Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 16

Настройка программного обеспечения косгу

Применение подстатьи 225 КОСГУ в рамках бюджетного учета является наиболее проблематичным. Нередко возникают сомнения при выборе между 225 и 310 КОСГУ (между ремонтом и модернизацией (реконструкцией, дооборудованием), а также — между 225 и 226 КОСГУ. Почему такие сложности возникают и как бухгалтеру «выйти сухим из воды», рассмотрим на примере рабочих ситуаций.

Что учитывать

Согласно Указаниям № 180н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока­зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, это расходы на:

? Реклама

  • содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (хим­чистка) и т. д.);
  • ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
  • противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества (огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей и т. д.);
  • расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния;
  • проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, а также иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инстру­ментов и т. п.);
  • замазка, оклейка окон;
  • услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;
  • заправка картриджей;
  • другие аналогичные расходы.

Пример 1? Реклама

Учреждение отразило расходы за проведение экспертизы компьютерной техники, что было необходимо в целях подтверждения неисправности компьютера и его спи­сания, по подстатье 226 КОСГУ.

Выбор подстатьи 226 КОСГУ бухгалтер мотивировал тем, что эта экспертиза не связана с эксплуатацией. Однако в Указаниях № 180н в составе подстатьи 225 КОСГУ указано: обследование технического состояния объектов нефинансовых ак­тивов, осуществляемое в целях… определения возможности дальнейшей эксплуата­ции… Следовательно, расходы надо было отразить по коду 225 КОСГУ.

Это же учреждение регулярно оплачивает работы по «испытанию диэлектрических галош и ковриков». В полном соответствии с принципами применения подстатьи 225 КОСГУ эти работы оплачиваются как содержание имущества.

Пример 2

Учреждение отразило оплату работ по «опломбированию водомера» по под­статье 225 КОСГУ Несмотря на то что водомер не числится в учете как отдельный объект, код КОСГУ выбран правильно.

? Реклама

В Указаниях № 180н относительно применения подстатьи 225 КОСГУ отмечено: государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений. Факт проведения опломбирования водомера подтверждает, что он находится в опе­ративном управлении учреждения.

Аналогично в отношении такого вида работ, как «электроизмерение и ис­пытание параметров электропроводки», оплату следует производить по коду 225 КОСГУ.

Пример 3

Администрация сельского поселения заключила договор на «сбор, транспорти­ровку, размещение отходов», предметом которого являлся сбор и вывоз мусора с улиц и иных общественных мест на территории поселения.

Бухгалтер принял ошибочное решение об отражении этих расходов на подста-тью 226 КОСГУ, хотя сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов относятся к коду 225 КОСГУ.

Независимо от того, оформлено ли такое имущество, расположенное в черте зе­мель поселения, в собственность, оно фактически находится в пользовании поселе­ния.

? Реклама

Кроме того, в п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указа­но, что в полномочия поселения входит организация благоустройства территории.

Следовательно, отражать расходы необходимо по подстатье 225 КОСГУ.

Подчеркнем, что ни один из нормативных документов по применению КОСГУ не содержит указания о том, что подстатья 225 может относиться исключительно к имуществу, отраженному на балансовых или забалансовых счетах учреждения. Определено только то, что речь идет об имуществе, на­ходящемся в собственности, оперативном управлении или пользовании.

Пример 4

Администрация сельского поселения для целей исполнения работ по благоустрой­ству приобрела бензопилу. В соответствии с п. 51 Инструкции № 157н бензопила отне­сена к материальным запасам и приобретена по коду 340 КОСГУ. Согласно принятой в органе власти учетной политике бензопила списана при передаче в эксплуатацию. В результате объект отсутствует и на балансовых, и на забалансовых счетах.

? Реклама

Тем не менее ремонт бензопилы следует отражать по коду 225 КОСГУ, т. к. право пользования на нее не прекратилось. Факт проведения ремонта подтверждает, что ремонтируемый объект существует и используется учреждением.

