробки поплавковой камеры вкручивается штуцер с резьбой М10×1. На него надевается прозрачный шланг диаметром не менее 9 мм.
Если уровень не соответствует норме, то откручиваем крышку карбюратора для доступа к поплавковой камере. Как только снимите верхнюю часть, сразу измерьте уровень при помощи глубиномера штангенциркуля (от верхней плоскости карбюратора до линии топлива). Дело в том, что бензин при сообщении с атмосферой быстро испаряется, особенно в жаркую погоду.
Альтернативным вариантом контроля уровня служит измерение расстояния от верхней плоскости разъема камеры до самого поплавка. Оно должно быть в пределах 10,75-11,25 мм. В случаях отклонения этого параметра, нужно аккуратно подогнуть язычок (4) в ту или иную сторону. После каждого подгибания язычка следует сливать бензин из камеры, а потом заливать заново. Таким способом замеры уровня топлива будут наиболее точными.
Важным условием рабочей системы контроля уровня топлива является целостность резинового уплотнительного колечка (6) на запорной игле, а также герметичного поплавка.
Регулировка пускового устройства
Перед началом регулировки пускового устройства нужно внимательно ознакомиться с его устройством и схемой.
Алгоритм регулировки:
- Повернув рычаг дроссельной заслонки, одновременно отводим рычаг воздушной заслонки (13) до упора в крайнее левое положение. Фиксируем его веревкой или проволокой. При помощи регулировочных щупов замеряем зазор между дросселем и стенкой камеры (А). Он должен быть в пределах 1,5-1,8 мм. Если зазор не соответствует норме, ключом на «8» ослабляем контргайку и отверткой, вращая винт, выставляем нужный зазор.
- Приступаем к регулировке длины тяги (8). Она связывает кулачок управления пусковым механизмом и рычаг управления воздушной заслонкой. Отворачивая резьбовую головку 11 (на ранних версиях карбюратора) выставляем зазор (Б) между рычагами 9 и 6 равный 0,2-0,8 мм.
- Рычаг 6 при этом должен касаться усика 5. Если это не так, то открутите винт, и поверните рычаг 6 влево до упора с усиком двуплечего рычага (5). На карбюраторах поздней модели зазор (Б) выставляется путем отворачивания винта, крепящего накладку на кулачке 13 и перемещением ее вверх вместе с тягой и последующим затягиванием винта.
- Напоследок проконтролируем зазор (В). Утопив шток 1, вставляем в образовавшийся просвет (В) сверло на 6 мм (допускается отклонения в ±1 мм). Если оно не влезает в отверстие или слишком мало для него, то откручивая винт 4 и передвигая двуплечий рычаг, добиваемся необходимого зазора.
Полезное видео
Наглядное видео о настройке пускового устройства новой модели карбюратора К-151:
Настройка системы холостого хода
Регулировку холостого хода проводят для того, чтобы обеспечить устойчивую работу двигателя с минимальным содержанием вредных окисей углерода (CO) в выхлопных газах. Но так как не у каждого в наличии есть газоанализатор, выполнять регулировку можно и с помощью тахометра, полагаясь на собственные ощущения от работы двигателя.
Для начала заводим двигатель и прогреваем (винт количества 1 вкручен в произвольном положении). Снимаем ограничитель хвостовика на винте качества 2, если он есть.
Важно! Воздушная заслонка во время регулировки холостого хода должна быть открытой.
После прогрева винтом качества находим такое положение, при котором обороты двигателя будут максимальными (еще чуть-чуть и мотор заглохнет).
Далее винтом количества повышаем обороты примерно на 100-120 об/мин выше тех, которые соответствуют холостым в заводской инструкции.
После этого винт качества закручивается до тех пор, пока обороты не упадут на 100-120 об/мин, т.е. до указанной заводской нормы. На этом моменте, регулировка холостого хода закончена. Контролировать измерения удобно с помощью выносного электронного тахометра.
С применением газоанализатора контроль (CO) в отработавшихся газах не должен превышать 1,5%.
Интересное видео
Представляем вашему вниманию интересное, а главное полезное видео, с помощью которого легко отрегулировать холостой ход на карбюраторе любой модификации К-151:
Неисправности и их устранение
Обмерзание корпуса экономайзера
У карбюратора К-151 на некоторых двигателях наблюдается одна неприятная особенность. При влажной минусовой погоде топливная смесь в карбюраторе активно конденсируется на его стенках. Это происходит за счет высокого разрежения в каналах на холостом ходу (смесь движется очень быстро, что приводит к понижению температуры и образованию наледи). Обмерзает в первую очередь корпус экономайзера, так как воздух поступает в карбюратор именно отсюда, а проходное сечение каналов здесь самое узкое.
Помочь в данном случае может только забор теплого воздуха в воздушный фильтр.
Хобот шланга забора воздуха можно кинуть прямо к коллектору. Либо изготовить так называемую «жаровню» — тепловой экран из металлической пластины, который ложится на выпускные трубы и к которому подключается шланг воздушника (см. рис.).
Также, чтобы снизить риск возникновения проблемы обмерзания экономайзера, перед поездкой прогреваем двигатель до рабочей температуры в 60 градусов. Несмотря на теплоизоляционную прокладку от двигателя карбюратор все равно получает некоторое количество тепла.
Правка фланца
При частой разборке и снятии карбюратора, а также при чрезмерном усилии при затяжке фланца к двигателю может деформироваться его плоскость.
Работа с поврежденным фланцем приводит к подсосу воздуха, протеканию топлива и другим серьезным последствиям.
Существует немало способов решения этой проблемы. Но самым простым и доступным является следующий метод:
- Нагреваем плоскость фланца карбюратора при помощи газовой горелки. Предварительно вынимаем все составные узлы и детали карбюратора (штуцера, рычаги и т.д.).
- Кладем плоскость поплавковой камеры на ровную поверхность.
- Как только карбюратор нагреется, сверху на фланец кладем толстый ровный кусок твердого металла. Ударяем по куску не слишком сильно, каждый раз переставляя его в разные места. В основном, изгиб у фланца идет по краям, в районе отверстий под болты.
Полезное видео
Подробнее о способе правке фланца рекомендуем посмотреть интересное видео:
Чтобы предотвратить дальнейший изгиб фланца, достаточно один раз равномерно его затянуть к двигателю и больше не снимать. Как мы убедились выше, чистку и настройку карбюратора можно проводить, не демонтируя его с двигателя.
Модификации
Карбюратор К-151 устанавливался в основном, на автомобили с моторами ЗМЗ и УМЗ объемами от 2,3 до 2,9 литров. Также имелись разновидности карбюратора для малокубатурных двигателей УЗАМ 331(б)-3317. Буквенное обозначение на корпусе карбюратора означает принадлежность к определенной группе двигателей в зависимости от параметров жиклеров.
Из таблицы видно, что всего насчитывается 14 модификаций, самыми популярными из них считаются: К-151С, К-151Д и К-151В. Реже встречаются следующие модели: К-151Е, К-151Ц, К-151У. Остальные модификации встречаются очень редко.
К-151С
Наиболее совершенной модификацией стандартного карбюратора является К-151С.
Распылитель ускорительного насоса в нем работает сразу на две камеры, а диаметр малого диффузора уменьшен на 6 мм и имеет новую конструкцию.
Такое решение позволило увеличить динамику автомобиля в среднем на 7%. А взаимосвязь между воздушной и дроссельной заслонками теперь осуществляется бесступенчато (см. рис. ниже). Подсос можно включать без нажатия на педаль газа. Новые параметры дозирующих жиклеров позволили соблюсти актуальные требования экологических норм.
К-151Д
Карбюратор устанавливался на двигатели ЗМ34061.10/ ЗМ34063.10, на которых угол зажигания контролируется электронным мозгом.
На место трамблера пришел ДАД, который считывает параметры разрежения с выхлопных газов выпускного коллектора, поэтому на К-151Д отсутствует штуцер для отбора разрежения в вакуумный регулятор опережения зажигания.
