Содержание
- 1 О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя
- 2 Область темперирования и этапы настройки
- 3 Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты
- 4 Инструменты для настройки
- 5 Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки
- 6 Что влияет на точность настройки
- 7 Определения направления темперации
- 8 Настройка области темперирования
- 9 Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков
- 10 Контроль качества настройки
- 11 Настройка губной гармошки по тону
О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя
Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.
Область темперирования и этапы настройки
Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми1 — ми2. Это объясняется тем, что октава ми1—ми2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.
Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.
Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.
Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты
Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.
При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.
Инструменты для настройки
Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.
На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.
В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.
Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.
Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки
Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.
Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.
В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.
Что влияет на точность настройки
На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.
На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.
Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.
Определения направления темперации
Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.
Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений — о том, что интервал был настроен в зоне расширения.
Настройка области темперирования
В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.
После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.
Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков
Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:
- язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
- язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
- язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
- язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).
В многоголосых инструментах третьи и четвертые ряды язычков настраивают в октаву и в розлив с язычками строевых планок, возможен также и пятый ряд язычков, который настраивают на октаву выше.
Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр — он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение — понижение порога возбуждения — не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.
Бывают язычки другого рода — слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.
Контроль качества настройки
Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.
Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.
Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.
Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не реже, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.
Мастер по изготовлению голосовых планок показывает, как выпиливают голос в нужный тон впроцессе изготовления голосовых планок:
Источник: В.Г.Порвенков «Аккустика и настройка музыкальных инструментов», 1990г.
Настройка губной гармошки по тону
·
Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке
Приветствую уважаемое сообщество харперов!
Хочу высказать слова благодарности за внимание к моим статьям, это для меня важно. Я стараюсь создавать материалы в порядке необходимости и сложности реализации. Очень надеюсь, что большая часть рассмотренных манипуляций вам не понадобится (особенно в плане ремонта) и любимые гармошечки будут служить очень долго (а когда-нибудь даже будут подарены благодарному внуку вместе с альбомами-дискографией легендарного дедушки!).
В этот раз я предлагаю рассмотреть непростую процедуру: настройка гармошки по тону.
Также понадобится тюнер. Обзавестись тюнером — не проблема. Я говорю о программных хроматических тюнерах, различных вариантов которых огромное множество и для ПК, и для мобильных устройств под разные операционные системы. Можно использовать и аппаратный тюнер, но я встречал множество таких низкого качества и практически не подходящих под наши задачи. Да, ещё одно уточнение: нужен именно хроматический тюнер, а не «халявный у друга-гитариста попросил» — его функционала будет мало.
Так что там с «настроечным» дыханием? Что за зверь?
Вот при помощи тюнера и проверим. Включаем тюнер, берём гармошку и играем второе или третье отверстие на вдох секунд этак 5-8, отмечаем показания тюнера (желательно в Герцах и в % отклонения, так как только процент отклонения не всегда информативен). Повторяем процедуру несколько раз и опять записываем результаты. Сходили на прогулку, выпили кофе, посмотрели крутой ролик в YouTube, почистили зубы! И опять повторяем взятие ноты и сравниваем результаты. Если показания у нас отличаются не только в разных подходах, но и на протяжении одного взятия ноты стрелка тюнера скачет «как собак бешеный, дА!» (произносить с кавказским акцентом), то не стоит браться за настройку (это будет РАССТРОЙКА гармошки — может и такую статью напишу когда-нибудь). Если показания отличаются на 2-3% (это десятые Герца на первых отверстиях), то считаю это допустимой погрешностью для выполнения настройки.
Оговорюсь ещё:
- замеры проводить необходимо на предварительно разогретой (не в микроволновке!) дыханием гармошке;
- звук желательно давать одной громкости на одном расстоянии от микрофона/тюнера;
- ноты брать без атаки и акцентирования;
- не ленитесь брать ноту несколько раз и уже потом: «пилить иль не пилить — вот в чём вопрос».
Вынужден ещё помучить теорией перед тем как перейти к делу. Постараюсь дать её по-минимуму — только ту, что действительно необходима.