О ремонте

В 2009 г. в письме Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О на­правлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (в настоящее время утра­тило силу) впервые было дано определение понятия «ремонт». Под ним понимался комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых в т. ч. в целях устранения неисправностей (восстанов­ления работоспособности) объектов нефинансовых активов.

Данная формулировка сохранилась и в Указаниях № 180н: ремонт — это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно­сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак­теристик. Рассмотрим, как данное определение действует на практике.

? Реклама

Пример 5

Устранение неисправностей объектов: двигатель автомобиля вышел из строя, автомобиль не может двигаться.

Восстановление эксплуатационных показателей объектов:

  • автомобиль еще ездит, но заметно упала мощность двигателя, резко увеличился расход топлива, угар масла значительно превышает нормы;
  • принтер еще печатает, но качество печати низкое, оттиски нечеткие, с полосами;
  • оконные рамы еще целые, но рассохлись настолько, что их невозможно открыть и проветрить помещение.

Пример 6

Вышел из строя жесткий диск компьютера (HDD) емкостью 80 гБ. На момент выполне­ния ремонта в продаже уже нет дисков емкостью менее 250 гБ. В результате произошло улучшение характеристик компьютера. Однако первопричиной замены жесткого диска было устранение неисправности, поэтому такая операция не является модернизацией и относится к коду 225 КОСГУ.

? Реклама

В соответствии с определением понятия ремонта, введенным Минфи­ном России, была поставлена точка в многочисленных конфликтах по вопросу правильной классификации работ по замене (ремонту) окон, две­рей, ворот, элементов отопительной системы. А также систем водоснаб­жения, канализации, ассенизации, освещения (в т. ч. радиаторов, смеси­телей, раковин, унитазов, светильников и других бытовых предметов, не являющихся отдельными инвентарными объектами), входящих в стои­мость здания.

Пример 7

Учреждение заключило договор на выполнение работ по замене вышедшего из строя отопительного котла в здании, которое находится в оперативном управлении и числится в бюджетном учете. Котел числился в учете как отдельный инвентарный объект основных средств. Новый котел приобретен в рамках отдельного договора.

В соответствии с нормами Инструкции № 157н (п. 118) отопительный котел не явля­ется самостоятельным объектом основных средств, а относится к материальным запа­сам. Следовательно, необходимо сначала исправить ошибку в учете: отсторнировать операцию принятия к учету котла как объекта основных средств и отразить исправи­тельную проводку по оприходованию старого котла как материальных запасов и далее списать его на увеличение стоимости здания.

? Реклама

Поскольку целью работ по демонтажу старого и установке нового котла было вос­становление эксплуатационных характеристик здания, все указанные работы следова­ло отнести к подстатье 225 КОСГУ

Новый котел, приобретенный в рамках отдельного договора, следует оплатить за счет статьи 340 КОСГУ, а после установки — списать по коду 272 КОСГУ.

Если ремонт (замена) выполняются подрядчиками в рамках договоров, заключенных государственными (муниципальными) учреждениями в це­лях восстановления эксплуатационных показателей зданий, сооружений, то оплачивать такие работы следует по коду 225 КОСГУ. Даже если под­рядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов.

В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си­стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред­писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра­жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.

? Реклама

В отношении зданий и сооружений к ремонтным работам отнесены:

  • отделочные работы (перекраска, замена покрытий без изменения основ­ных функциональных характеристик);
  • некапитальная перепланировка помещений;
  • реставрационные работы (за исключением работ, носящих характер ре­конструкции, модернизации, дооборудования и приводящих к сущест­венным улучшениям объектов).

Отталкиваемся от цели

Для того чтобы четко различать, какие расходы следует отражать по коду 225, а какие по коду 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо­дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери­стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к коду 225 КОСГУ.

Пример 8

Учреждение приобрело новую программу для ведения бухгалтерского учета. Пер­вый месяц ее эксплуатации показал, что, хотя компьютер, на который она была уста­новлена, исправен, его технические характеристики недостаточны для эффективного использования рабочего времени бухгалтера: медленно работает процессор и не хва­тает объема оперативной памяти.

? Реклама

Работы по улучшению компьютера не могут быть отнесены к подстатье 225 КОСГУ, т. к. их причиной не является восстановление работоспособности самого компьютера (старая бухгалтерская программа работает, как и прежде, успешно).

Таким образом, работы следует оплатить по коду 310 КОСГУ как модернизацию или дооборудование, в зависимости от состава работ.

Не все имущество отражается по 225

Для того чтобы четко различать, какие расходы следует оплачивать по коду 225, а какие — по коду 226 КОСГУ (содержание имущества или прочие услуги), следует иметь в виду, что не все работы и услуги, связанные с иму­ществом, относятся к подстатье 225 КОСГУ:

  • под содержанием понимаются работы, проводимые с имуществом, кото­рое находится в эксплуатации, поэтому работы по монтажу (когда иму­щество еще не введено в эксплуатацию (оплата по 226 КОСГУ)), по де­монтажу (имущество уже не эксплуатируется (226 КОСГУ)) не относятся к подстатье 225 КОСГУ;
  • к содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредст­венно с его эксплуатацией или с поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (226 КОСГУ), транспортировка (222 КОСГУ), страхование (226 КОСГУ).

Пример 9? Реклама

Государственная инспекция труда по субъекту РФ приобрела автомобиль. Автоса­лон-продавец в рамках отдельного договора произвел дополнительные работы: по­лировку кузова, фар; перепрограммирование контроллера автоматической коробки передач.

Вопреки мнению бухгалтера, по требованию органа казначейства оплата была про­изведена по подстатье 225 КОСГУ, хотя следовало отразить операцию по коду 226 КОСГУ

В описанной ситуации работник органа казначейства подошел формально к вопро­су выбора кода КОСГУ Действительно, если рассматривать сам состав выполняемых работ, то, как правило, такие работы выполняются для восстановления характеристик автомобиля. Конечно, из предоставленных в орган казначейства документов не было видно, что автомобиль новый. Но бухгалтер дал устные разъяснения, которые работник органа казначейства не принял во внимание.

? Реклама

Согласно Указаниям № 180н к подстатье 225 КОСГУ относятся работы, осуществля­емые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользователь­ских характеристик объекта. В отношении нового объекта никакого поддержания или восстановления быть не может, следовательно, нет оснований для применения подстатьи 225 КОСГУ.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, следовало сформулировать договор с авто­салоном таким образом, чтобы в нем присутствовало прямое указание на то, что авто­мобиль новый.

Иные случаи

Также к подстатье 225 КОСГУ не относятся:

  • приобретение государственным (муниципальным) учреждением матери­альных запасов для целей проведения ремонта, произведенное в рамках отдельных договоров (340 КОСГУ);
  • оплата услуг по поддержанию (восстановлению) работоспособности компьютерных программ (226 КОСГУ);
  • пусконаладочные работы «вхолостую» (работы капитального характера,
  • 226 КОСГУ));
  • разработка проектной документации для проведения ремонта (226 КОСГУ).

Пример 10? Реклама

При проведении планового технического обслуживания автомобиля в автосало­не согласно предоставленным документам, кроме выполнения работ, подрядчиком были израсходованы запасные части (свечи зажигания, фильтры, прокладки), ГСМ (моторное и трансмиссионное масло) и технологические жидкости (антифриз, тор­мозная жидкость). Орган казначейства потребовал у учреждения отдельно произ­вести оплату за материальные запасы по статье 340 КОСГУ, и за работы — по подста­тье 225 КОСГУ Такое требование ошибочно и связано с неправильным пониманием назначения статьи 340 КОСГУ, которая отражает не приобретение материальных запасов, как процесс, а увеличение их стоимости, как результат. В результате техоб­служивания автомобиля общее количество материальных запасов в учреждении не изменилось. Следовательно, всю сумму договора следует оплатить по подста­тье 225 КОСГУ.

? Реклама

Бухгалтерские проводки

Согласно инструкциям № 157н и 162н отражение операций по подстатье 225 КОСГУ может быть оформлено следующим образом:

Начисления
Кассовые расходы безналичным путем
Расходы через подотчетное лицо
0 303 02 730 0 303 06 730

0 303 07 730 0 303 08 730

0 303 10 730 0 303 11 730

0303 01 830

0 303 02 830

0 303 06 830 0 303 07 830

0 303 08 830 0 303 10 830 0 303 11 830

1 304 05 225

0 201 11 610

Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение».  Главный журнал для бухгалтера казенного учреждения. Практические разъяснения по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности.? Реклама

В сентябре специалисты Минфина России отвечают на вопросы подписчиков журнала на бесплатных online-семинарах!

Мероприятия

Блоги компаний

По темеЧитайте все материалы (150) по теме«Программное обеспечение (софт): учет, налогообложение, списание в расходы»подписаться. Есть обновление (+92), в том числе:20 февраля 2013 г. 14:19Об авторе статьиАрхив

Издательство «Гарант-Пресс»

Go_budget.jpgGo_budget.jpg

Ряд основных средств не может функционировать без соответствующего программного обеспечения. Для работы, например, компьютерной техники как минимум необходима та или иная операционная система (MSDOS, Unix, Windows, Vista).

Практически во всех случаях учреждение не получает на подобные программы исключительных прав. Они остаются у разработчика. Поэтому стоимость операционной системы в составе нематериальных активов учреждения не отражают.

Лицензионное программное обеспечение может поставляться в двух вариантах:

— ОЕМ-версия (предоставляется вместе с компьютером в виде предустановленной версии);

— «коробочная» версия (устанавливается пользователем самостоятельно, например, с диска).

Основной отличительной особенностью OEM-версии является то, что по условиям лицензии они не могут быть перенесены на другой персональный компьютер. В этом случае OEM-версия программного обеспечения, установленная на конкретный компьютер, не может функционировать отдельно от него (представляет с ним единое целое). Поэтому стоимость такого программного обеспечения должна быть включена учреждением в первоначальную стоимость приобретенного основного средства.

Мнение специалиста

В соответствии с п. 47 «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157 н, в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату фактические вложения формируются не только из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу), но и других расходов учреждения, связанных с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства.

При этом специалисты уполномоченных органов, разъясняя вопросы налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 25.05.2009 № 03-03-06/2/105, письма ФНС России от 13.05.2011 № КЕ-4-3/7756, от 29.11.2010 № ШС-17-3/1835), отмечают следующее:

– эксплуатация вычислительной техники заключается в использовании конкретных свойств материальных объектов, чтобы обеспечить применение организацией в производстве или управлении потребительских качеств тех или иных программных продуктов;

– если вычислительная техника приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения, то материальный объект никак не может быть использован в деятельности. В таком случае затраты на приобретение прав на необходимое программное обеспечение являются расходами на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию. Такое программное обеспечение является неотъемлемой частью технического средства;

– в случае приобретения в организации торговли вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением, позволяющим реализовывать публично заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники, выделения стоимости такого программного обеспечения из стоимости техники не требуется;

– если при покупке основного средства с программой лицензионным договором на программу не предусмотрена выплата правообладателю вознаграждения в виде периодических платежей, то сумма такого вознаграждения включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств и списывается через механизм амортизации.

Вышеуказанные аргументы, по нашему мнению, могут быть учтены и бюджетным учреждением для целей бухгалтерского учета. Тем более что подобный подход, по сути, соответствует положениям Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (IPSAS), содержание которых берется за основу при реформировании бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации (смотрите, в частности, параграф 14 МСФООС (IPSAS) 17 «Недвижимость, здания и оборудование», пара граф 7 МСФООС (IPSAS) 31 «Нематериальные активы»). Таким образом, программное обеспечение, пред установленное на приобретаемый учреждением сер вер или компьютер и являющееся неотъемлемой частью такого носителя (основного средства), должно быть включено в его первоначальную стоимость.

А. Семенюк, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

«Коробочную» версию программного обеспечения возможно установить на любой другой компьютер или купить отдельно от него. Поэтому затраты на ее приобретение могут учитываться в составе расходов будущих периодов (соответствующие аналитические счета счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов») с последующим включением в затраты текущего года в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения . Их отражают по подстатье 226 «Прочие расходы» КОСГУ. Кроме того, стоимость такой версии отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в оценке, отраженной в договоре купли-продажи. В аналогичном порядке должны отражаться затраты на покупку дополнительных программ, приобретаемых для вычислительной техники учреждения (например Microsoft Office, Nero, Outlook Express, Mozilla Thunderbird, Opera и т. д.).

Пример

За счет субсидии на иные цели учреждение приобрело компьютер. Техника будет использоваться в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Стоимость компьютера составила 53 100 руб. (в том числе НДС — 8100 руб.). Он относится к особо ценному имуществу. Кроме того, учреждением куплена операционная система Windows XP. Ее стоимость — 2714 руб. (в том числе НДС — 414 руб.). По договору с поставщиком предустановленная операционная система оплачивается учреждением отдельно. После ввода компьютера в эксплуатацию учреждением приобретено дополнительное программное обеспечение — Microsoft Office. Расходы на его покупку составили 3776 руб. (в том числе НДС — 576 руб.).

Для упрощения примера порядок забалансового учета денежных средств учреждения не приводится.

Ситуация 1

Учреждением приобретены ОЕМ-версия операционной системы и «коробочная» версия дополнительного программного обеспечения. Операции по покупке техники и программ будут отражены в учете записями:

Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 302 31 730

– 53 100 руб. — учтены затраты на приобретение компьютера и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 302 26 730

– 2714 руб. — учтены затраты на получение права пользования операционной системой и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 302 31 830 Кредит 5 201 11 610

– 53 100 руб. — оплачен компьютер с лицевого счета учреждения в казначействе;

Дебет 5 302 26 830 Кредит 5 201 11 610

– 2714 руб. — оплачены услуги по предоставлению права пользования операционной системой с лицевого счета учреждения в казначействе;

Первоначальная стоимость компьютера составит:

53 100 + 2714 = 55 814 руб.

При включении купленного имущества в состав основных средств в учете делают запись:

Дебет 5 101 24 310 Кредит 5 106 21 310

– 55 814 руб. — купленный компьютер учтен в составе основных средств учреждения.

Расходы на дополнительное программное обеспечение будут отражены записями:

Дебет 5 401 50 226 Кредит 5 302 26 730

– 3776 руб. — учтены затраты на приобретение дополнительного программного обеспечения;

Дебет 5 302 26 830 Кредит 5 201 11 610

– 3776 руб. — оплачены услуги по предоставлению права пользования дополнительным программным обеспечением с лицевого счета учреждения в казначействе;

Дебет 01

– 3776 руб. — отражено увеличение забалансового счета 01 на сумму расходов на оплату права пользования дополнительным программным обеспечением.

В последующем расходы на приобретение дополнительного программного обеспечения в размере 3776 руб. включаются в расходы текущего финансового года в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Ситуация 2

Учреждением приобретена «коробочная» версия как операционной системы, так и дополнительного программного обеспечения. Операции по покупке техники и программ будут отражены в учете записями:

Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 302 31 730

– 53 100 руб. — учтены затраты на приобретение компьютера и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 302 31 830 Кредит 2 201 11 610

– 53 100 руб. — оплачен компьютер с лицевого счета учреждения в казначействе;

Дебет 5 101 24 310 Кредит 5 106 21 310

– 53 100 руб. — купленный компьютер учтен в составе основных средств учреждения;

Дебет 5 401 50 226 Кредит 5 302 26 730

– 6490 руб. (2714 + 3776) — учтены затраты на приобретение права пользования программным обеспечением и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 302 26 830 Кредит 5 201 11 610

– 6490 руб. — оплачены услуги по предоставлению права пользования программным обеспечением с лицевого счета учреждения в казначействе.

Дебет 01

– 6490 руб. — отражено увеличение забалансового счета 01 на сумму расходов на оплату права пользования программным обеспечением.

В последующем расходы на приобретение программного обеспечения в размере 6490 руб. включаются в расходы текущего финансового года в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Программное обеспечение, необходимое для работы техники, может выйти из строя. В такой ситуации расходы на его восстановление и переустановку могут расцениваться как затраты на ремонт ОС (по статье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ). Их отражают в составе текущих расходов учреждения.

Пример

Учреждение использует систему водоснабжения, учтенную в составе ОС. Она применяется в основной деятельности организации, не облагаемой НДС. Система не может функционировать без специального программного обеспечения. В результате поломки оно вышло из строя. Стоимость услуг по его восстановлению, оказанных сторонней организацией, составили:

— 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.) — расходы на восстановление;

— 26 550 руб. (в том числе НДС — 4050 руб.) — расходы на переустановку.

Указанные затраты оплачиваются за счет субсидии на иные цели. Для упрощения примера порядок забалансового учета денежных средств учреждения не при водится.

Расходы по восстановлению системы будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 5 109 60 225 (5 109 70 225, 5 109 80 225 …) Кредит 5 302 25 730

– 59 000 руб. — учтены расходы на оплату услуг сторонней организации по восстановлению программного обеспечения (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 109 60 225 (5 109 70 225, 5 109 80 225 …) Кредит 5 302 25 730

– 26 500 руб. — учтены расходы на оплату услуг сторонней организации по переустановке программного обеспечения (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 201 11 610

– 85 500 руб. (59 000 + 26 500) — оплачены расходы на восстановление и переустановку программного обеспечения с лицевого счета учреждения в казначействе.

По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений» под общ. редакицией В.Верещаки

Содержание

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «На какой косгу оносить приобретение программной программы». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Пункт 66 Инструкции № 157н предусматривает, что платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Бюджетный учет расходов

Практически каждое учреждение использует в своей деятельности лицензионные программное обеспечение и базы данных, например, программы для ведения бухгалтерского, кадрового учета, различные информационно-справочные и правовые системы. В материале рассмотрен порядок учета расходов на приобретение неисключительных прав пользования данными нематериальными активами и обновлений к ним.

Гражданско-правовые отношения

При перечислении денежных средств в счет погашения задолженности перед лицензиаром оформляется запись: Дебет 1 302 26 830/ Кредит 1 304 05 226 (п. 111 Инструкции № 162н).

Лицензионное программное обеспечение далее — ПО — это программа для компьютера ЭВМ , которой учреждение пользуется на основании лицензионного договора. Большинство офисного ПО Windows, Word, бухгалтерские программы, антивирусные программы является лицензионным. Расходы на приобретение лицензионного ПО могут подтверждать Письмо Минфина от Расходы учреждения на приобретение лицензионного ПО, произведенные за счет средств субсидий или лимитов бюджетных обязательств бюджетных ассигнований , не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль пп. В рамках приносящей доход деятельности при ОСН у бюджетного или автономного учреждения расходы на приобретение, адаптацию и установку лицензионного ПО учитываются в прочих расходах равномерно ежемесячно, начиная с месяца установки ПО на компьютер, в течение срока использования ПО Письмо Минфина от Срок использования ПО — это срок действия лицензионного договора, а если он не установлен — срок, определенный самим учреждением Письмо Минфина от Затраты на обновление лицензионного ПО учитываются в расходах единовременно в месяце обновления ПО. В марте г. Расходы на адаптацию — 14 руб. Счета-фактуры получены в марте.

