Установка момента зажигания является очень тонкой и важной регулировкой.
От качества выполнения данной операции зависит четкая и бесперебойная работа двигателя. Прежде чем приступить к установке момента зажигания, желательно изготовить два приспособления, которые значительно облегчат предстоящую работу и повысят ее точность.
Первое — контрольная лампочка для определения начала размыкания контактов прерывателя. Для этого к обычной лампочке 6 В, 1,5-5 Вт припаивают контакт типа «крокодил» и соединительный мягкий провод, также заканчивающийся «крокодилом» (см. рис. 35).
Второе — индикатор для определения момента зажигания. Простой индикатор можно изготовить по чертежу, приведенному на рис. 20; можно изготовить более точный прибор, приспособив для этой цели индикатор часового типа.
<center></center>
Рис. 20. Индикатор для установки момента зажигания
Перед началом регулировки необходимо осмотреть контакты прерывателя, которые должны быть в безупречном состоянии и соприкасаться друг с другом всей плоскостью. Нельзя приступать к регулировке, если контакты обгорели или на их плоскостях имеются неровности. Выпуклости на плоскостях контактов надо устранить. Для этого контакты прерывателя нужно снять и, осторожно укрепив в тисках, надфилем с мелкой насечкой запилить контакт таким образом, чтобы не нарушить параллельности плоскостей соприкосновения контактов молоточка и наковальни. Затем рекомендуется отполировать плоскости контактов или хотя бы отшлифовать их на мелкозернистой шлифовальной бумаге. После окончания работы прерыватель необходимо тщательно очистить от опилок и промыть в чистом бензине.
Плоскость вновь запиленных контактов проверяется их совмещением после установки на место.Убедившись в исправности и чистоте контактов прерывателя, можно перейти непосредственно к самой установке момента зажигания.
Регулировку момента зажигания мотоцикла «Ява-350» необходимо произвести в следующем порядке.
1. Вывернуть свечи из обоих цилиндров.
2. Снять правую крышку картера.
3. В правый цилиндр в резьбовое отверстие свечи завернуть индикатор.
4. Установить поршень правого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в.м.т.), поворачивая коленчатый вал ключом за головку болта, крепящего ротор генератора к цапфе, или вращая заднее колесо при включенной прямой передаче.
5. В положении поршня в в.м.т. установить зазор между контактами верхнего прерывателя (для правого цилиндра), равный 0,35-0,40 мм. Для регулировки зазора необходимо ослабить винт 8 (рис. 27), крепящий основание наковальни (неподвижного контакта), и повернуть основание в сторону увеличения или уменьшения зазора.
6. Установив между контактами требуемый зазор, повернуть коленчатый нал в обратном направлении и опустить поршень на 3.5-4,0 мм от в.м.т. При этом положении поршня и правильно установленном зажигании должно начинаться размыкание контактов прерывателя и, соответственно, в свече должна проскакивать искра. Начало размыкания контактов удобнее всего контролировать лампочкой, присоединенной параллельно контакту прерывателя. При включенном зажигании, в момент начала размыкания контактов, лампочка загорается, а при сомкнутых контактах она не горит.
<center></center>
Для установки нужного момента размыкания контактов необходимо проделать следующее:
а) ослабить два винта 5 и 9 (рис. 21), крепящие основной диск 7 к корпус у генератора, и, поворачивая по ходу часовой стрелки или наоборот, установить диск так, чтобы начало размыкания контактов прерывателя совпадало с установленным положением поршня (3,5-4,0 мм до в.м.т.); : момент начала разрыва контролировать по вспыхиванию лампочки;
б) завернуть винты 5 и 9 и вновь проверить момент начала размыкания контактов; при необходимости, если сбилась регулировка при затягивании винтов, повторить установку диска.
7. После установки момента зажигания для правого цилиндра устанавливают момент зажигания для левого цилиндра. Последовательность операции и действий при этом будут аналогичны вышеописанным, но при этом для регулировки момента начала размыкания контактов поворачивать нужно основание 2 другого прерывателя, прикрепленное к основному диску двумя винтами 1 и 4 (основной диск с прерывателем для правого цилиндра при этом остается неподвижным). Ни в коем случае недопустимо после установки момента зажигания регулировать зазор между контактами прерывателя, так как при любом изменении зазора между контактами существенным образом меняется величина опережения зажигания.
<center></center>
Рис. 21. Прерыватель мотоцикла «Ява-350»:1 и 4 — винты крепления основания прерывателя левого цилиндра; 2 – основание прерывателя левого цилиндра; 3 — винт крепления основания неподвижного контакта прерывателя левого цилиндра; 5 и 9 — типы крепления основного диска; 6 — выступ; 7 — основной диск; 8 — винт крепления основания неподвижного контакта прерывателя правого цилиндра.
Несмотря на кажущуюся простоту, операции по регулировке зажигания требуют определенных навыков. Осложнения могут появиться после окончательной затяжки винтов, крепящих прерыватели к основанию, особенно если винты перед этим были намного вывернуты.
В процессе затягивания винтов основание прерывателя изменяет свое положение на основном диске (или основной диск меняет положение на корпусе генератора при регулировке опережения для правого цилиндра). При этом и пятка молоточка меняет свое положение по отношению к кулачку прерывателя; соответственно изменяются зазор между контактами и момент начала зажигания контактов. Поэтому при установке момента зажигания нужно учитывать изменения в положении прерывателя после затяжки винтов и суметь внести поправку в измерения и в положение прерывателя перед окончательной затяжкой крепежных винтов.
Профилактическое обслуживание системы зажигания. Для обеспечения бесперебойной работы системы зажигания следует придерживаться следующих правил.
1. Систематически производить наружную очистку приборов системы зажигания от пыли и грязи (приборы системы зажигания должны быть безупречно чистыми).
2. Через 3000 км пробега: а) смазывать каплей масла, применяемого для коробки передач, фильц и оси молоточков прерывателей; б) проверять состояние и контролировать зазоры между контактами прерывателя и между электродами свечей; в) проверять установку зажигания и при необходимости производить, его регулировку. Для зачистки контактов прерывателя в процессе эксплуатации следует использовать мелкозернистую шлифовальную бумагу, сложенную вдвое (рис. 22).
<center></center>
Рис. 22. Зачистка контактов прерывателя шлифовальной бумагой
Эта статья из раздела-электрооборудование, которая посвящена теме-регулировка зазора между контактами прерывателя и момента зажигания мотоцикл ява. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!
←Предыдущая Профилактическое обслуживание прерывателей мотоцикл Ява | Приборы сигнализации и освещения мотоцикл Ява Следующая→ |
---|
Мотоциклетные двигатели имеют постоянное или переменное опережение зажигания. При постоянном опережении зажигания начало разрыва прерывателя, а, следовательно, появление искры, остается неизменным на всех режимах работы двигателя. При переменном опережении зажигания момент появления искры изменяется ручным или автоматическим способом — центробежным регулятором, который по мере повышения числа оборотов увеличивает опережение зажигания от 10 — 30°. (см. продолжение)
В мотоциклах отечественного производства устанавливается момент зажигания по заводским данным:
У двухцилиндровых двигателей М-61 и К-750 кулачок прерывателя является продолжением распределительного вала, поэтому установка момента зажигания предусмотрена заводом. У этих машин устанавливается одинаковая величина разрыва молоточка для правого и левого цилиндра.
Для контроля и регулировки момента зажигания на мотоциклах с классическим (кулачковым) зажиганием удобно пользоваться индикатором часового типа ИЧ. Его основная шкала проградуирована как по часовой стрелке, так и против, а это очень удобно при выставлении и проверке зажигания (по цифрам черного цвета отсчет ведут, когда стрелка вращается по часовой стрелке. При этом верхний шток индикатора выдвигается. По красным цифрам, наоборот — стрелка вращается против часовой стрелке, и верхний шток вдвигается в корпус индикатора). Цена деления шкалы — 0,05 мм. Вспомогательная шкала, расположенная чуть правее от центра (та, которая меньше), имеет цену деления 1 мм. Чтобы закрепить данный индикатор в свечном отверстии головки цилиндра, необходимо на токарном станке выточить переходник или изготовить его самому из старой свечи зажигания.