По этой же причине на карбюраторе нет микропереключателя системы ЭПХХ.
К-151В
Карбюратор имеет клапан разбалансировки поплавковой камеры с электромагнитным соленоидом. С обратной стороны камеры предусмотрен штуцер, к которому подсоединяется шланг для вентиляции. Как только вы выключаете зажигание, электромагнит открывает доступ в камеру и лишние пары бензина уходят в атмосферу, тем самым выравнивается давление.
Необходимость в такой системе появилась из-за установки карбюратора на экспортные модели УАЗа, которые поставлялись в страны с жарким климатом.
На карбюраторе отсутствуют привычные для нас штуцера отвода топлива и подвода разряжения к клапану рециркуляции отработавших газов. Необходимость в них появится на поздних моделях карбюратора со штатной системой перепуска топлива.
Подводя итоги
Карбюратор К-151 зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый и простой в эксплуатации. Все поломки и недостатки в нем легко устраняются. На последних модификациях устранены все минусы предыдущих моделей. А если его правильно настроить и следить за состоянием воздушного фильтра, «151-ый» не побеспокоит вас в течение долгого времени.
Регулировка карбюратора К-151 авто ГАЗ-3110
1. Регулировку уровня топлива в поплавковой камере производят при снятой крышке карбюратора.
Расстояние от уровня топлива до верхней плоскости корпуса карбюратора должно составлять 21,5 мм.
При уровне топлива ниже указанного, необходимо подогнуть вверх язычок 1 поплавка, упирающийся в хвостовик иглы запорного клапана.
При повышенном уровне язычок подогнуть вниз.
После каждой подгибки язычка нужно, отвернув сливную пробку поплавковой камеры, слить из нее бензин и, завернув пробку на место, повторно накачать бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса
2. Отрегулировать пусковую систему можно непосредственно на автомобиле, полностью прогрев двигатель и подключив к нему тахометр.
Запустив двигатель со снятым воздушным фильтром и слегка нажав на педаль акселератора, полностью закрыть воздушную заслонку рукояткой ее привода.
Затем лезвием отвертки приоткрыть воздушную заслонку настолько, насколько это позволит рычажный механизм.
Частота вращения коленчатого вала двигателя при этом должна составлять 2500—2700 мин.
Если она отличается от указанной, нужно, ослабив контргайку на регулировочном винте, упирающемся в профильный рычаг, заворачивать или выворачивать этот винт.
После окончания регулировки контргайку плотно затянуть.
3. Регулируют систему холостого хода на прогретом двигателе с подключенным к нему тахометром.
Для этого на работающем двигателе установить винт качества 2 в положение, при котором обеспечивается максимальная частота вращения на холостом ходу.
Затем с помощью винта количества 1 установить частоту, повышенную на 100—120 мин.
После этого завернуть винт качества до снижения частоты вращения на 100—120 мин.
Такой способ регулировки позволяет уложиться в нормы токсичности выхлопа.
Однако более точную регулировку рекомендуется проводить с помощью газоанализатора.
читаем также:
От состояния топливной системы напрямую зависит расход топлива, а если в ней есть неисправности, также ухудшается динамика автомобиля, двигатель начинает работать нестабильно.
В этой статье будет рассмотрен карбюратор К151: устройство, ремонт, регулировка, особенности настройки, а также основные неполадки и их признаки.
Содержание
Устройство карбюратора К-151
В топливной системе карбюратор модели К-151 выполняет функцию приготовления топливовоздушной смеси в составе, необходимом для работы автомобильного двигателя при различных нагрузках – на холостом ходу, на средних или максимальных оборотах. Этот узел применяется на легковых автомобилях «Волга», ИЖ, на коммерческих автомашинах «Газель», «Соболь», внедорожниках УАЗ. Существуют различные модификации «сто пятьдесят первого», и в зависимости от его модели в названии в конце добавляется буква, например, карбюратором К-151С комплектуются машины ГАЗ-3102/31029, ГАЗ-3302 «Газель». Также в зависимости от модели К-151 жиклеры могут устанавливаться разного сечения – многое зависит от характеристик и объема двигателя.
Карбюратор 151-й серии состоит из следующих систем и элементов:
- основного корпуса (средней части) с поплавковой камерой;
- корпуса дроссельных заслонок – поворачиваются заслонки за счет привода, связанного с педалью акселератора (газа);
- верхней крышки поплавковой камеры – в ней находится запорный механизм, не позволяющий камере переполняться бензином, а также воздушная заслонка, необходимая для запуска холодного двигателя и его прогрева;
- главной дозирующей системы – является основной в приготовлении топливовоздушной смеси (ТВС), состоит из каналов определенного сечения, двух топливных и двух воздушных жиклеров;
- системы холостого хода, которая необходима для стабильной работы ДВС на холостых оборотах – в ее состав входит обводной канал, регулировочные винты (качества и количества ТВС), жиклеры (топливный и воздушный), клапан экономайзера с мембранным механизмом;
- насоса-ускорителя – он позволяет автомобилю ехать без провалов при резком ускорении, состоит из дополнительных каналов в основном корпусе, шарикового клапана, мембранного механизма и распылителя топлива;
- эконостата – система предназначена для обогащения ТВС на больших оборотах мотора, представляет собой дополнительные каналы, через которые под воздействием большого разрежения при открытых дроссельных заслонках во впускной коллектор поступает дополнительная порция топлива;
- переходной системы – он нужна для плавного увеличения оборотов в момент начала открытия дроссельной заслонки во вторичной камере, состоит из топливного и воздушного жиклеров.
Карбюратор К-151 состоит из двух камер, дроссельные заслонки в нем открываются последовательно, на входе в штуцере установлен фильтр – защитная сетка. Узел также оснащен обратным топливопроводом, по которому излишки бензина сбрасываются назад в бензобак, также «обратка» не позволяет создавать избыточное давление топлива. Само по себе устройство карбюратора К-151 достаточно сложное, и чтобы отремонтировать и настроить узел, нужен опыт, строгое соблюдение инструкции по ремонту.
Подключение шлангов к карбюратору
К карбюратору К-151 подсоединяется несколько шлангов двух диаметров – если их перепутать местами, двигатель не будет работать должным образом. Шланги подключаем в следующем порядке:
- основной топливный патрубок – к штуцеру, который находится под поплавковой камерой ближе к двигателю (на рисунке он зажат в руке);
- «обратку» – к нижнему отводу (он направлен с противоположную сторону от движка, и находится ниже основного штуцера);
- два тонких шланга идут от электромагнитного клапана, один из них – на клапан экономайзера ХХ;
- второй – на нижний штуцер с другой стороны корпуса дроссельных заслонок (внизу на картинке под номером 2)
- вывод под номером 3 – со шлангом вакуумного опережителя зажигания на трамблере;
- штуцер на карбюраторе под номером 5 (картинка ниже) – со шлангом принудительной вентиляции картера, который на многих моторах располагается на клапанной крышке сверху;
- отвод 1 (рисунок ниже) – на термовакуумный выключатель, который не устанавливается на движках без системы рецеркуляции ОГ. При отсутствии датчика вывод №1 часто заглушают, но делать это вовсе не обязательно – через штуцер подсос воздуха не идет;
Регулировка
Если без опыта ремонт узла К-151 своими руками автовладельцам производить достаточно сложно, то регулировку освоить проще, главное – понять принцип работы устройства, и действовать по инструкции. Всего существует несколько видов регулировок «сто пятьдесят первого»:
- холостого хода;
- положения воздушной заслонки;
- уровня бензина в поплавковой камере;
- положения дроссельной заслонки.
Изменять топливный уровень в поплавковой камере следует доверять опытным карбюраторщикам, а вот холостой ход может отрегулировать любой водитель самостоятельно. Выполняем процедуру следующим образом:
- прогреваем двигатель до рабочего состояния;
- оставляем работать мотор на холостых оборотах, воздушная заслонка должна быть полностью открыта (утоплен подсос);
- выворачиваем винты количества (с пружиной) и качества, позволяем мотору набрать максимальные обороты;
- постепенно закручиваем оба винта до того момента, пока ДВС не начнет работать с перебоями;
- винтом количества немного увеличиваем обороты, при этом регулировкой качества «ловим» стабильную работу мотора, но этот винтик по возможности должен быть максимально закручен. Следует учесть, что положение винта качества существенно влияет на расход топлива, поэтому его и заворачивают по возможности как можно больше;
- немного подкручиваем винт количества, добиваемся стабильной работы движка при 700-800 об/мин. Если «количественный» винт завернуть много, начинаются провалы в момент резкого нажатии на педаль акселератора. Еще нужно не забывать, что стабильность работы ДВС в немалой степени зависит и от регулировки зажигания.
Если обороты двигателя повышенные, следует их убавить с помощью винта, который регулирует положение дроссельных заслонок. Этот винтик часто намертво закипает, и его повернуть в какую-либо сторону невозможно (на рисунке внизу под цифрой 4, под белой краской).
Есть один «хитрый» способ, заставляющий регулировочный элемент повернуться – нужно в его шлиц установить плоскую отвертку и аккуратно стукнуть несколько раз по ней молотком (усилие нужно чувствовать, иначе можно поломать части карбюратора). Винт «отойдет» и начнет вращаться на резьбе. Если с первого раза «фокус» не удался, его следует повторить. Важно не торопиться и набраться терпения, тогда все получится.
Ремонт
В процессе эксплуатации автомобиля в карбюраторе могут возникать различные неисправности, основные признаки сбоев в этом устройстве:
- повышенный расход топлива;
- черный дым из трубы глушителя, особенно хорошо он заметен, если нажимать на педаль газа резко;
- нестабильная работа на холостых оборотах, мотор может также глохнуть на сбросе оборотов;
- плохая динамика автомобиля;
- провалы при наборе скорости.
При неисправном карбюраторе мотор может не развивать обороты, также нередко во впускном коллекторе слышны хлопки, выстрелы в глушителе. К-151 – достаточно сложный узел, и из строя может выйти практически любой его элемент.
Есть причины, из-за которых карбюратор чаще всего выходит из строя:
- засоряются жиклеры, топливные и воздушные каналы;
- от нагрева происходит деформация корпуса;
- перестает работать запорный клапан поплавковой камеры;
- со временем изнашивается жиклеры.
Многие ремонтники, восстанавливая работоспособность карбюратора, в первую очередь стремятся заменить жиклеры, считая, что из-за них повышается расход топлива, двигатель работает нестабильно. Одно достаточно важное замечание – жиклеры изнашиваются очень редко, и чаще всего износ происходит, когда карбюратор работает часто в пыльных условиях. Наиболее часто встречающаяся причина плохой работы карбюратора – его засорение, но чтобы хорошо прочистить узел, необходимо его полностью разбирать. Ремонт карбюратора К-151 осуществляется со снятием устройства, полной промывкой и продувкой всех его деталей.
Проблемы с карбюратором при установке газового оборудования
Часто автомобили с карбюраторными двигателями автовладельцы переводят на газ, например, выгодно ставить ГБО на рабочую «Газель». Но при постоянном использовании газа в карбюраторе появляются различного рода проблемы, и одна из них – неисправность системы холодного запуска на карбюраторе.
На многих машинах в ГБО используется проставка под газ на карбюратор К-151, она размещается между основным корпусом и корпусом дроссельных заслонок. За счет дополнительной вставки увеличивается расстояние между нижней и верхней частью карбюратора, поэтому система пуска холодного двигателя начинает работать с нарушениями – приходится постоянно держать ногу на педали газа, при этом держа подсос. На газу не до конца работающий подсос на работу двигателя не влияет, но все дело в том, что холодный пуск мотора, и особенно зимой, осуществляется на бензине. Поэтому с не полностью закрывающейся воздушной заслонкой запустить ДВС достаточно проблематично, еще от возникающих вибраций крепление оси заслонок часто откручивается. Как избавиться от такой неприятной проблемы?
Один из вариантов решения вопроса – наваривание дополнительной планки на тягу воздушной заслонки, который позволяет компенсировать разница в толщине стандартной прокладки между корпусами и газовой проставки.
Планку можно изготовить из электрода диаметром 2 мм.
Замена карбюратора К-151
При сильном износе деталей карбюратор нуждается в замене, чаще всего он меняется, если изнашивается корпуса:
- сильно деформируется нижняя поверхность средней части;
- коробится крышка (верхняя часть корпуса);
- изнашивается посадочное место под дроссельные заслонки в нижней части.
Цена нового карбюратора К-151 достаточно высокая (в среднем 5,5-6,5 тыс. рублей), но с неисправным устройством ездить невозможно, тем более, с большим расходом топлива денег теряется еще больше. Меняется К-151 достаточно просто, рассмотрим процесс его замены на автомобиле «Газель»:
- глушим мотор, отворачиваем хомут воздушного патрубка, демонтируем «гофру»;
- демонтируем корпус воздушного фильтра – сначала крышку, затем основной корпус (крепится тремя гайками на 10);
- ослабляем два крепления троса подсоса, выдергиваем трос;
- отсоединяем трос газа;
- освобождаем карбюратор от всех шлангов;
- откручиваем 4 гайки, которые держат корпус устройства;
- демонтируем узел – он может сидеть очень плотно, поэтому можно его снизу слегка поддеть отверткой, но нужно работать инструментом аккуратно, чтобы не повредить прокладку под карбюратором;
- ставим на место новый карбюратор, запускаем и прогреваем ДВС, производим регулировку холостого хода.
Ремонт насоса-ускорителя
Если возникают неисправности ускорительного насоса карбюратора, двигатель начинает «захлебываться», при резком наборе оборотов двигателя получается провал. Достаточно часто причиной такой работы ДВС является засорившийся «носик» распылителя топлива, также может выйти из строя диафрагма ускорительного насоса.
Дефекты диафрагмы определяются внешним ее осмотром, добраться до нее можно легко, не снимая карбюратора с двигателя. Для этого нужно отвернуть четыре винта крышки (на рисунке снизу – под номером 11), но снимать ее нужно аккуратно – важно не потерять пружину, которая находится внутри узла.
Чтобы определить исправность распылителя ускоритель насоса, необходимо снять корпус воздушного фильтра, рукой повернуть дроссельную заслонку и посмотреть, идет ли топливо через «носик» ускорителя. Если распылитель засорился, его можно попытаться продуть, но для этого потребуется снимать крышку карбюратора. Если носик не продувается, его следует заменить, работа по его замене также выполняется без снятия всего узла. Замену распылителя ускорительного насоса производим следующим образом:
- снимаем воздушный фильтр;
- отсоединяем трос подсоса;
- отворачиваем семь винтов верхней крышки карбюратора;
- вынимаем шплинт тяги пускового механизма, освобождаем тягу, демонтируем крышку;
- отворачиваем винт распылителя, продуваем или меняем деталь;
Замена игольчатого клапана в поплавковой камере
Если двигатель потребляет много топлива, одной из причин этого явления может быть неисправный игольчатый клапан в поплавковой камере – он не герметичен, и в камеру поступает слишком много бензина. В некоторых случаях клапан совсем перестает удерживать топливо, тогда бензином полностью заливается карбюратор, и автомобиль не заводится. Игольчатый клапан меняем очень просто:
- снимаем верхнюю крышку карбюратора;
- отворачиваем винт, который держит ось поплавка;
- демонтируем ось, убираем поплавок в сторону вместе с самой иглой;
- Ключом-трубкой на 10 откручиваем седло клапана, затем ставим на место новые детали, собираем карбюратор.
<center></center>Используемые источники:
- https://vsekarby.ru/avtomobili/legkovye/karbyurator-k-151-regulirovka-remont.html
- http://autoruk.ru/marka-avto1/gaz-3110-volga/dvigatel-402/regulirovka-karbyuratora-k-151-avto-gaz-3110
- https://avtobrands.ru/karbyurator-k-151-ustrojstvo-remont-regulirovka/