Читайте также:  Как Заполнить Нулевую 3ндфл Если Продано Авто Дешевле 2020

Расчет нормы ГСМ. Узнайте верный КБК. Учетная политика для госсектора. Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы. Объясняется это так. В рассматриваемой ситуации работы услуги по наладке и настройке персональных компьютеров фактически приводят оборудование в состояние, пригодное к эксплуатации.

Наладка и настройка персональных компьютеров,установка программного обеспечения

Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. В настоящее время, пожалуй, ни один бухгалтер не может обойтись без программного обеспечения, с помощью которого производится автоматизация бухгалтерского бюджетного учета и формирование отчетности учреждения.

В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно ст. 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Приобретение программного продукта

Вне зависимости от того, признается web-сайт нематериальным активом или нет, учреждению необходимо решить вопрос с доменным именем. Услуги по регистрации доменного имени считаются оказанными с момента занесения информации в реестр доменных имен.

Регистрация прав на программный продукт

В случае если в ходе внедрения программного продукта осуществлялась переработка (модификация) программного продукта, то данные расходы следует оплачивать по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ, если же осуществлялась адаптация программного продукта, то расходы следует оплачивать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и исходя из содержания п. 62 Инструкции N 157н включить данные расходы в первоначальную стоимость программного продукта.

Согласно п. 57 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н), материальные объекты (материальные носители), в т. ч. CD и DVD, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету. Приведенное выше требование распространяется и на материальные носители нематериальных активов, полученных учреждением (лицензиатом) в пользование, например на проведение медосмотров медработников.

Читайте также:  Пособие По Потере Кормильца В 2020 Году Размер

Вопрос

Сформулированную выше правовую позицию государственному (муниципальному) учреждению желательно согласовать с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (учредителем). Такое согласование может быть получено, например, путем утверждения приложений (расшифровок) к финансово-плановым документам (сметам, планам финансово-хозяйственной деятельности и т. п.).

Ответ

Достаточно часто в договорах (контрактах) на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение стоимость материальных носителей отдельно не оговаривается. В таких случаях обязательства перед правообладателями в полном соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, оплачиваются за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Дело в том, что в подобных ситуациях к оплате предъявляется только стоимость пользовательских прав на программное обеспечение, а предоставление соответствующих CD и DVD рассматривается в качестве неотъемлемого элемента реализации прав учреждения (лицензиата).

Гражданско-правовые отношения

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Приобретение неисключительных прав.

Расходы по приобретению неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, отражают в бюджетном учете следующими записями:

  • перечисления финансовым / нефинансовым организациям.
  • в выплаты тренерам, спортсменам и учащимся включили компенсации расходов на проезд, проживание и питание при их направлении на различные мероприятия;
  • к имеющимся видам выплат учащимся образовательных учреждений добавили суточные, компенсацию стоимости проезда к месту прохождения преддипломной практики, компенсацию расходов на питание (при невозможности приобретения этих услуг).

Читайте также:  Нсу Для Ликвидаторов Чаэс В 2020

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете

Также внесены изменения в состав расходов внутри уже имеющихся подстатей КОСГУ. В 2020 году из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ исключены расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч.

Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении, обновление ПО

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Бухгалтерский и налоговый учет компьютерных программ в бюджетных организациях

В этой статье К.В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы “1С“, расскажет нам, по какому коду ЭКР следует оплачивать программы фирмы “1С“ — 320 (нематериальные активы) или 226 (прочие услуги).

Используемые источники:

  • https://www.klerk.ru/buh/articles/290448/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a18/550011.html
  • https://legcons.ru/sudebnye-pristavy/na-kakoj-kosgu-onosit-priobretenie-programmnoj-programmy

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации