Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 0

Быстрая настройка газового компьютера TE-PM и других газовых компьютеров фирмы Tegas Engineering

tamona-5-696x409.jpg

ГБО Тамона — это оборудование Литовской фирмы, которая с 2000 года занимается производством электроники для газобаллонного оборудования, а также систем охраны автомобилей. По заверению производителя все системы проходят многоуровневую систему контроля качества. А главным лозунгом компании является качество без переплат за бренд. Так ли это? Давайте разбираться.

О компании

Основной деятельностью компании является разработка и создание автомобильной электроники и программного обеспечения к ней. Поэтому, чаще всего, под «комплектом ГБО Тамона» подразумевают исключительно ЭБУ данного производителя. Оборудование комплектуется недорогими газовыми форсунками (Valtek или OMVL), итальянскими редукторами «Tomasetto», и прочей солянкой различных производителей.

tamona-3.jpg

На сайте производителя есть упоминание того, что оборудование Тамона отлично работает с форсунками и редукторами указанных выше фирм. Но мы не нашли упоминаний о том, что литовские ЭБУ проходит испытание в реальных условиях с оборудованием итальянцев. И тем более нет информации о том, что все узлы, которые продаются в комплекте Тамона, калибруются и настраиваются для безупречной работы именно с узлами данного комплекта, как это делает, например Ловато.

Газовые ЭБУ Тамона — основа бренда

Самая дорогая часть системы ГБО — это газовый электронный блок управления. Именно на это делали ставку литовцы начиная проектировать собственные ЭБУ. Производитель пытался достичь баланса между ценой изделия, и его качеством.

TGstream PM

Флагман литовского производителя — это блок управление газовым оборудованием TGstream PM. Для удешевления продукции устройство находится в пластиковом корпусе не большего размера. Имеет стандартный разъем подключения к компьютеру, и понятную распиновку для подключения к ГБО. Рассчитан на работу с 4 цилиндровым двигателем.

  • Цена отдельно без комплекта 50$. Для сравнения Digitronic Maxi 2 стоит 57$. (Цены были взяты в одном конкретном интернет магазине по состоянию на начало 2019 года).
  • Цена комплекта гбо (баз баллона и магистралей) около 180-220$.

При покупке блок управления дополнительно комплектуется:

  • датчиком давления и температуры,
  • комплект проводов и разъемов для подключения,
  • кнопка переключения газ-бензин.

TGstream-PM.jpg

STYX Plus

Данный ЭБУ работает как LPG так и с CNG типами газа. Также имеет пластиковый корпус, но уже повышенной прочности. Корпус защищен от электромагнитных помех. В составе устройства 32 битный процессор, способный работать с 3 или 4 цилиндрами. Имеет аналогичную комплектацию с предыдущей моделью.

  • Цена комплекта от 250$. Довольно сложно найти.

STYX-Plus.jpg

Прочая продукция

Помимо электронных блоков управления газовым оборудованием Тамона выпускает ряд узлов, которые могут быть установлены на автомобиль с ГБО.

TMAP 4in1

Датчик давления и температуры. Основные функции — измерение температуры и давления газа в коллекторе.

Bluetooth S1 и USB S1

Диагностические адаптеры для подключения ЭБУ к персональному компьютеру или смартфону.

tamona.jpg

DIN S1

DIN-S1 — это цифровой индикатор, который отображает уровень газа в баллон ев процентах от 0 до 99

ВАЖНО: цифровой индикатор DIN S1 работает только совместно с системами ГБО Styx, Styx Plus, Styx Pro.

GAS alarm

Датчик утечки газа. Работает по аналогии с датчиками других производителей. При достижении в контролированной зоне опасного давления газа датчик перекрывают электромагнитный клапан, находящийся на газовом баллоне.

tamona-1.jpg

FORS-4-100

Эмулятор форсунок. Работает по аналогии с устройствами прочих производителей. Подходит для 4 цилиндровых двигателей.

IN-3

Кнопка переключения газ-бензин. Имеется возможность установки автоматического перехода на газ при достижении выставленного количества оборотов двигателя.

tamona-2.jpg

ZOND-4

Эмулятор-корректор лямбда зонда. По заверению производителя способен несколько уменьшить потребление топлива из-за возможности вносить коррективы в топливную карту используя показания лямбды. Для работы требуется рабочий лямбда зонд.

Плюсы и минусы ГБО Тамона

Давайте попробуем выделить несколько положительных и отрицательных моментов, связанных с оборудованием данной фирмы.

К плюсам можно отнести:

  • Цена. Производитель позиционирует себя как наиболее дешевого поставщика узлов ГБО на рынке. Данный факт действительно имеет место. Но разница с ценами остальных бюджетных производителей довольно не существенна.
  • Качество. Ну а что может поломаться в электронном блоке при правильном монтаже, бережном уходе и качественной настройкой? Легендарная Нокиа 1100 у многих до сих пор работает…
  • Поддержка. Производитель довольно часто выпускает обновленные прошивки для своих ЭБУ. Даже тех, которые выпущены более 3 лет назад и уже сняты с производства. Также у литовцев есть служба поддержки, которая охотно ответит на возникающие вопросы.
  • Простота настройки. Нельзя сказать, что настроить электронный блок Тамоны сложнее или проще, чем, например Стаг. При должном желании и наличии времени, практически любой автолюбитель может самостоятельно вносить изменения в настройки ЭБУ используя ПО производителя, которое легко можно скачать с официального сайта.

tamona-4.jpg

Минусы:

  • Слабая известность бренда. Именно по этой причине многие установщики не берутся за настройку электроники ГБО Тамона. А те, кто делает это в первый раз могут допускать ошибки в настройке. Из-за неправильной настройки вся система будет работать нестабильно.
  • Сложность с покупкой. Большинство интернет магазинов предлагает оборудование данного производителя под заказ. В связи с этим в небольших населенных пунктах купить, а потом установить и настроить оборудование будет проблемой.
  • Определенное количество заводского брака. Некоторые установщики отмечают, что периодически сталкиваются с бракованной продукцией данного бренда.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что электроника Тамона, при правильной настройке, способна на многое. Но найти специалистов, которые работаю с этим брендом довольно проблематично. В глубинке из-за недостаточной популярностью, в мегаполисах из-за дешевизны и слабой известности.

Если же Вы уверены в своих силах, дружите с компьютеров и имеете немного свободного времени, чтобы самостоятельно разобраться с настройкой, можете смело делать выбор в пользу данного производителя.

Каталог товаров

  • 123.jpgAudi, Skoda, VW, Seatsov.jpgВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, Chevroletsloy_62.jpgУниверсальные адаптерыitalian.jpgFiat, Alfa Romeo, Lanciaford.jpgFordopel.jpgOpel, Vauxhallvektornyy_smart_obekt_kopiya_2.jpgBMWToyotaCitroen/Peugeot
  • Серия СтандартСерия ПрофессионалRS232 (COM)BluetoothАксессуары
  • КабелиПереходники OBDIIРазъемы
  • Программаторы, корректировка одометра
  • Измерительный инструментРучной инструмент
  • АвтомагнитолыАвтомониторыАвтоакустикаАвтоусилителиАвтосигнализацииАвторегистраторыЗарядные устройства

Все статьиГлавнаяСтатьи

На автомобилях с газовым оборудованием 4 поколения после обновления прошивки ЭБУ бензина есть необходимость выполнить корректировку, настройку блока управления ГБО. Рассмотрим эту операцию на примере блока управления подачи газа Tamona.

Что потребуется для настройки.

Для того чтобы самостоятельно выполнить необходимые настройки вам потребуются:

• Оригинальное программное обеспечение Tamona – программа TamonaGas;

• Кабель ГБО – адаптер для согласования блока управления и компьютера.

Скачиваем актуальную версию программы TamonaGas на официальном сайте компании Tamona или у нас на сайте (тыц), устанавливаем ее на компьютер.

Какой кабель потребуется вам, зависит от модели и года выпуска ГБО Тамона, для более старых подойдет кабель для ГБО №1, для новых моделей (TG STREAM NEW, TGSTREAM PM) — ГБО адаптер №7. Купить кабель ГБО можно у нас в интернет-магазине, в разделе ГБО адаптеры.

Подключение и внесение настроек в блок электронного управления ГБО Tamona

1. Выполняем подключение ПК к блоку управления ГБО посредством кабеля;

2. Производим запуск программы Tamona;

3. При первом запуске необходимо выбрать необходимый порт для подключения;

4. Переходим во вкладку «F3 Калибровка»;

5. В нижней части окна программы – блок «Стереть», нажимаем кнопки «газ» и «бензин» для удаления точек графиков газа и бензина;

6. Выбираем вкладку «F5 автокалибровка» и жмем на кнопку «Старт». Калибровка происходит в автоматическом режиме;

7. Возвращаемся на вкладку «F3 Калибровка»;

8. Нажимаем на кнопку – «Картограмма»;

Чем ближе графики находятся друг к другу, тем точнее выполнена настройка. Идеальный вариант — когда графики совпадают.