- — отверстие для декомпрессора;
- — стержень для определения в. м. т.;
- — неподвижный контакт прерывателя;
- — рычажок прерывателя;
- — кулачок.
Снять правую крышку картера двигателя. Вывернуть свечу и установить вместо нее приспособление для определения положения поршня. Поворачивая коленчатый вал ключом S=10 мм, надетым на головку болта крепления кулачка, поставить поршень в в.м.т.
Установить между контактами зазор, равный 0,3 — 0,4 мм, для чего ослабить винт крепления наковальни и повернуть ее вокруг оси в нужную сторону. После затяжки винта проверить зазор — щуп толщиной 0,3 мм должен проходить легко, а щуп толщиной 0,4 мм проходить не должен.
Подключить контрольную лампу одним проводом к клеммному зажиму молоточка, другим — к любой точке массы мотоцикла. Включить зажигание, при этом лампа, подключенная параллельно контактам прерывателя, должна загореться.
Поворачивая коленчатый вал против часовой стрелки, опустить поршень на величину опережения зажигания, указанную в инструкции. Отсчет вести по приспособлению. В момент, когда поршень займет нужное положение, лампа должна погаснуть, сигнализируя о замыкании контактов. Если контакты замкнутся раньше (лампа погаснет), значит зажиганиепозднее, а позже — зажигание раннее. В обоих случаях ослабить немного винты крепления диска прерывателя и легкими ударами по отогнутому упору 12 (через отвертку) повернуть его по часовой стрелке, если зажигание раннее, и против часовой стрелки, если оно позднее. Затянуть винты крепления основания и проверить установку зажигания. Для этого опустить поршень на 5 — 7 мм (лампа не горит — контакты замкнуты) и снова медленно поднять его. Лампа должна загореться (контакты разомкнутся) в момент, когда поршень не дойдет до в.м.т. на величину опережения зажигания (см.ТАБЛИЦУ ВЫШЕ). Повернуть несколько раз коленчатый вал при помощи кик-стартера, после чего снова проверить опережение зажигания при ходе поршня к в.м.т. Следует помнить, что при выполнении этой работы нельзя долго держать включенным зажигание, чтобы не вывести из строя катушку зажигания.
На мотоцикле “Ява-350” подобным образом регулируют опережение зажигания сначала для правого цилиндра — соответственно верхний прерыватель, затем для левого — нижний прерыватель. Для этого ослабить крепления основания (диска), а затем для левого цилиндра — крепления сектора. Для обеспечения синхронной работы двигателя величину опережения зажигания в обоих цилиндрах следует устанавливать одинаковой.
Случается иногда, что требуемое опережение зажигания ява 350 не удается установить из-за недостаточной длины паза, ограничивающего поворот основания. Это указывает на чрезмерный износ упора молоточка прерывателя или его скалывание. В этом случае надо заменить упор или поставить новый молоточек.
В процессе эксплуатации пятка молоточка прерывателя изнашивается и происходит уменьшение ее высоты. Наковальню и молоточек с контактами толщиной менее 0,5 мм заменяют новыми. Особенно интенсивно происходит износ после установки нового молоточка. Изменение высоты пятки молоточка вызывает изменение величины опережения зажигания.
Износ уменьшает зазор между контактами прерывателя и первоначальную величину опережения, а установка нового неприработанного молоточка взамен вышедшего из строя увеличивает зазор между контактами прерывателя и опережения зажигания. Поэтому после замены деталей прерывателя необходимо произвести регулировку момента опережения зажигания.
<mainx>[sc:ads1]
Чехословацкий мотоцикл имеет ряд преимуществ по сравнению с другими советскими агрегатами, однако почти не отличается устройством электрооборудования. Схема электропроводки ЯВА 638 довольно проста. С ремонтом и техническим обслуживанием может справиться даже неопытный мотолюбитель.
Регулировка зажигания ЯВА 638 очень важна для правильной работы мотора. Ее можно выполнить самостоятельно в домашних условиях. Для этого необходимо:
- Вывернуть свечи зажигания из обоих цилиндров и снять крышку поддона.
- После извлечения свечей устанавливается индикатор в отверстие правого цилиндра.
- Теперь необходимо закрепить поршень в верхней мертвой точке. Для этого следует провернуть коленвал с помощью ключа.
- Затем регулируется промежуток контактов цилиндра. Они должны лишь слегка соприкасаться (расстояние примерно в 0,35 миллиметров).
- К контакту, на котором устанавливается опережение, подсоединяется лампочка. Это делается перед тем, как настроить зажигание на ЯВЕ 638, для точного измерения расстояний между контактами.
- На индикаторе вымеряется ноль, после чего положение фиксируется.
- Для каждого бензина опережение разное. Так, при использовании 92-го и 95-го регулировка составляет 2,7-3,1 миллиметра, для 80-го – 2,9-3,3 миллиметра.
- Если установка выполнена верно, лампочка гаснет. Иначе регулировка будет осуществляться подвижным диском.
- Идентичная процедура проводится и на другом цилиндре.
- Когда регулировка выполнена, следует несколько раз провернуть коленвал при помощи кикстартера. Затем производится контрольное опережение зажигания. На этом установка зажигания ЯВА 638 заканчивается.
Важно понимать, что при неправильно вымеренном зажигании ресурс работы двигателя будет сокращаться.
Электрическая схема
- появление генератора мощностью в 210 ватт;
- возможность установки дополнительной противотуманной фары;
- потребители коляски обеспечивались током со штатного генератора.
[sc:ads3]
Благодаря новой системе был повышен уровень светового потока, что обеспечило безопасность вождения в ночное время суток. Также улучшилось искрообразование, которое способствует более равномерной и динамичной работе двигателя.
Новый генератор содержит в себе такие основные элементы, как ротор, статор и металлический кожух. Его коэффициент полезного действия значительно превышает ранее использовавшийся 6-тивольтовый генератор. Такая система позволяет обеспечивать зарядку даже работе мотора на низких оборотах.
Однако созданная система вырабатывала прямой ток, который было необходимо превратить в переменный. Для этого в систему был встроен выпрямитель. Его удобное расположение под седлом позволяет легко выполнить техническое обслуживание самостоятельно.
Тем не менее, при установке такого оборудования возникала проблема перегрева стенок генератора. Использование выпрямителя внутри металлического кожуха стало невозможно, поэтому его расположили под сиденьем водителя, обеспечив приток воздуха для охлаждения системы.
Допустимая мощность к температурному показателю в 150 градусов по Цельсию составляла 15 ампер. С коляской и использованием всех приборов появилась возможность подключения одного дополнительного потребителя, не требующего мощности более 40 ватт.
К сожалению, использование мотоцикла при высоких температурных условиях более 30 градусов, может привести к поломке электрооборудования. Например, если не заводится ЯВА 638, есть большая вероятность, что произошел перегрев статорной обмотки или даже повредилась изоляция.
В целом, можно сказать, что нововведения в мотоцикле хорошо сказались не только на потребителях электроэнергии. Благодаря новой системе подачи искры двигатель стал работать более равномерно, вследствие чего байк стал динамичнее. Можно сказать, что этот агрегат являлся одним из лучших на советском рынке.
[sc:ads5]
Рекомендуем прочитать:
Сборка и ремонт двигателя Ява 638
Чертеж, инструкция, видео |
Регулировка зажигания Явы 638
Электросхема, инструкция, видео |
</mainx>[sc:ads6]
Прочитали? Напишите комментарий
Используемые источники:
- http://motociklyava.ru/regulirovka-zazora-mezhdu-kontaktami-preryvatelya-i-momenta-zazhiganiya-mototsikl-yava-380.html
- https://extreme.newline.by/helper/regulirovka-operezheniya-zazhiganiya-jawa
- https://motoholder.ru/remont/zazhiganie-yava-638