На тюнере есть такой параметр, как «A=44x” (вместо x цифра, обычно 0, но может быть 1,2,3,…). Это значение в Гц ноты Ля (четвёртой октавы), которое мы примем за эталон. Вот блин, эталон, он же ЭТАЛОН («это же памятник! Кто его посадит?»). А мы его принимать-менять. Вот такие мы загадочные, а вернее: изготовители гармошек. Модель Hohner Marine Band Classic на боковушке верхней крышки имеет загадочное число «440». Вот теперь оно уже совсем не загадочное. Для других моделей Hohner оно принимает значение 442, 443, 443 Гц (и у Seydel, и Suzuki тоже свои значения). Возникает логичный вопрос: а зачем? Ответ такой: чтобы в миксе с другими инструментами звук гармошки выделялся (не пинайте, не я этот ответ придумал). Hohner, я считаю, лидер в этой неразберихе: на крышках число «440», а сама гармошка строится по эталону 443 Гц. И очень часто настройка далека от приемлемой, из коробки гармошки расстроены (это не анти-реклама, «это суровая жизнь»).
Что, страшно стало? Подождите, ещё не всё.
По видам строя гармошки делятся на инструменты с темперированной и компромиссной настройкой. Если взять гармошку (кроме Hohner Golden Melody) и проверить ноту 2 выдох, 3 вдох по тюнеру, с предварительно выставленным правильным значением «A=44x”, то «картина маслом» будет ещё та. Отклонение достигает 15-20% от ожидаемой ноты. Не хочу лишним забивать голову. Если есть желание — почитайте Вики «темперированный строй», там и формулы, и значения. Скажу по-простому: такое отклонение нот делается умышленно для приятного звучания аккордов. Ведь наш инструмент не только солирующий. Вот для того, чтоб при взятии любимого (123), -(234) кошки и соседи выли не сразу, а погодя, и настраивают инструменты с интонированием. Проще всего, не вдаваясь в теорию, найти настроечную таблицу под конкретную модель и ей воспользоваться (это не проблема для популярных моделей).
Всё это время,так сказать «по умолчанию», я повествую о гармошках настройки Рихтера. Наверняка для вас не секрет, что диатонические гармошки бывают не только мажорные этой самой Richter настройки. Paddy Richter Tuning, Country-tuning, Melody Maker, Easy third (reggae), Diminished, … «и тут Остапа понесло». Но «нельзя объять необъятное», оставим эти громоздкие знания. «Пилите, Шура! Пилите!».
Переходим непосредственно к настройке губной гармошки
Для изменения тона нам понадобится инструмент, позволяющий снимать на небольшой площадке язычка металл. Обычно, это удобный надфиль, может быть наждачная бумага в нехитром приспособлении фиксации. Соскабливать ножом, скальпелем не рекомендую — неудобно и есть шансы повредить язычок. Сам использую небольшой дремель на батарейках с специальными абразивными насадками. Его удобно держать и точно попадать в нужное место обработки. Так же рекомендую подкладывать под язычок тонкую пластину для предотвращения деформации язычка по длине. В зависимости от «калибра» используемого абразивного материала изменение тона может быть разным, начинайте от двух-трёх «потираний» с постоянной проверкой, пока не изучите свой инструмент. Для увеличения, поднятия тона снимается металл на кончике язычка, а для понижения — наоборот, у основания возле заклёпки. Настоятельно рекомендую проводить «потирания» вдоль язычка, а не поперёк. Не создавайте поперечные «овраги» (такие, как «мастера» при заводской настройке Hohner) — по таким «бороздам» язычки лопаются. Только продольные и, желательно, не «овраги». Старайтесь делать равномерное углубление и не касаться краёв язычка, это сохранит его жёсткость.
Есть ещё вариант: не стачивать, а наращивать металл на язычке при помощи паяльника. Сам от этого метода отказался после длительных проверок (отзывчивость язычка уменьшается и громкость). При таком методе изменения тона металл напаивается на кончике язычка для понижения тона, а у основания/заклёпки — для увеличения тона. На нижних отверстиях вдоха на кончике не делайте «вершины гор» — будут биения по крышке. Не грейте долго язычок — меняются его характеристики жёсткости.
Из своего опыта: в какой эталон выполнена настройка я определяю по 1, 4, 7 выдоху. Бывает и 446-448Гц. Определяюсь на какую частоту выставить свой тюнер (обычно A=443 Гц) и настраиваю звучание октавных нот тоники без биения. Это пары 1 = 4, 4 = 7, 7 = 10. Значение тюнера в Герцах при этом у нот через октаву увеличивается в два раза ( например, нота Ля = 220, 440, 880…). Потом берусь за пары 3 = 6, 6 = 9. Следующими настраиваю 2 = 5, 5 = 8, но с учётом приятного звучания аккорда (123), (456). Перехожу на ноты вдоха, в первую очередь -1 и -4 тоже строю по октавам, -4 и -8. Второй вдох -2 настраиваю по 3 выдоху — они должны звучать одинаково. Если с вашим дыханием не всё в порядке — делайте поправку (а именно: при взятии -2 вы будете всегда её занижать, неумышленно «забендивать»). С вдохом -3 поступаю так, чтобы приятно звучал аккорд -(234), в центах это обычно -25-30%. По -3 строю через октаву -7. Ноты -5 и -6 строю для приятного звучания минорного аккорда -(456). Вот уж действительно получается КОМПРОМИСС между «тем как надо и как должно». Часто звучанием вдоха -5 в соло я не доволен в зависимости от исполнения мажорной или минорной мелодии. Используйте таблицы настроек, рекомендации профессионалов. Мне советовали свои настройки Александр Братецкий, Евгений Иванов, за что им огромное спасибо! (Если представится такая возможность, то и Борис Плотников наверняка поделится своими таблицами. Я ни на что не намекаю. Просто если вдруг Борис прочтёт эту статью… ? ).
При перенастройке язычка на другую ноту пользуюсь следующими ограничениями:
- до 5-ого отверстия понижать или повышать допускается максимум на тон;
- начиная с 5-ого отверстия изменяю только на полтона.
Рекомендации усреднённые. Если их не придерживаться, то возрастает вероятность выхода из строя язычка. Чем ниже тональность гармошки, тем больше можно изменить его тон. Для стальных язычков Seydel изменения тоже допускаются бОльшими. Это всё актуально, когда нет язычка нужного тона, или когда мы «перетачиваем» гармошку в альтернативную тональность.
Статья получилась довольно научная, отягощённая числами и теорией. Не получилось этого избежать. «Не люблю я точные науки, точно сам не знаю почему…» Вот Расторгуеву настраивать гармошки я бы не поручил (никакой политики). Приступаем к практическим занятиям. Всем удачи!
Об авторе статьи
Олег Коропецкий
Играет на губной гармонике более пяти лет.
Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.
Канал на YouTube.
Профиль Вконтакте.
Спасибо тульским оружейникам за гармонь. Вооружили страну на славу. Немало побед одержано с этим удивительным инструментом. Первые тульские гармоники играли в мажоре. Однако мажор, и мажор, и снова мажор — это немного надоедает. И в 1870 году музыкант-самородок тульский рабочий Николай Иванович Белобородов создаёт инструмент с хроматическим строем. Это на 20 лет раньше, чем в Европе. И если считать, что инструмент распространился благодаря торговле, то он пришёл не из Европы к нам, как принято утверждать, а от нас к ним. А басовый механизм изменил тульский мастер Чулаков, благодаря ему с тех пор в басах нажатием одной кнопки извлекается несколько звуков одновременно. Как только появилась возможность играть мелодии в миноре, возникло великое множество запоминающихся песен. Всякое стоящее стихотворение тотчас сопровождали мелодией в долгожданном миноре, причем нередко музыкант просто нажимал все клавиши подряд, благо в хромке соседние клавиши отстоят как раз на терцию, и три-четыре пальца, прижавшие кнопки по очереди, давали красивое трезвучие или септаккорд. И сейчас, подбирая старую песню, можно смело трогать соседние клавиши, улавливая лишь, куда идет в целом движение, вверх или вниз. Звуки совсем близкие — пробуй соседний ряд, а если звучит разливисто — бери соседний звук на том же ряду. Подбор прост необычайно, не то что на фортепиано. Потому многие гармонисты не спешат осваивать музграмоту и мелодии записывают номерами кнопок. Под правой рукой в крайнем ряду их 13 (считаем сверху вниз, ближе к меху ещё 12, с 14-й по 25-ю). Нужна тоника в миноре — ищите 17-ю кнопку, в мажоре — 3-ю или 18-ю. 17−6-18−19−18−6-17−2-17 — это «Бьется в тесной печурке огонь». То же можно записать как a-h-c-e-c-h-a-dis-a. Или, избегая соль-диеза, ahcechaha. По таким буквенным формулам можно находить песню, если помнится только мелодия. И скоро, наверное, этот поиск станет доступным онлайн. Или уже есть, кто знает? Англоязычные песни можно искать, напев голосом, на «мидоми.ком», а наши? Предполагаю, что довольно скоро все музыкальные сервисы сольются, и воспроизведение, ноты, аккорды, цифры, распознавание по словам и звукам, вариации для разных инструментов и их сочетаний — всё будет доступно для всех без особых ухищрений. И одновременно стремительно возрастёт ценность всего реального, а не виртуального. Свой голос, игра своими руками, а не сто раз скопированная и воспроизведённая чья-то запись. И концерты без микрофонов. И совместное пение без массовиков-затейников. Кто раньше сообразит, что времена меняются, тот лучше напрактикуется к нужному моменту. Уже сейчас с гармонью на улицу выходят не чудаки, недавно прибывшие из деревни, а выпускники музыкальной академии имени Гнесиных, солидные мужи с высоким статусом, домохозяйки, вчерашние гитаристы. Идут по улицам, поют, и милиция, она же полиция, улыбается им вслед. С чего началось нынешнее возрождение? С Музея русской гармоники А. Мирека, открытого с 28 февраля 2000 года? Или с движения «Играй, гармонь!», поднятого Геннадием Заволокиным? Или с телепередач, которые в 1986 году он начал вести на телевидении? В Измайловском парке петь под гармонь как начали с войны, так ни на год и не прекращали. Выходите в Москве на станции «Измайловская» из первого вагона вечером выходного дня и поворачивайте направо. Особо ценятся те люди, которые знают тексты песен. Голосов и гармоней хватает, особенно в воскресенье после семи, а слова старых песен мало кто знает. Гармонь — далеко не такой богатый инструмент, как аккордеон и баян. Хоть и называется «хромкой», звуков в октаве ощутимо не хватает. Из-за этого порой гармонь считают неполноценным инструментом. Лучше бы считали интересным, увлекательным. Музыканты с творческой жилкой очень любят переход на гармонь из-за множества любопытных неожиданностей, слома стереотипов. Как они обходят проблему нехватки звуков? Играют аккорд, за мощным звучанием которого скрывается нехватка одного звука. Или играют терцию к нужному звуку, получается вроде второго голоса. Окружают нужное несколькими другими проходящими звуками. Как только этот вопрос отпадает, гармонь оказывается исключительно легка в освоении и приятна на слух и для рук. Не от этой ли легкости происходит особенная жизнерадостность гармонистов? В последнее время гармонью стали интересоваться родители из-за её замечательной способности развивать мелкую моторику и гармонический слух. И потому, что появились гармони «Сказка» специально для детей. И потому, что гармонь из деревенского оркестра превратилась в изысканный концертный инструмент. Н.П. Трофимов Щемящие звуки Статья опубликована в выпуске 9.05.2015Используемые источники:
- https://poigarmonika.ru/garmon-tehnicheskie-aspekty/94-nastroika-yazychkovyh-instrumentov.html
- https://garmoshka-samouchitel.ru/nastroyka-gubnoy-garmoshki-po-tonu/
- https://shkolazhizni.ru/culture/articles/72148/