Для чего нам необходимы картограммы? Для того чтобы выполнить оптимальные настройки работы форсунок на газу. Если все настройки сделаны правильно, режим работы форсунок при переключении с бензина на газ не меняются. Двигатель работает ровно, не ощущается падение мощности, исключается перерасход топлива, при переключении с бензина на газ разница незаметная.

Возможности ПО TamonaGas позволяют выполнить подстройку автоматически. Для этого необходимо нажать кнопку «Пересчет». Подстройка графиков произойдет без вашего вмешательства. В программах для настройки блоков управления ГБО других производителей, сведение графиков необходимо выполнять вручную.

Остается только сохранить настройки в ЭБУ. Для этого используем кнопку «передача».

Связанные товары Адаптер ELM327 USB metal Диагностический адаптер ELM327 в металлическом корпусе 450 грн.за 1 шт В наличии

Последнее обновление — 12 октября 2019 в 04:41

После того как газовое оборудование установлено на автомобиль, необходимо правильно откорректировать его работу. Также в ходе эксплуатации транспорта на газу или после ремонта, может потребоваться диагностика, а затем калибровка/регулировка ГБО.

В данной статье мы расскажем, как выполняется настройка ГБО 4 поколения своими руками.

Что нужно для настройки

От качественной регулировки газовой системы зависит расход топлива, а главное – ресурс двигателя, чтобы ее отрегулировать самому, потребуется:

  • ноутбук, планшет или смартфон;
  • программное обеспечение;
  • диагностический кабель (будем использовать его) или блютуз сканер (OBD2);
  • достаточное количество топлива в баках бензин/газ (10-15 л.).

Программы для диагностики ГБО 4 поколения можно скачать бесплатно на сайтах производителей оборудования или ресурсах их официальных представителей. Программа может немного отличаться интерфейсом, но по сути они все похожи. А вот шнур придётся купить или изготовить самостоятельно. О том, как своими руками сделать кабель мы писали тут, а блютуз адаптер здесь.

Процесс регулировки

При правильной настройке, важно чтобы автомобиль находился в полностью исправном состоянии. Системы, зажигания (свечи, катушки, провода) и топливная, должны работать безотказно.

Двигатель нужно прогреть до рабочей температуры (80-95˚C). Выключить все потребители (освещение, кондиционер, магнитолу), а также оставить гидроусилитель в покое. Затем подсоединить соответствующие разъёмы диагностического кабеля к колодке электронного блока управления ГБО и к компьютеру. Как правило, фишка/коннектор находится под капотом рядом с газовым ЭБУ.

Диагностический разъём контроллера ГБО 4

Автонастройка

Войдя в интерфейс программы (рассмотрим пример программы Stag (Стаг), более детально ознакомиться с софтом возможно тут), надо установить основные данные. Для этого во вкладке «параметры» — «параметры автомобиля», выставляем нужные значения:

Установка параметров авто

  1. Колич. цилиндров (тут всё ясно).
  2. Количество цил. на катушку (зависит от типа системы зажигания авто). Правильность выставленных значений можно проверить, сравнив показания из правой колонки программы. Холостые обороты (ХХ) двигателя должны максимально совпадать с показаниями тахометра на панели приборов авто.
  3. Если обороты ДВС снимаются с датчика распредвала, устанавливаем соответствующую галочку, но здесь нужно знать количество импульсов выдаваемых за один оборот вала (в большинстве случаев это 1 импульс).
  4. «Сигнал оборотов» можно оставить 2,5 V.
  5. При плавающих оборотах мотора, нужно поставить галочку «фильтр сигнала RPM».
  6. Выбираем тип двигателя стандарт/турбо.
  7. Далее переходим во вкладку «установки газового контроллера»:

Параметры ЭБУ

  1. Температуру включения (перехода на газ) ставим в диапазоне от 30-35˚C (если редуктор-испаритель изношен или зимнее время года, можно установить 40-45 градусов).
  2. Обороты двигателя, при которых машина перейдёт на газовое топливо можно поставить в интервале 500-650 об/мин.
  3. Время включения – это время задержки запуска ГБО при пуске прогретого мотора. Ставим 3-60 секунд, не очень важный параметр, нужен для стабилизации работы бенз. форсунок.
  4. Отключение цилиндра оставляем как есть. Параметр нужен для более незаметного перехода на газ, настраивается индивидуально.
  5. В регионах с жарким климатом, допускается «тёплый старт». При иных условиях лучше пропустить этот пункт.
  6. Минимальную температуру газа оставляем, так как есть. При снижении фактической ˚t газа ниже этого параметра, система перейдёт на бензин.
  7. Минимальные обороты на газе ставим 300-400 об/мин. В случае снижения этого значения ДВС перейдёт на бензин.
  8. Макс. обороты двигателя устанавливаем между 4000-4500. При превышении этих значений включается подача бензина.

Это значение нужно для сокращения рисков вредного влияния газового топлива на мотор.

  1. Макс. нагрузку на газе оставляем 100%.
  2. Время ошибки по давлению можно оставить 300 мс.
  3. Тип топлива LPG – пропан-бутан или CNG – метан.
  4. Рабочее давление редуктора настраивается в ходе автокалибровки (до 1.4), а минимальное выставляем 0,5-0,6 бар (при его уменьшении система включит бензин).
  5. Тип форсунок ставим в соответствии с установленными.
  6. Прогрев форс. можно включить, это приведёт к активации инжекторов после длительной стоянки.
  7. «Экстра-впрыски» оставляем как есть.
  8. Маркировку датчиков температуры редуктора и газа, также нужно знать при установке. Температура редуктора должна примерно совпадать с темпер. ДВС на штатном указателе.
  9. Указатель уровня газа устанавливаем согласно маркировке.

Во вкладке «дополнительные настройки» указаны параметры для более продвинутой/тонкой настройки. Здесь следует только разрешить аварийные запуски на газе и их количество.

Доп. настройки

После чего переходим в опцию «автонастройка». Активируем кнопку «старт».

Программа начнёт автоматическую калибровку, которая длиться 1-3 минуты. По завершении входим во вкладку «карта». Оранжевая линия должна находиться в интервале 1-1.4 коэффициента.

Карта коэффициента пересчёта

Если линия находится выше этого порога, значит неправильно подобраны дюзы форсунок, их пропускная способность занижена. В таком случае надо рассверливать жиклёры, либо подбирать другие. Ну а если кривая ниже данного диапазона, это указывает на то, что отверстия дюз слишком большие. Тут следует выбирать другие жиклеры/форсунки или запаивать имеющиеся и регулировать (сверлить) их под нужный размер.

В некоторых случаях, для стабилизации положения линии графика, выполняется регулировка давления редуктора ГБО 4 поколения, её можно сделать своими руками при помощи ключа шестигранника глядя непосредственно на диаграмму. Например, в случае с редуктором Tomasetto (Томасетто) Аляска AT09, поворачивая винт против часовой стрелки, находящийся в середине передней крышки корпуса, давление будет увеличиваться. Аналогичным способом производится настройка уменьшения давления. При этом норма для данного испарителя 0,9-1,8 bar.

Регулировочный болт редуктора ГБО 4 Томасетто Alaska AT09

На этом автокалибровка закончена, ее параметры желательно записать. Для этого в программе имеется кнопка «сохранить».

Создание бензиновой и газовой карт. Ручная корректировка.

С подключенным ноутбуком (так удобнее наблюдать построение карты), нужно сделать заезд примерно 3-7 км., сначала на бензине потом на газу. При этом должны соблюдаться несколько условий:

  • равномерность движения (без резких ускорений);
  • повышенная передача.

В ходе движения, на графике должны появляться синие точки и непрерывная прямая. Затем переходим на газ и стараемся двигаться в том же режиме, по тому же пути. После чего появиться непрерывная зелёная кривая с точками.

Топливные карты

Синяя и зелёная линии должны максимально совпадать. Проверить это можно визуально, а также во вкладке «отклонение». Если разбег красной линии находится в диапазоне 7-10%, можно считать, что настройка завершена правильно.

В ином случае необходимо максимально совместить линии друг с другом. Для этого при помощи кнопок мыши ноутбука и клавиш клавиатуры (↑↓←→), можно ставить дополнительные точки (если требуются) на оранжевой линии коэффициента пересчёта, а также управлять ими, тем самым совмещая топливные карты. Теперь регулировка газобаллонного оборудования завершена. Сохраняем карты в память компьютера, они могут понадобиться при дальнейшей калибровке (уже не нужно будет катать) и выходим из программы.

Заключение

Как видим самостоятельная настройка и диагностика ГБО 4 поколения не так уж и сложна. Имея необходимое оборудование, отрегулировать газовую систему можно не прибегая к услугам СТО, сэкономив свои средства.

Настройка газового оборудования четвёртого поколения (видео инструкция):

Используемые источники:

  • https://gbo4auto.ru/raznoe/gbo-tamona.html
  • https://vagcom.com.ua/clauses/reguliruem-gbo-tamona-posle-proshivki-benzinovogo-ebu-svoimi-rukami/
  • https://gbomotor.ru/poleznoe/nastrojka-gbo-4-svoimi-rukami

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации